Этапы организации проектной деятельности на уроках английского языка
Этапы организации проектной деятельности на уроках английского языка
В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика, как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что ребёнок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдёт его презентация.
Е.А. Ганжа выделил основные принципы проектной работы:
Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Что касается текстов, то это могут быть диалоги, письма, таблицы, описания, диаграммы, карты, комиксы. Необходимы различные варианты тем и типов упражнений.
Решение проблемы. Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем иностранные языки для решения проблем. Проблемы заставляют детей думать, а думая они учатся.
Когнитивный подход к грамматике. Не ученики усваивают правила и структуры. Надо помочь учащимся самим поработать над ними. Таким образом, у учащихся исчезает страх перед грамматикой, и они лучше усваивают ее логическую систему. Но так как главная задача - научить пользоваться иностранными языками. Школьникам предлагается множество возможностей применить пройденные грамматические структуры и явления. Учение с увлечением. Учащиеся много усваивают, если им нравиться процесс обучения. Получение удовольствия - это одно из главных условий эффективности обучения. Поэтому важно включать в учебный процесс игры, шутки, загадки.
Личностный фактор. Посредством проектной работы ребятам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях и т.д.
Адаптация заданий. Нельзя предлагать ученику задание, которое он не может выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находиться учащийся. Проектная работа может быть выполнена на любом уровне. В любом возрасте.
Например, проект «My family» может включать такие задания: «Make the caption under the photograph for each member of your family.»; «Draw the tree of your family and tell about your relatives.» и т.д.
Это только несколько примеров возможных тем и видов работы. Выбор зависит от многих факторов, включая возраст, уровень знаний учащихся, интересы учеников, материалы, которые доступны участникам и т.д.
При проведении проектной работы перед учителем возникает ряд проблем, С.Ю. Ларионова выделяет следующие: 1. Организация. Проекты, конечно же, создают дополнительную работу для учителя. Они требуют дополнительных действий, таких, например, как установление контактов, нахождение подходящих источников материалов и т.д. Основные рекомендации в проведении проектных работ.
А) Тщательно подготовьтесь к выполнению задания. Убедитесь в том, что каждый ученик понимает, какое конкретное задание ему предстоит выполнить ещё до начала работы над проектом.
Б) Не спешите. Подробно объясните, что и как следует делать.
В) Внимательно наблюдайте за тем, что делают учащиеся. Если они не поняли своего задания, не отменяёте его. Остановитесь и выясните, в чём проблемы. Разберитесь в каждой из них.
2. Личностные проблемы. Учитель может столкнуться с трудностями, связанными с личностью ученика, такими, как отсутствие интереса или мотивации, трудности во взаимоотношения с другими членами группы. Но, с другой стороны, работа над проектом даёт ребятам возможность проявить свои таланты.
3.Трудности в создании успешно действующих групп. Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит наиболее творческий характер.
Групповая работа особенно эффективна для сбора иллюстративного материала. Необходимо сохранять группы до окончания работы над проектом.
И.И. Мазур выделяет следующие этапы проектной работы: главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками класса. А при проектной работе она выходит за пределы класса. Полномасштабный проект включает четыре стадии.
I этап – планирование в классе. Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта; составление интервью; способы сбора и вид необходимой информации (статьи, брошюры, иллюстрации и т.д.)
II этап – выполнение проекта. Обычно на этой стадии деятельность выходит за пределы классной комнаты. Учащиеся берут интервью, собирают печатный и иллюстрированный материал. Важно помнить, что ребята будут использовать все четыре вида речевой деятельности: чтение, письмо, говорение и аудирование. Главная задача на этом этапе сбор информации. Чтобы помочь детям в организации данного процесса, посоветуйте им определиться, что они хотят узнать; как оформить полученный материал.
III этап – оформление работы На этом этапе ученики оформляют свою проектную работу, используя ножницы, линейки, клей, картинки и фломастеры и т.д.
IV этап – презентация проекта. Способ презентации завит в значительной степени от вида конечного продукта: будет ли это схема, видеопоказ или устная презентация. Польза для учащихся очевидна. При выполнении ученик использует не только уже выученное, но и дополнительно изучает, что необходимо в связи с поставленной задачей. Это важное условие дальнейшей творческой работы. Действенный источник мотивации, средство воспитания уверенности в себе.
При проверке проектной работы нужно помнить, что любой проект – это только часть общего объёма работы, которую ребята выполняют в течение всего языкового курса. Проектная работа даёт возможность развивать у ребёнка творческие способности. Навыки исследования, умение выразить себя.
О.А. Побокова отмечает результативность проектной методики.
Активация и интенсификация речевой деятельности учащихся;
Повышение уровня мотивации при изучении предмета;
Реализация здоровье сберегающих технологий;
Развитие творческих способностей учащихся;
Реализация антроцентрического подхода.