программа кружка Бумажные фантазии
Пояснительная записка
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Актуальность данной программы в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа способствует развитию познавательных процессов личности обучающихся, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной доступной деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у младшего школьника пространственных представлений логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и глазомера.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В связи с тем, что в образовательном процессе мало времени уделяется художественно-эстетической стороне воспитания личности, поэтому возникла необходимость создания этой программы. Данная программа даёт возможность расширить содержание образования школьников области « Технология», « Искусство» через приобретение ими практических навыков одного из видов декоративно-прикладного искусства оригами. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках предметных областей: русского языка, литературного чтения, окружающего мира, ИЗО, музыки
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Программа адресована учащимся начальной школы. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Занятия проходят 1 раз в неделю. Программа реализуется учителями начальных классов.
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников; развитие творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи:
Знакомство с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитание интереса к искусству оригами.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
В результате изучения будут сформированы следующие универсальные учебные навыки:
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
положительное отношение к учению;
желание приобретать новые знания;
способность оценивать свои действия;
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:
соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.
соблюдать правила организации рабочего места.
соблюдать правила бережного использования бумаги.
эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.
анализировать информацию, полученную из разных источников.
научатся различным приемам работы с бумагой.
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся :
принимать и сохранять учебную задачу;
работать по плану;
адекватно оценивать свои достижения.
В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся :
вести диалог с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы;
слушать и отвечать на вопросы других;
высказывать свою точку зрения;
работать в парах и рабочих группах.
Методы обучения и формы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
комбинированные и практические занятия,
конкурсы,
соревнования и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Оценка результатов.
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Формы подведения итогов.
Составление альбома лучших работ.
Презентация творческих работ для родителей.
Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.
Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на развитие умения чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих знаний и умений.
знать
что такое оригами;
основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
условные обозначения к схемам;
названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки: сгибанием;
способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;
уметь
под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
различным приемам работы с бумагой;
следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Оценка результатов освоения программы.
I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами.
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Оцениваются такие умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
комбинированные и практические занятия;
выставки;
конкурсы.
Программные задачи (1 год обучения):
Знакомство со свойствами бумаги, ее назначением и способами её обработки
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Знакомство с правилами безопасности труда, технологией обработки.
Развивать ручную умелость разнообразными технологическими приёмами.
Развитие усидчивости, терпения, аккуратности, трудолюбия, внимания, памяти.
Планируемые результаты:
Знает:
что такое оригами;
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника.
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги.
приемы складывания модулей;
правила техники безопасности
Умеет:
подбирать бумагу нужного цвета;
пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
выполнять разметку листа бумаги;
составлять композицию из готовых поделок.
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.
Приобретает навыки:
разметки листа бумаги;
складывания базового модуля
резания
Программные задачи (2 год обучения).
Формирование художественного вкуса, активизация творческого воображения, способностей конструирования, изобретательности.
Развитие моторики пальцев рук.
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Воспитание интереса к искусству оригами.
Планируемые результаты:
Знает:
различные приемы работы с бумагой;
основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
терминологию, предусмотренную программой
Уметь:
создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
Приобретает навыки:
культуры труда;
работы в коллективе.
Программные задачи (3 год обучения).
Формирование умения читать и зарисовывать схемы изделий.
Знать правила безопасности труда с инструментами
Развивать аккуратность, терпение, трудолюбие, внимание.
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Планируемые результаты:
Знает:
условные обозначения к схемам;
названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки: сгибанием;
Умеет:
пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
читать и зарисовывать схемы изделий;
Приобретает навыки:
на уровне своих возрастных особенностей развить способность работать руками, творческие способности и исследовательские навыки
коммуникативные навыки и навыки совместной коллективной деятельности
Программные задачи (4 год обучения).
Знакомство с приёмами вырезания, разметки и приклеивания (вырезание многократно сложенной бумаги, симметричное вырезание, разметка по шаблону, на глаз, с помощью чертежных инструментов).
Формирование художественного вкуса и интереса к художественному труду.
Формирование умение читать схему оригами и грамотно выполнять складывание, поиск новых конструктивных решений.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Планируемые результаты:
Знает:
способы разметки: сгибанием;
способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами
Умеет:
анализировать образец, анализировать свою работу;
пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
Приобретает навыки:
уметь выражать свой замысел в создаваемой поделке
свободно владеть приёмами и способами изготовления поделок оригами
Тематическое планирование (1 год).
№
Дата
Тема занятия
1
Бумага и ее свойства; форма листа бумаги для моделей.
2
Модели. Моделирование путем прямого повторения за учителем его рассказам и показам необходимых действий. Модель "Коробочка".
3
Моделирование путем прямого повторения за учителем. Модель "Голубь".
4
Моделирование путем прямого повторения за учителем. Модель "Журавлик".
5
Моделирование путем прямого повторения за учителем. Модели "Пароход", "Лодочка".
6
Моделирование путем прямого повторения за учителем. Модель "Парусник".
7
Моделирование путем прямого повторения за учителем. Модель "Бейсболка".
8
Моделирование путем прямого повторения за учителем. Модель "Шлем Самурая".
9
Моделирование путем прямого повторения за учителем. Модели "Лягушка", "Тюлень".
10
Графический язык оригами. Изображение на чертеже действий и последовательности их выполнения.
11
Практическое выполнение модели "Кенгуру".
12
Практическое выполнение модели "Два жука".
13
Практическое выполнение модели "Лиса и мышка".
14
Практическое выполнение модели "Слоник".
15
Практическое выполнение модели "Кит".
16
Практическое выполнение модели " Треугольный модуль".
17
Практическое выполнение модели " Кубик без углов".
18
Практическое выполнение модели - кусудама "Жасмин".
19
Практическое выполнение модели - кусудама "Лотос".
20
Практическое выполнение модели " Цветок жасмина".
21
Практическое выполнение модели " Цветок колокольчика".
22
Практическое выполнение модели " Цветок розы".
23-26
Практическое выполнение модели" Букет".
27-29
Практическое выполнение модели " Девочка".
30-33
Практическое выполнение модели " Мальчик".
Тематическое планирование (2 год).
№
Дата
Тема занятия
1.
Петли. «Астра».
2.
Петли. «Астра» - украшение корзины.
3.
Петли. Ветка ели.
4.
Поделки из кулечка. Шишка на ветке.
5.
Художественное конструирование с использованием соединения в цепочку.
6-7
Шары сборные.
8 - 11.
Бревенчатый сруб. Объёмная аппликация.
12 - 16
Плетение. (Салфетка, корзиночка, рыбка)
17 - 23
Практическое выполнение модели «Стрекоза».
24 – 28
Практическое выполнение модели «Фрукты» (апельсин)
29 - 33
Практическое выполнение модели «Фрукты» (клубничка)
34
Итоговое занятие (работа по выбору учащихся)
Тематическое планирование 3 год.
№
Дата
Тема занятия
1 – 2
Плетение. Олень.
3 – 4
Плетение. Лес.
5 – 6
Плетение. Колосья.
7 – 10
Торцевание. Пушистый снеговичок.
11 – 14
Квиллинг. Снежинки
15 – 16
Торцевание. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
17 – 22
Практическое выполнение модели «Торт».
23 – 27
Практическое выполнение модели «Ваза с цветами»
28 – 32
Практическое выполнение модели «Радужный лебедь».
33 – 34
Итоговое занятие (работа по выбору учащихся)
Тематическое планирование 4 год.
№
Дата
Тема занятия
1 – 3
Практическое выполнение модели «Осенние листья»
4 – 9
Практическое выполнение модели «Заяц».
10 – 11
Квиллинг. Заяц.
12 – 13
Квиллинг. Кот.
14 – 18
Практическое выполнение модели «Дед Мороз»
19 – 20
Квиллинг. Царская птица
21 – 22
Квиллинг. Яйцо из ксероксной бумаги
23 – 26
Практическое выполнение модели «Кактус».
27 – 30
Практическое выполнение модели «Елка»
33 – 34
Итоговое занятие (работа по выбору учащихся)
Материально-техническое обеспечение.
Бумага, картон, ножницы, клей.
Образцы изделий.
Схемы выполнения работ
Учебно-методическое обеспечение.
Для педагогов:
Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги. -Ташкент 1988г.
Джун Джексон. Поделки из бумаги. - "Росмэн", Москва 1996г.
Элен и Питер Макнивен. Куклы.- Полигон С.-Петербург 1998г.
Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000
В.Н.Полунина. Искусство и дети. - "Просвещение", Москва 1982г.
А.П.Врона, Е.Г.Лапина, В.Н.Пузанов. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- "Техническая эстетика", 1985г., N4
В.Я.Данилено. Краткосрочные учебные задания-средства активизации творческой интуиции. //Техническая эстетика, 1984г. N5
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995.
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга, учителей начальной школы.
Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007
Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001
Литература для учащихся:
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005
Афонькин С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. СПб, Химия, 1995.
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995 г.
Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996г.
П.Бортон, В.Кэйв. Игры забавные и ужасные.- "Росмэн" Москва 1996г.
Р.Гибсон, Д.Тайлер. Веселое рождество.- "Росмэн" Москва 1996г.
15