Программа и планирование кружка Бумажные фантазии
П Р О Г Р А М М А
" Б у м а ж н ы е ...ф а н т а з и и "
Пояснительная записка
Направленность программы
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать её в любой жизненной ситуации. В любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Актуальность программы
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми функциями. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Большая роль в овладении бумагопластикой отводится коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии ребёнок может сделать одну или две поделки, он выразил себя технически, но морально не удовлетворён. Но если ребёнок создаёт коллективную одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки – тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (лёгкость обработки, минимум инструментов, доступность). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму. Известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки. Но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т. д.).
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага даёт возможность ребёнку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Игрушки-самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию, конструктивное мышление, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающей среде, обогащают словарь детей, формируют умения общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребёнка становятся более ловкими, что также положительно сказывается на его развитии. Превращение листа бумаги в игрушку при работе в технике оригами дети воспринимают как увлекательную игру, не замечая, что в процессе складывания решают очень серьёзные математические задачи: находят параллели и диагонали, делят целое не части, получают различные виды треугольников и многогранников, с лёгкостью ориентируются на листе бумаги, развивают моторику пальцев рук, логику, воображение. Учатся творить и любить живое.
Работа в технике аппликации располагает большими воспитательными и обучающими возможностями. В процессе художественно-трудовой деятельности ребёнок осваивает целый ряд графических навыков (действовать карандашом, линейкой, угольником, циркулем), учатся анализировать явления природы и предметы окружающего мира, пользоваться ножницами, правильно наносить клей кисточкой, аккуратно наклеивать детали и т. п. У него развивается воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, восприятие пространственных представлений, цвета и его преобразования, аккуратности. Формируется терпение , усидчивость, стремление довести до конца начатое дело. Искусство выполнения бумажной аппликации учащиеся в дальнейшем могут перенести на работу по ткани, дереву, коже, металлу.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая её поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоёмких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.
Новизна программы
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (лёгкость обработки, минимум инструментов, доступность). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму. Известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки. Но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т. д.).
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага даёт возможность ребёнку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Игрушки-самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию, конструктивное мышление, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающей среде, обогащают словарь детей, формируют умения общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребёнка становятся более ловкими, что также положительно сказывается на его развитии. Превращение листа бумаги в игрушку при работе в технике оригами дети воспринимают как увлекательную игру, не замечая, что в процессе складывания решают очень серьёзные математические задачи: находят параллели и диагонали, делят целое не части, получают различные виды треугольников и многогранников, с лёгкостью ориентируются на листе бумаги, развивают моторику пальцев рук, логику, воображение. Учатся творить и любить живое.
Направленность программы
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать её в любой жизненной ситуации. В любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Педагогическая целесообразность
Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Программа предусматривает преподавание материала по "восходящей спирали", то есть периодическое возращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. Образные представления у младших школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы литературных произведений (см. Приложение 1), для сюжетно-образной игры.
Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. В старших классах проводится углубляющая работа на всех этапах выполнения задания, уделяется больше разбору и анализу работ, созданных учащимися. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия. Подобная установка дисциплинирует обучающихся, дает хороший осознанный подход к решению и чисто пластических задач объемной формы. С первых же занятий дети приучаются работать по плану: 1) эскиз, 2) воплощение в материале, 3) выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Используя полученные знания, ребята уже на первом году обучения создают свои конструкции, не пользуясь выкройками и шаблонами. Готовые выкройки лишают творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за ним право лишь на механическое исполнительство.
Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности. Программа предусматривает посещение выставок в районе и городе, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения
Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программыОбучающие:* закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;* продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;* совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;* приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:* осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;* воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;* добиться максимальной самостоятельности детского творчества;Развивающие:* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;* развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;* формирование творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;* развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;* развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Возраст обучающихся и сроки реализации
Программа работы кружка рассчитана на четырёхгодичное обучение.
1 год обучения – 7 – 8 лет
2 год обучения – 8 – 9 лет
3 год обучения – 9 – 10 лет
4 год обучения – 10 – 11 лет
Формы и режим работы
Кружок первого года обучения комплектуется в основном из учащихся 1 классов, второго года - 2 классов, третий год - 3 классов, четвёртый год – 4 классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы 15 человек. Режим работы кружка для первого года обучения – 5 часов в неделю. Всего: 190 часов - для первого года обучения. Форма организации занятий – групповая.
Занятия проходят с учётом запланированного организационного момента, собственно занятия, физкультминутки, проветривания помещения, перерыва.
- Организационный момент – 3 – 5 мин.
- Вступительное слово – 5 мин.
- Занятие – 20 – 25 мин.
- Физкультминутка – 5 мин.
- Проветривание – 2 – 3 мин.
- Занятие – 15 мин.
Ожидаемые результаты
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
* познакомятся с различными способами и приёмами бумажной пластики и оригами: свёртывание, скручивание, складывание;
* научатся работать в разной технике: рваная бумага, мятая бумага, аппликация из цветных полосок, объёмная аппликация, плоскостной картонаж, конструирование из бумаги;
* научатся использовать навыки декоративного конструирования, придумывать свой узор, располагать элементы декорирования ритмично, соблюдая сочетаемость цветов и оттенков;
* овладеют умением располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа;
* научатся пользоваться клеем, кисточкой;
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 2-го года обучения предлагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
* познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
* познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
* овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
* научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
* научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
* познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, папье-маше, объемное конструирование);
* научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 3-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
* расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведение;
* продолжат знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством;
* научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
* научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов;
* научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве.
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 4-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
* расширят свои знания в области композиции, цветоведения, формообразования;
* овладеют основными техническими приемами макетирования;
* изучат приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы;
* познакомятся с основными понятиями композиционного построения объекта - композиционным моделированием;
* научатся моделировать различные геометрические тела;
* научатся делать макеты с использованием качественно различных элементов, объединенных в одной композиции, передавая в объемно-пространственных формах и цвете настроение, ощущения, создавая художественный образ пространства определенного назначения;
* освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.
Формы подведения итогов
В конце прохождения каждой темы целесообразно провести выставки индивидуальных альбомов с выполненными поделками, выставки коллективных и личных работ. Принять участие в оформлении залов для праздников и спектаклей. На третий и четвёртый годы обучения планируется участие в проектных работах.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-й год обучения
Номертемы
Наименование и содержание темы
Количество часов
теор
практ
ВСЕГО
1
Вводное занятие
Техника безопасности
1
1
2
2
Поделки из бумаги
7
37
44
а) бумажные комочки
2
5
7
б) бумажные полоски
1
6
7
в) поделки из кулёчка
1
4
5
г) цилиндр
1
6
7
д) конус
1
8
9
е) конус и цилиндр
1
8
9
3
Плоскостные композиции из бумаги
6
52
58
а) аппликация
2
20
22
б) симметричное вырезание
1
10
11
в) художественное вырезание
1
7
8
г) мозаика из бумаги
2
15
17
4
Оригами
4
49
54
а) условные обозначения
1
1
2
б) базовые формы
1
5
6
в) плоские изделия
1
28
29
г) объёмные изделия
1
15
16
5
Бумагопластика или объёмное конструирование
5
20
25
А) объёмные изделия
1
9
10
Б) конструирование игрушек из цветной бумаги
4
11
15
6
Другие виды работ с бумагой с использованием различных материалов
2
2
4
7
Выставки, экскурсии, праздники
-
2
2
8
Заключительное занятие
-
2
2
ИТОГО :
25
165
190
Учебно-тематический план
2-й год обучения
Номертемы
Наименование и содержание темы
Количество часов
теор
практ
ВСЕГО
1
Вводное занятие
Техника безопасности
1
1
2
2
Поделки из бумаги
-
10
10
а) симметричное вырезание в полосе
-
5
5
б) выполнение зеркальной симметрии
-
5
5
3
Плоскостные композиции из бумаги
2
14
16
а) плетение в полосе
-
4
4
б) плетение уголками
1
3
4
в) орнамент
1
7
8
4
Оригами
5
63
68
а) условные обозначения
1
1
2
б) базовые формы
1
5
6
в) плоские изделия
1
23
24
г) объёмные изделия
1
22
23
д) модульные оригами
1
12
14
5
Бумагопластика или объёмное конструирование
-
7
7
а) щелевое соединение
-
3
3
б) игрушки, выполненные щелевым соединением
-
4
4
6
Другие виды работ с бумагой с использованием различных материалов
-
6
6
а) работа с фольгой
-
2
2
б) работа с конфетной обёрткой
-
2
2
в) поделки из природного материала
-
2
2
7
Выставки, экскурсии, праздники
-
4
4
8
Заключительное занятие
-
1
1
ИТОГО :
8
106
114
Учебно-тематический план
3-й год обучения
Номертемы
Наименование и содержание темы
Количество часов
теор
практ
ВСЕГО
1
Вводное занятие
Техника безопасности
1
1
2
2
Поделки из бумаги
4
21
25
а) симметричное вырезание в круге
1
4
5
б) гирлянды
1
5
6
в) снежинки
1
5
6
г) маски
1
7
8
3
Плоскостные композиции из бумаги
4
45
49
а) фигурное плетение
1
8
9
б) сюжетная аппликация
1
13
14
в) мозаика
1
13
14
г) орнамент
1
11
12
4
Оригами
5
23
28
а) условные обозначения
-
1
1
б) базовые формы
1
1
2
в) плоские изделия
1
8
9
г) объёмные изделия
1
7
8
д) подвижные игрушки
2
6
8
5
Бумагопластика или объёмное конструирование
4
25
29
а) объёмные цветы из петли
1
6
7
б) изделия из спирали
1
6
7
в) изделия из кулёчка
1
4
5
г) гофрировка
1
9
10
6
Другие виды работ с бумагой с использованием различных материалов
3
48
51
а) работа с бумажной верёвкой
1
15
16
б) работа с нитками
1
18
19
в) поделки из природного материала
1
15
16
7
Выставки, экскурсии, праздники
-
4
4
8
Заключительное занятие
-
2
2
ИТОГО :
21
169
190
Учебно-тематический план
4-й год обучения
Номертемы
Наименование и содержание темы
Количество часов
теор
практ
ВСЕГО
1
Вводное занятие
Техника безопасности
1
1
2
2
Поделки из бумаги
2
28
29
а) изделия из гофрированного картона
1
17
18
б) изделия из коробок
1
11
12
3
Плоскостные композиции из бумаги
1
45
46
а) динамические игрушки
1
7
8
б) сюжетная аппликация
-
15
15
в) мозаика
-
14
14
г) орнамент
-
9
9
4
Оригами
2
40
42
а) условные обозначения
-
1
1
б) базовые формы
-
1
1
в) плоские изделия
-
12
12
г) объёмные изделия
1
8
9
д) модульные оригами
1
8
9
5
Бумагопластика или объёмное конструирование
2
18
20
а) пластическая полоска
-
6
6
б) полуобъёмные изделия
1
7
8
в) объёмные композиции
1
5
6
6
Другие виды работ с бумагой с использованием различных материалов
5
41
46
а) работа с кожей
1
7
8
б) работа с тканью
1
9
10
в) работа с соломкой
1
9
10
в) поделки из природного материала
1
9
10
7
Выставки, экскурсии, праздники
-
2
2
8
Заключительное занятие
-
2
2
ИТОГО :
13
177
190
Содержание курса
1-й год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Из истории бумаги. Материалы и инструменты.
Тема 2. Поделки из бумаги.
Виды бумаги. Способы обработки бумаги. Способы скрепления. Сложение из полосок фигур. Разметка. Работа с полосками бумаги. Плетение. Виды плетения.
Тема 3. Плоскостные композиции из бумаги.
Виды аппликаций. Работа с шаблоном. Работа с геометрическим материалом. Симметрия. Прорезная аппликация.
Тема 4. Оригами.
Свойства бумаги. Условные обозначения. Приёмы работы в технике оригами. Базовае формы. Разметка. Модульные оригами. Виды модулей
Тема 5. Бумагопластика или объёмное конструирование.
Объём. Как придать фигуре из бумаги объём. Композиция. Виды конструирования. Выбор материалов, способов обработки, умения планировать.
Тема 6. Другие виды работ с бумагой с использованием различных материалов.
Знакомство с другими материалами при работе с бумагой: фольга, конфетная обёртка, бумажная верёвка, нитки, кожа, ткань, природный материал.
Тема 7. Выставки, праздники. Оформление работ для выставок и конкурсов.
2-й год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Из истории бумаги. Материалы и инструменты.
Тема 2. Поделки из бумаги.
Виды бумаги и картона. Способы обработки бумаги. Инструменты и материалы. Вырезание из бумаги и картона. Симметричное вырезание в полосе. Выполнение зеркальной симметрии.
Тема 3. Плоскостные композиции из бумаги.
Разные виды плетений. Плетение в полосе. Плетение уголками. Классификация аппликаций. Композиция. Знакомство с орнаментом. Орнаменты из геометрических фигур.
Тема 4. Оригами.
Условные обозначения в схемах. Базовые формы. Опыты и игры с бумагой. Складывание бумаги. Модульные оригами.
Тема 5. Бумагопластика или объёмное конструирование.
Как придать бумаге объём. Способы соединения деталей из бумаги и картона. Щелевое соединение деталей. Игрушки, изготовленные щелевым соединением.
Тема 6. Другие виды работ с бумагой с использованием различных материалов.
Работа с бумагой, фольгой и конфетной обёрткой. Поделки из природного материала.
Тема 7. Выставки, праздники. Подготовка работ для выставок и конкурсов. Участие в оформлении залов для праздников и спектаклей.
3-й год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Цели и задачи работы кружка. Предполагаемые результаты занятий на выходе. Инструктаж.
Тема 2. Поделки из бумаги.
Способы обработки бумаги. Инструменты и материалы. Вырезание из бумаги и картона. Симметричное вырезание в круге. Гирлянды. Снежинки. Маски.
Тема 3. Плоскостные композиции из бумаги.
Разные виды плетений. Фигурное плетение. Ниточное соединение деталей. Классификация аппликаций. Композиция. Сюжетные аппликации. Мозаика. Орнаменты.
Тема 4. Оригами.
Условные обозначения в схемах. Базовые формы. Опыты и игры с бумагой. Складывание бумаги. Модульные оригами. Подвижные игрушки.
Тема 5. Бумагопластика или объёмное конструирование.
Как придать бумаге объём. Способы соединения деталей из бумаги и картона. Объёмные цветы из петли, спирали, кулёчка. Гофрировка.
Тема 6. Другие виды работ с бумагой с использованием различных материалов.
Работа с бумагой, бумажной верёвкой, нитками. Поделки из природного материала.
Тема 7. Выставки, праздники. Подготовка работ для выставок и конкурсов. Участие в оформлении залов для праздников и спектаклей.
4-й год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Цели и задачи работы кружка. Предполагаемые результаты занятий на выходе. Инструктаж.
Тема 2. Поделки из бумаги и картона.
Виды картона. Гофрированный картон. Основные технологические приёмы работы с картоном. Изделия из коробок.
Тема 3. Плоскостные композиции из бумаги.
Подвижное соединение деталей. Динамические игрушки. Классификация аппликаций. Композиция. Сюжетные аппликации. Мозаика. Орнаменты.
Тема 4. Оригами.
Условные обозначения в схемах. Базовые формы. Складывание бумаги. Модульные оригами. Подвижные игрушки. Коллективные композиции из разных техник работы с бумагой.
Тема 5. Бумагопластика или объёмное конструирование.
Способы придания бумаге объёма. Пластичная полоска. Способы соединения деталей из бумаги и картона. Полуобъёмные изделия. Объёмные композиции.
Тема 6. Другие виды работ с бумагой с использованием различных материалов.
Работа с бумагой, кожей, тканью и соломкой. Поделки из природного материала. Работа с глиной и солёным тестом.
Тема 7. Выставки, праздники. Подготовка работ для выставок и конкурсов. Участие в оформлении залов для праздников и спектаклей.
ЛИТЕРАТУРА
Для педагогов:1. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги. -Ташкент 1988г.2. Джун Джексон. Поделки из бумаги. - "Росмэн", Москва 1996г.3. Элен и Питер Макнивен. Куклы.- Полигон С.-Петербург 1998г.4. Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 20005. В.Н.Полунина. Искусство и дети. - "Просвещение", Москва 1982г.6. А.П.Врона, Е.Г.Лапина, В.Н.Пузанов. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- "Техническая эстетика", 1985г., N47. В.Я.Данилено. Краткосрочные учебные задания-средства активизации творческой интуиции. //Техническая эстетика, 1984г. N5 Для родителей:1. Л.С.Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991г.2. А. А. Мелик-Пашаев, З. Н.Новлянская. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995г
Для детей:1. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996г.2. П.Бортон, В.Кэйв. Игры забавные и ужасные.- "Росмэн" Москва 1996г.3. Р.Гибсон, Д.Тайлер. Веселое рождество.- "Росмэн" Москва 1996г.4. Г.Б.Минервин. О красоте машин и вещей.- "Просвещение" Москва 1975г.
15