Технологическая карта урока ОРКСЭ тема Добро и зло


Технологическая карта урока с дидактической структурой урока
Ф.И.О.  Мамай Ольга МихайловнаПредмет:  ОРКСЭКласс:  4Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема  Добро и зло
Цель  Формировать у учащихся нравственные качества и моральные ориентиры.
Задачи Образовательные: формирование знания о понятиях добро и зло, умения рассуждать на тему добра и зла с привлечением личного опыта. Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету; культуру выражения мысли, логического мышления, воображения, творческие способности.Воспитательные: формирование положительного отношения к нравственным поступкам, доброжелательности, адекватной самооценки; воспитание неравнодушного отношения к окружающим людям.
УУД Личностные УУД: Развитие ответственности за свое поведение и слова.
Формирование сдержанности, умения высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Проявление интереса к чтению, ведению диалога с автором текста.
Регулятивные УУД: Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Формирование умения работать по предложенному плану, используя необходимые средства. Сопоставление своей работы с образцом, оценивание еѐ по критериям, выработанным в классе.
Коммуникативные УУД: Умение строить понятные для партнера высказывания. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Познавательные УУД: Сравнение и группирование предметов, их образов по заданным основаниям.
Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Планируемые результаты Предметные:
Знать понятия добро и зло.
Уметь рассуждать на тему добра и зла с привлечением личного опыта. Проводить самооценку, высказывать суждения о поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.
Личностные: высказывание личной точки зрения, осознание значимости чтения, умение проявлять внимание, интерес.
Метапредметные:
регулятивные: Принятие и сохранение учебной задачи, понимание цели деятельности до получения её результата, планирование своих действий.
познавательные: Высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;
коммуникативные: Составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;
Основные понятия  Добро, зло, доброта, сопереживание, насилие.
Межпредметные связи  Окружающий мир, литературное чтение, русский язык
Ресурсы:
 основные
 дополнительные  Основы светской этики. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.Т. Студеникин –М.:Русское слово, 2012. Притча «Два волка».
Песня Б.Савельева на слова М. Пляцковского «Если добрый ты…»
Формы урока фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
Технология  Проблемного диалога, дифференцированного обучения, игровая, личностно-ориентированного, технология деятельностного метода, ИКТ,
Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация (самоопределения) к учебной деятельности
Цели:
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность  Психологический настрой к учебной деятельности Диагностика эмоционального состояния учащихся посредством использования карточек цветов. Коррекция эмоционального состояния.  -Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
  РУУД – волевая саморегуляция.
КУУД: слушать и понимать текст песни, строить понятные для одноклассников высказывания в рамках учебного диалога.
II.Постановка проблемы.
Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе  Слушание песни, участие в беседе после прослушивания.
Антонимы- слова противоположные по значению.
зло
отрицательное
плохое
противное
Вредное
Узнать, как отличить добро от зла. Где граница добра и зла?(открыть запись на доске)
ДОБРО И ЗЛО.
     Организует прослушивание песни Б.Савельева на слова М. Пляцковского «Если добрый ты…»    - Назовите тему нашего урока.
- Как вы поняли, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?
- Хорошо или плохо быть добрым? Почему?
-Что значит, «наоборот»?
добро                          
положительное        
хорошее                    
милое
полезное                  
- Напишите антонимы к каждому слову из первого столбика.
- Что такое антонимы?
– В нашем мире добро и зло всегда идут рядом.
- В жизни мы часто используем слова «добро», «зло», «хорошо», «плохо». Но всегда ли мы понимаем, что за этим стоит?
- Когда вы слышите слово «добро», каким вы видите это слово? Что Вам представляется? Что вы чувствуете?
-Когда вы слышите слово «зло», каким вы видите это слово? Что вам представляется? Что вы чувствуете при этом?
Приведите примеры, что можно назвать добром, а что злом?
 уметь высказывать понимание слов: «добро», «зло», «добрый», рассказывать о своих чувствах, переживаниях, своем эмоциональном состоянии в определенных жизненных ситуациях.
П УУД:
- логические:  установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения
- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы
Регулятивные УУД:
- целеполагание
Л УУД:
- интерес к изучению предмета
КУУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
III. Совместное открытие нового знания
Цель: устранение возникшего затруднения  Работа в группах. Работа со словарями.
Работа с притчей.
Просмотр презентации, слушание притчи «Два волка», участие в беседе после просмотра и прослушивания презентации.
 Организация подводящего диалога, организует работу в парах/группах, выступает консультанта.
Организует работу с притчей «Два волка», проблемный диалог.
Создание условий для самооценки ребенком и поиска нравственных решений противоречивых ситуаций.
 Давайте рассмотрим, как объясняется лексическое значение слов: добро и зло в Толковом словаре С. И. Ожегова.
Подберите однокоренные слова к слову «добро»
Однажды один старый мудрый индеец — вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.
— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины — светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков.
Представь себе, что один волк светлый, а второй — тёмный. Понимаешь?
— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?
-Как вы думаете, что ответил дедушка-индеец?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
-О каких волках говорится в притче?
-Что такое совесть?
Подберите из предложенных слов соответствующие данному понятию. (Нравственность, справедливость, добро, честность, порядочность, мораль и т.д. Закрепить на доску)
-Что значит «кормить» волка?
-Как вы считаете, когда происходил этот разговор старого вождя-индейца и его маленького внука?
-Актуальна ли эта тема в современном мире? Почему?
-Чему учит притча?
Т.е. задать себе вопрос, а какого волка «кормишь» ты? Тот и будет сильнее.
-Этот вопрос задаем мы себе на протяжении своей жизни не раз, оценивая свои поступки и поступки окружающих.
-Что вы нарисовали бы, если вам предложили проиллюстрировать ее? (двух волков – темного и светлого, их борьбу)
Слайд:
-Почему волки борются? (человек всегда перед выбором, как ему поступить)
-Как вы считаете, какой волк должен победить в человеке, Добро или Зло?
Работа в парах/группах:
Запишите на светлой стороне листа те качества и поступки, которые характеризуют Добро, а на темной стороне – Зло.

-Как бы вы назвали эту притчу?
Соберите пословицы, которые отражают главную мысль притчи.
Жизнь дана на добрые дела.
Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть.
Добра желаешь — добро и делай.
Тёмные силы подпитаны нашими пороками.
 уметь называть изучаемые понятия: «добро», «зло», «добрый», «добродетель» Составление представления об этических понятиях «добро», «зло».
уметь называть понятие «совесть» РУУД
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
КУУД
- слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;
П УУД:
- логические:  установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения
Физкультминутка  Дети выполняют движения.
 Учитель проводит физкультминутку  Если слово отражает понятие «добро» - хлопаем в ладоши, если «зло» - топаем ногами.    
V. Закрепление
Цель:  Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы Работы в парах «Сказочные герои»    Организует работу в парах, организация учебного диалога  - Отгадайте загадку и узнайте сказочного персонажа.
Подумайте, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили?
И зайчонок, и волчица -Все бегут к нему лечиться.
В гости к бабушке пошла,Пироги ей понесла.Серый Волк за ней следил,Обманул и проглотил.
Он в Италии родился,Он своей семьёй гордился.Он не просто мальчик-лук,Он надёжный, верный друг.
Носик круглый, пятачком,Им в земле удобно рыться,Хвостик маленький крючком,Вместо туфелек — копытца.Трое их — и до чего жеБратья дружные похожи.Отгадайте без подсказки,Кто герои этой сказки?
Гармошка в руках,На макушке фуражка,А рядом с ним важноСидит Чебурашка.Портрет у друзейПолучился отменный,На нём Чебурашка,А рядом с ним…
Родилась у мамы дочкаИз прекрасного цветочка.Хороша, малютка просто!С дюйм была малышка ростом.Если сказку вы читали,Знаете, как дочку звали.
Она Буратино учила писать,И ключ золотой помогала искать.Та девочка-кукла с большими глазами,Как неба лазурного высь, волосами,
На снежных санях КоролеваПо зимнему небу летела.Коснулась мальца, невзначай.Холодным он стал …
Всех грязнуль отчистит быстро,Всех нерях умоет чистоУмывальников начальникИ мочалок командир –Знаменитый…
Понимание добра и зла, как этических категорий. Анализ поступков литературных героев.
Осознание причины необходимости быть добрым.
РУУД
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
КУУД
- слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи
ЛУУД
- определять общие для всех людей правила, делать выводы;
- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;
-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей
VI. Рефлексия
Цель: закрепить новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельностью Формулирование знаний по теме урока
Заполнение листа самооценки Организует
самооценку учебной деятельности -Сегодня я понял (а)…
-Мне захотелось…
Заполните лист самооценки
Понимание добра и зла, как этических категорий. ПУУД - Умение структурировать знания.
КУУД – уметь оформлять свои мысли в устной форме.
РУУД – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.
ЛУУД – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Домашнее задание Подобрать пословицы о добре и зле Лист самооценки урока
В ходе урока я... Всегда Иногда Никогда
Определял цели, ставил задачи Ждал помощи от участников группы Принимал активное участие в совместной работе Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения Помогал группе в выборе правильных решений Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы Находил и исправлял ошибки Оказывал помощь, откликался на работу других Преодолевал трудности, добивался достижения результата Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения