Обмен опытом по теме Использование системно — деятельностного метода на уроках в начальной школе: плюсы и минусы

Использование системно - деятельностного метода на уроках в начальной школе : плюсы и минусы.

«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, он ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству».
А.Дистервег.

Хочу согласиться с великим ученым, потому что осознаю важность самостоятельной работы обучающихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умения планировать, анализировать, делать обобщения.
Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в новом Стандарте, а главным условием реализации является системно- деятельностный подход.
Скажи мне и я забуду,
покажи мне, и я запомню
дай мне действовать самому, и я научусь.

Это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Научиться плавать можно только в воде, а научить действовать только в процессе деятельности.”.
Учебная деятельность не дана ребёнку с самого начала, её нужно построить
Таким образом, ключевыми словами в характеристике системно - деятельностного подхода, применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
ИСКАТЬ – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;
ДУМАТЬ – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение,, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы;
СОТРУДНИЧАТЬ – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

Этому способствуют активные формы и методы обучения, используемые нами на уроках, к ним относятся:
- игра, (различные виды игр);
- проблемная ситуация;
- обучение через деятельность;
- групповая и парная работа;
- «оценочная» деятельность учащихся (результат).
-Проектная и исследовательская деятельность и т.д.

В основе системно – деятельностного подхода лежит система дидактичеких принципов.
Принцип целостного представления о мире
Принцип деятельности
Принцип творчества (креативности)
Принцип вариативности
Принцип психологической комфортности
принцип минимакса
Принцип непрерывности
Деятельностный   подход   на своих уроках осуществляю через:
- моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
- использование активных и интерактивных методик;
-участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности;
-вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.
Обучающиеся выполняют работу на уроке по следующим направлениям:
- работают с источниками  информации;
- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
- анализируют современные общественные явления и события;
- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению;
- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Используя на уроках системно - деятельностный подход, тем самым я решаю следующие задачи:
- предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;
- осуществляю личностно-ориентированную направленность;
- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;
- включение в образовательный процесс ИКТ;
- использование метода проектов помогают эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;
- развиваю творческие способности;
- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

Принципы деятельности учителя в условиях системно- деятельностного подхода в обучении:
- пересмотр схемы и требований к уроку;
- создание между детьми атмосферы добра, взаимовыручки;
- создание психологической комфортности;
- равенство всех участников учебного процесса;
- пе принудительное привлечение детей к деятельности;
- вера в каждого ребёнка;
- способствовать речевому развитию.
Преимущества системно-деятельностного подхода:
- у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;
- формируются умение творчески, нестандартно решать учебные задачи;
- возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;
- интерес к предмету побуждает к чтению литературы, что расширяет их познания.
Эффективность использование системно- деятельностного метода на уроках во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Нужны время и практика, необходим анализ ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливого труда
Список литературы
Корбакова И.Н., Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2006
Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ “Школа 2000” 2000 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.