Использование проблемно-диалогического метода на уроках в начальной школе при реализации ФГОС
Использование проблемно-диалогического метода на уроках в начальной школе при реализации ФГОС
Ребенок будет тянуться к урокам,
если он найдет в них условия для
более стремительного движения
своей жизни.
Ш. А. Амонашвили
Задача воспитания активной, смелой, решительной личности, умеющей самостоятельно добывать знания и применять их в нестандартной ситуации, не нова. Не является новым и проблемный подход к обучению. Однако, работая в рамках Образовательной системы «Школа 2100», изучив теоретические принципы разработчиков программы по данному вопросу, я убедилась в том, что проблемное обучение – это не просто приемы создания проблемных ситуаций и пр., это системная целенаправленная работа. Только в этом случае можно добиться положительного и вполне предсказуемого результата. Понятно, что организовать свою деятельность по шаблону нельзя. В каждом конкретном случае любая технология приобретает черты неповторимости, т.к. это обусловлено индивидуальностью личности педагога и особенностью учащихся. Однако использование любой технологии требует не только обработки, апробирования, но и отслеживания результатов, совершенствования приемов и методов на основе мониторинга.
Сущность проблемного обучения в начальной школе.
Педагогическое кредо каждого учителя можно свести к формуле: «открывать знания вместе с детьми!». По сути дела это и есть сущность проблемного обучения. Но что это значит?
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Таким, образом, суть проблемного урока можно охватить одной фразой: «творческое усвоение знаний».
Это значит, что на уроке ученик проходит все звенья научного творчества, хотя при этом он ставит учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в доступных формах. Таким образом, из всех образовательных целей творчески достигаются только знания. Отсюда следует вывод чрезвычайной важности: проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.
На уроке ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. Все это отображено в таблице, где показаны
Структура проблемного урока
Цель урока
Этапы урока
Творческие звенья деятельности
учащихся
З
Н
А
Н
И
Е
Введение
Постановка учебной проблемы
-формирование вопроса
или темы урока
Поиск решения
- открытие субъективно
нового знания
Воспроизведение
Выражение решения
- выражение нового знания в
доступной форме
Реализация продукта
- представление продукта
учителю и классу
Возникает вопрос: как создать проблемную ситуацию на уроке? В Образовательной системе «Школа 2100» предлагается так называемый проблемно-диалогический метод, который, кстати, можно использовать при любой программе и на любом предмете.
Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением», которые представлены в виде таблицы.
Приёмы создания проблемной ситуации по Е. А. Мельниковой.
Тип проблемной ситуации
Тип противоречия
Приёмы создания проблемной ситуации
С удивлением
Между двумя (или более) фактами
Одновременно предъявить противоречивые факты, теории
Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием
Между житейским представлением учеников и научным фактом
а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”;
б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией
С затруднением
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
Дать практическое задание, не выполнимое вообще
Дать практическое задание, не сходное с предыдущим
а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;
б) доказать, что задание учениками не выполнено
Во второй колонке дается список противоречий и показывается, какие противоречия вызывают чувство удивления. А какие - затруднения учеников. В третьей колонке подробно расписаны приемы создания проблемных ситуаций - те самые действия, которыми учитель может намеренно вживить противоречие в ткань урока.
Итак, проблемная ситуация создана: школьники лоб в лоб столкнулись с противоречием и испытывают острое чувство удивления или затруднения. Хорошо. Но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти. Для этого предстоит проделать с классом определенную мыслительную работу, которая заключается в осознании противоречия и формулировании проблемы.
Предлагаются следующие варианты.
Вариант первый: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель.
Вариант второй: осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.
Но бывают случаи, когда самостоятельно «выпрыгивает» из проблемной ситуации, как правило, сильный ученик. Остальные, не понимая, в чем дело, молчат. Как же быть?
Я применяю третий вариант: говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.
Следовательно, вывожу детей из проблемной ситуации на побуждающий диалог. Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.
Следующий шаг побуждающего диалога - формулирование учебной проблемы. Она существует в двух формах: либо как тема урока, либо как вопрос, не совпадающий в своем звучании с темой. Понятно, что в первом случае спрошу: «Какова же будет тема урока?» Во втором случае уместнее спросить: «Какой вопрос у вас возникает?» Все это представлено в виде таблицы.
Побуждающий диалог от проблемной ситуации.
Побуждение к осознанию противоречия
Побуждение к формулированию учебной проблемы
Прием 1 о фактах: Что удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?
о теориях: что вас удивило? Сколько существует точек зрения?
Прием 2 Сколько же в нашем классе мнений?
Прием 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле?
Прием 4 Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?
Прием 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается Чем это задание не похоже на предыдущие?
Прием 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнили?
Выбрать подходящее:
Какой возникает вопрос?
Какова будет тема урока?
Но диалог есть диалог и не всегда мысли детей будет безупречно-красиво-грамотно оформлены. Более того, ученик может высказать вообще что угодно, только не тему или вожделенный вопрос для исследования.
Поэтому высший учительский пилотаж заключается в терпимом, принимающем отношении к таким случаям. Поэтому на ученические «не в ту степь» - формулировки лучше откликнуться следующим образом. Сначала - поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим. Она лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем побуждаю учеников к переформулированию учебной проблемы. «Кто еще хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?»
Реакция на неожиданные формулировки.
Принятие
неожиданной
формулировки
Побуждение к
переформули-
рованию
ТАК
Кто думает иначе?
Остановлюсь ёще на одном методе учебной проблемы – подводящий диалог.
Отличие подводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные (вспомни уже привычное), и мыслительные (проанализируй, сравни) задания, а последний вопрос будет задан на обобщение.
Побуждающий диалог позволяет ученику выполнить подлинно творческие задания и, следовательно, более активно формирует творческие способности. Поэтому он обязателен при обучении одаренных, сильных, способных учащихся. Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью. Всё это отражено в таблице, которая перед вами.
Сравнительная характеристика диалогов.
Побуждающий
Подводящий
Струк-
тура
отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика
система посильных ученику вопросов заданий, подводящих его к открытию мысли
Приз-
наки
-мысль ученика делает скачок к неизвестному
-переживание учеником чувства риска
-возможны неожиданные ответы учеников
-прекращается с появлением нужной мысли ученика
-пошаговое, жесткое ведение мысли ученика
-переживание учеником удивления от открытия в конце диалога
-почти не возможны неожиданные ответы учеников
-не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение
Резуль-
тат
развитие творческих способностей
развитие логического мышления
Таким образом, на вопрос: «Какой диалог лучше и нужнее: побуждающий или подводящий?» смело могу ответить: «Оба хороши! Но каждый по-своему».
«Яркое пятно» как составляющая проблемного обучения.
Если подводящий диалог подвел (в смысле - не придумался), сообщаю в готовом виде, но с добавкой мотивирующего приема к учебной проблеме и иду через проблемную ситуацию. Но ее надо еще при-ду-мать, А если не думается? Сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный традиционный урок.
Где же выход? Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока. Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.
Мы выяснили, что учебную проблему можно поставить тремя методами. Первый - побуждающий от проблемной ситуации диалог. Второй - подводящий к теме диалог. Третий - сообщение темы с мотивирующим приемом.
Какие же основные условия способствуют реализации проблемного обучения? Я бы представила их так.
Использование групповых форм работы (при создании проблемной ситуации).
Внимание к случаю проблемы в форме вопроса (т.е. не сообщать тему урока после вопроса, возвращаться к вопросу).
Соблюдение структуры побуждающего диалога (не пропускать звено осознание противоречия, начинать с общего побуждения; предвидеть ошибочные гипотезы).
Импровизация моментов уроков (если проблемная ситуация не возникает, скорректировать текст диалога, но обеспечить формулирование проблемы).
Умение профессионально реагировать на реплики учеников (принятие неожиданной формулировки проблемы и побуждение к переформулированию).
Некоторые итоги обучения и обучаемости младших школьников.
По результатам применения данной технологии, могу достоверно утверждать, что она эффективна:
- в воспитании активной личности, формировании инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству;
- в стимулировании интеллектуального развития (увеличивается объём памяти, повышается производительность внимания, развивается речь);
-в прочности усвоения знаний, т.к. путем постановки проблемы обеспечивается сильная мотивация, а путем поиска решения достигается полное понимание материала.
13PAGE 15
13PAGE 14815
Times New Roman15