Использование метода проекта на уроках технологии
Использование метода проекта на уроках технологии.
В течение всего периода изучения предмета школьники участвуют в разработке и реализации того или иного проекта.
Проект - это самостоятельная творчески завершённая работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Есть вполне устоявшееся определение того, что проект- это « бросок мыслью в будущее», иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности - « конечный продукт в уме», то. что будет достигаться, создаваться. По латыни, projegtus-брошенный вперёд, замысел, план.
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях « прогнатической педагогики» основоположником которой был американский философ - идеалист Джон Дьюи (1859- 1952). Считалось, что путь стихийных поисков характерен и наиболее естественен для ребёнка, что познавательной активности, любознательности ребёнка вполне достаточно для полноценного интеллектуального развития и образования. Опыт и знания ребёнок должен приобрести путём « делания» в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производств.
Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, он не утратил свое привлекательности и в наши дни. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода. В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы - нет деятельности. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленной на её решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определённых условиях.
Цель проектного метода является воспитание творческого, активного. самостоятельного человека, социально адаптированного в современном обществе и способного в любой ситуации найти правильное решение. Исследуя, познавая, ребёнок получает не только навыки изготовления изделия, но и навыки проектирования (способность оценивать изделие с точки зрения пользователя, эстетических и экономических показателей), умение планировать свою работу. В проектном методе используется дизайн- подход, который включает в себя дизайн-анализ, и упражнения направленные на развитие ребёнка.
Обучение при помощи проектного метода воспитывает и развивает ребёнка таким образом, что он способен решать жизненно важные задачи самостоятельно. Может занять себя в свободное время, организовать и планировать свои действия в любой отрасли, учёбе, быту. Может украсить интерьер своего дома, сделать подарок своими руками. Показывает, как лучше использовать материал, готовит к получению специальности, и итог помогает найти место в своей жизни.
Проектная технология включает в себя: совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис современного понимания проектов.
В последние годы проектная работа учащихся стала одним из важных видов работ.
На практике последних 5 лет я убедилась в целесообразности и эффективности использования метода проектов в обучении школьников. В соответствии с программой все уч-ся выполняют ежегодные творческие проекты по технологии, причём требования к оформлению, к содержанию проектной документации усложняются от класса к классу. Проект выполняется под моим руководством. Работу над ним девочки начинают на уроке, а продолжают дома. Главная задача передомной состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку темы. На первом занятии по теме проектная деятельность , в 5 классе объясняю ребятам, что такое творческий проект и этапы его выполнения. Знакомлю с целью и задачами предстоящей работы, с требованиями к оформлению проекта. При работе над первым проектом представляю уже защищенные проекты в качестве примера.
Тема проекта выбирается ученицей по желанию или по моей рекомендации, исходя из индивидуальных способностей девочек. Например, одним ученицам предлагаю изготовить изделие в лёгкой технике рукоделия, а другим, более сильным, самостоятельно освоить то или иное декоративно- прикладное искусство, провести исследование по той или иной теме.
Далее провожу индивидуальные консультации с каждой девочкой, определяя конкретные задачи, выбор материалов и инструментов. Находим необходимую литературу.
Затем уч-ся приносят план работы над проектом. Вместе с ними просматриваем, анализируем, прописываем технологию работы. При необходимости я вношу поправки. Далее учащиеся приступают к практической работе по изготовлению и поэтапному оформлению творческого проекта.
Дальнейшую помощь учащимся в работе над выполнением проектов оказываю на уроках и в порядке консультаций, контролируя каждый этап выполнения проекта.
Уч-ся выполняют 4 основных этапа проектной деятельности:
подготовительный, конструкторский, технологический, заключительный.На 1 этапе перед ними ставится проблема – осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни общества. Перед ними ставится цель – получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.На 2 этапе возникающие образы будущего изделия должны найти своё воплощение в графических документах. Разработка конструкции, соответствующей технико-технологической документации . Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, опыт учителя, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений, графические документы. На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку.На 3 технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель – качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности – создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки.Средства – инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся.Результат – приобретение знаний, умений и навыков.На 4 заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся проводят экономические расчеты, экологическое и минимаркетинговое исследования, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда.
В процессе работы обращаю внимание уч - ся на самоконтроль. Подчёркиваю, что ученик должен прежде всего, оценить свою работу сам. Считаю это важным воспитательным моментом. У девочек вырабатывается способность к объективной самооценке не только при работе в мастерской но и в других ситуациях.
Защита творческих проектов проходит в форме игры, в течение двух уроков. Каждый из ребят бывает в роли выступающего и эксперта.
К защите ученик представляет проект (пояснительная записка) и изделие.
Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, написана четким почерком или напечатана с использованием компьютера на одной стороне бумаги формата 210х297 мм. По содержанию она включает:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение.
4. Главы основной части:
Глава 1. Конструкция изделия.
Глава 2. Технология изготовления.
Глава 3. Экономическое обоснование проекта.
Глава 4. Экологическая оценка проекта.
5. Заключение.
6. Библиографический список использованной литературы.
7. Приложения.
Процесс защиты проекта позволяет использовать знания и умения, полученные на уроках технологии, и на других предметах, а также свой личный опыт. Это создаёт условия воспитания и развития творческого потенциала, заметно повышает самооценку.
В последнее время для защиты своих проектов учащиеся все чаще используют презентации. Использование презентации при защите проекта это метод, позволяющий развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность.
Творческие проекты оцениваем по следующим критериям:
Критерии
Эстетичность: Соответствие формы и Содержания, учёт принципов гармонии, целостности
Оригинальность, своеобразие, необычность
Технологическая разработанность
Соблюдение требований к качеству изделия
Наличие творческого компонента в процессе проектирования
Соответствие стандартам оформления, описания проекта (наличие титульного листа, оглавления, списка терминов]Реклама, эмблема изделия
Наличие в тексте описания проекта, рассуждений, анализа и выводов
Качество доклада (краткость, ясность формулировок)
Культура речи, поведения, уверенность, владение собой
Ежегодно девочки с удовольствием предлагают свои изделия на выставку, которая проходит в конце учебного года. Цель выставки: показать свои знания и умения, полученные в течение года на уроках технологии, поделиться своим опытом с другими уч-ся. Создаётся комиссия в составе учителей и уч-ся. Отбираются, в соответствии с критериями, лучшие работы и девочки награждаются грамотами. Это повышает у них уверенность в своих силах, учит соизмерять свои цели и возможности, развивает мышление и фантазию.
В результате выполнения проектов учащиеся приобретают способствующие развитию личности следующие умения: интеллектуальные, организационные, коммуникативные, бесконфликтного общения, контролирующие, графические, конструкторско-технологические, экономические, экологические. У них воспитываются трудолюбие, способность самостоятельно применять решения, проявлять изобретательность, брать на себя ответственность, укрепляется воля, формируются положительные потребности и интересы. Все это способствует самоопределению, самореализации, позволяет подойти к осознанному выбору профессии.
Мне доставляет большое удовольствие видеть, как растут мои ученики в плане самостоятельности, самоорганизации, как расширятся их сфера интересов. Накопленный мной опыт организации творческих проектов показывает его большие возможности в решении разнообразных педагогических проблем. Он позволяет научить детей интегрировать применять в практической деятельности знания по многим другим школьным предметам, органично связать учебную и внеурочную деятельность, привлечь к образовательному процессу родителей, осуществлять экологическое, эстетическое, экономическое воспитание, приобщить каждого к творчеству.
Список литературы:
Журнал «Школа и производство»,№ 4- 2008 г.
Н.Ю. Пахомова « Метод учебного проекта в образовательном учреждении»-Москва; 2005 год