Научная разработка Использование метода проекта для подготовки и написания сочинений в начальной школе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа эстетического развития
г.Углегорска Сахалинской области
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
Использование метода проекта
для подготовки и написания сочинений
в начальной школе
автор опыта: Ольга Брониславовна Иванова,
учитель начальных классов
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
начальной общеобразовательной школы эстетического развития г.Углегорска Сахалинской области
Углегорск
2015г.
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Информация об опыте PAGEREF _Toc435628450 \h 3Технология описания опыта PAGEREF _Toc435628451 \h 5Результативность опыта PAGEREF _Toc435628452 \h 10Список литературы PAGEREF _Toc435628453 \h 15Приложения PAGEREF _Toc435628454 \h 16Приложение 1 PAGEREF _Toc435628455 \h 16Приложение 2 PAGEREF _Toc435628456 \h 17Приложение 3 PAGEREF _Toc435628457 \h 25
Информация об опытеАктуальность данного опыта заключается в противоречивом состоянии содержания обучения учащихся начальной школы. С одной стороны, требования сегодняшнего дня – это обучение, развитие и воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. «Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество».
С другой, в большинстве школах Сахалинской области произошел переход с развивающих программ «Школа 2100» на традиционные «Школа России».Собственные наблюдения показали, что вопреки требованиям ФГОС,часть учителей с радостью вернулись на «Школу России» и продолжают работать «по-старинке»: где происходящее накопление, так называемых ЗУНов, основанных на готовых схемах, алгоритмах, механическом запоминании информации приводит к тому, что ученики, без труда воспроизводящие теоретический материал, не могут применить его на практике, как на уроке, так и в жизни.
В итоге снижается мотивация к обучению, (по результатам проведенной нами диагностики, к концу третьего класса у 55% ребят, обучающихся по традиционной программе «Школа России», у учителя, применяющего только традиционные методы обучения, диагностируется средний уровень мотивации к обучению).
Таким образом, возникали вопросы: как, обучая детей по программе «Школа России», сохранить познавательный интерес по предметам, особенно по русскому языку;«как развиватьсформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека»; каким образом на практике воплотить системно-деятельностный подход – методологическую основу ФГОС и др..
Из вышесказанного возникает противоречие между традиционным методом программы «Школа России», методе, основанном на репродукции готовых знаний, и требованиями ФГОС на развитие нестандартно мыслящей личности: любознательной, активно и заинтересованно познающей мир; владеющей основами учебной деятельности, способной к самореализации, к созданию новых технологий, к преобразованию социальной действительности и т. д.
Выход из создавшейся ситуации нашелся в применении на урокахприемов развивающего обучения, инновационных и нетрадиционных методов обучения,проектно-исследовательской деятельности. В том числе, применение методов проектов в подготовке и написании сочинений.
Сочинение, как средство формирования позитивного отношения к правильной устной и письменной речи – это самостоятельная работа, которая предполагает изложение учащимися определенной темы с собственным видением вопроса, это маленькая капелька в огромном море целостного развития собственного «Я». Умение четко, грамотно и логично сформулировать и оформить собственную мысль – это и принцип целостной работы по русскому языку, и содержания обучения, направленное на совершенство произношения, обогащение словаря, синтаксического строя устной и письменной речи учащихся.
Проанализировав разделы программы по русскому языку,видим, во-первых, на развитие речи выделяются определенные часы, тогда как развитием речи учитель должен заниматься постоянно, на каждом уроке, во-вторых, написание сочинений «по образцу», также противоречит современным требованиям к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Второе противоречие между задачей начальной школы по активному использованию речевых средств, наследия русского языка и ограниченным количеством часов по развитию речи на уроках русского языка и чтения.
Таким образом, цель данного обобщения опыта– обоснование использования метода проектов в подготовке и написании сочинений в начальной школе.
Задачи:- Описать этапы подготовки и написания сочинений по методу проекта.
- Привести результаты динамики исследования уровня сформированности проектно-исследовательских умений младших школьников.
- Представить готовые проекты.
Теоретическая и методическая база данного опыта построена на основании изучения следующих трудов психологов, педагогов: Л.С. Выготского, Л.В Занкова о развивающем обучении, Л.П. Виноградовой, А.И. Савенкова, И.С. Сергеева,Н.А. Якимова и др. по организации проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками, Н.А Разагатовой по организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников по русскому языку и литературному чтению; В.С. Мухиной о психологическом смысле проектно-исследовательской деятельности развития личности; А.Г. Асмолова о проектировании универсальных учебных действий в начальной школе и др.
Новизна данного опыта заключаются в разработке методики работы над проектами при подготовке и написании сочинений в начальной школе.
Данный опыт нарабатывался в Начальной школе эстетического развития (НОШЭР) г. Углегорска
Опыт будет полезен учителям начальной школы, учителям русского языка и литературы, педагогам, занимающимся проектно-исследовательской деятельностью с учениками.
Технология описания опытаУчить детей только по традиционным методам,по программам «Школа России» – это вчерашний день. Не смотря на мнение некоторых педагогов, о том, что младший школьник не способен на глубокие умозаключения в проектно-исследовательской работе, практический опыт проведения проектно-исследовательской работы с учащимися начальной школы показал, что младший школьник способен планировать, наблюдать, собирать и обрабатывать информацию, использовать информацию для получения новых заключений, использовать содержание нескольких предметных областей, работать в коллективе и самостоятельно.
При систематической работе над проектами у младшего школьника развиваются способности к исследовательскому нестандартному типу мышления, происходит разностороннее развитие личности младшего школьника. Педагог, использующий на уроках и внеурочной деятельности метод проектов, ориентирующийся «не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития» становится также нестандартно мыслящим, исследователем, ищущим новые формы и методы обучения.
Г. А. Цукерман, определяет современный подход к учебной деятельности, следующим образом: «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны, и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать…» Это высказывание может стать инструкцией к действию для учителя на современном уроке.
Одной из новых форм, используемых в работе – это использование метода проектов для подготовки и написания сочинения. Почему выбран такой способ написания сочинений?
С одной стороны, потому, что традиционный подход к написанию сочинений, по-нашему мнению, не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Он сводится к простому написанию по «образцу»: составить коллективный план (чаще всего он в виде вопросов уже записан учителем на доске, а детям останется только ответить на поставленные вопросы), обсудить содержание каждого его пункта, проговорить составленный текст, по выписанным на доске к каждому пункту «главным» или, так называемым, опорным словам, а дальше остается записать почти выученный наизусть текст в специальную тетрадь. Таким образом, сочинения проводятся как обучающая работа, и они имеют преимущественно повествовательный характер, и получаются однотипными ответами на записанные на доске вопросы. Это значит отсутствие творчества, самостоятельности в изложении собственных мыслей
В программе записано: К концу года первоклассники должны уметь самостоятельно составлять и записывать 2-3 предложения по опорным словам, по рисунку на определенную тему; второклассники – составлять небольшой текст из 3-4 предложений по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя; третьеклассники – опять-таки должны уметь писать сочинения по сюжетному рисунку, по серии сюжетных рисунков, по демонстрационной картине, на определенную тему (об играх, наблюдениях за природой и др.) с предварительной подготовкой под руководством учителя в количестве 60-75 слов; четвероклассники – писать сочинения из 60-75 слов по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Почему мы должны заключать ребят в такие строгие рамки, тормозя их развитие? Каким образом будет происходить рост в развитии речи ребенка, если в течение четырехлет мы их учим писать сочинения по коллективно составленному плану, изменяя только количество слов в сочинении? Где же выражение индивидуальности, творчества, самостоятельности? В итоге, мы получаем ученика, который оканчивая начальную школу, не умеет самостоятельно писать сочинения.
С другой стороны, требования к написанию проекта и написание сочинения схожи этапами. (В работе использовалась точка зрения И.С. Сергеева, А.И. Савенкова, Н.А. Якимовапри организации проектной деятельности учащихся по подготовке и написании сочинений – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация). Подробнее сравнительную таблицу, этапов создания проекта (по И.С.Сергееву) и написания сочинения см. таблицу 1.
Сравнительная таблица этапов создания проекта и написания сочинения
Таблица 1
Проект Сочинение-проект
1.Наличие (или искусственно созданной) значимой задачи (проблемы) 1. Выбор темы сочинения.
(проблема)
2.Планирование действий по разрешению проблемы 2. Планирование действий по написанию сочинения, плана сочинения, подготовительная работа.
3.Поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы 3. Осмысление текста сочинения, поиск художественных текстов, высказываний, загадок, пословиц, поговорок и т.д., которые бы смогли обогатить обдумываемое сочинение, представление классу, группе темы и подготовленной информации, обсуждение, доработка информации.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт 4. Написание и оформление сочинения – продукта
5. Презентация: Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы 5. Представление написанных сочинений: в виде презентаций, чтения вслух, диафильмов и др.
Что же предусматривает каждый этап работы по написанию проекта-сочинения:
1. Выбор темы сочинения: для усиления эмоционального воздействия и установления непосредственного контакта это могут быть:
- выходы на экскурсии для живого общения детей с природой;
- наблюдения за объектом, явлением, процессом:
- проведение исследований, связанных с темой проекта-сочинения;
- рассматривание картин, прослушивание музыкальных композиций;
- общение с интересными людьми;
- чтение художественной литературы и т. д..
2. Планирование действий по написанию сочинения:
- выбор жанра, вида (индивидуальное или групповое),
обсуждения по направлениям:
- где найти дополнительный материал,
- как оформить проект,
- как представлять,
- составление плана содержания проекта.
Таким образом, ребятам не дается «готовый рецепт», а обговариваются разные варианты, из которых они выбирают интересный для них, близкий им вариант: начиная от названия до оформления и способа подачи.
3. Поиск информации: осмысление текста сочинения, поиск информации из художественных текстов, высказываний, загадок, пословиц, поговорок и т.д., которые бы смогли обогатить обдумываемое сочинение, пятиминутное представление классу, группе и подготовленной информации, обсуждение, доработка информации
4. Написание на черновиках, обсуждение, доработка и оформление сочинения-проекта. Проекты оформляются по-разному: в виде книжек-раскладушек, в «форме» главного героя, описываемого предмета, явления, диафильмов, презентаций, и т.д.
Работа с черновиками на данном этапе – обязательное условие.
Во-первых, написание сочинения – это творческая работа, где корректировка неизбежна. Наличие вариантов в голове у ребенка всегда поощряется, а умение выбрать лучший из них, а потом еще и убедить в этом группу или весь класс – поощряется вдвойне.
Во-вторых, при работе «на чистовике» второго варианта уже не будет, так как второй вариант – это исправление первого, а значит, и отметка будет снижена.
В-третьих, идет активная работа со словарем, где развивается орфографическая зоркость, запоминание. Словарь во время написания сочинений – настольная книга, так как уже в первом классе на вопрос: «А как пишется слово?», «Что обозначает?» готовый ответ не дается: «Посмотри в словаре и поделись с группой, с классом». Обязательно поощряется самостоятельный поиск: «Ребята, обратите внимание, какое интересное (новое, необычное, редкое…) слово нашел Игорь, Оля, Вася…» (дальше ученик зачитывает слово или слова, подкрепляя его фотографиями, рисунками). Всегда следует вопрос: «В каком варианте можно использовать?». В итоге, работа со словарем становится привычным делом для ребят и в дальнейшей повседневной жизни.
Также очень важно отметить воспитательное значение «черновиков». Переписывая текст, в поисках лучшего варианта, дети перенесут в жизнь умение самостоятельно решать поставленную задачу, доводить дело до конца, что предполагает развитие психических процессов и свойств личности, а также оценивать успехи другого человека и радоваться этим успехам. В то же время редактирование приоткрывает ход мыслей учеников помимо специальных знаний по русскому языку и чтению, отношение к данному заданию, к плодам своего труда и одноклассников, навыки проектно-исследовательской деятельности, навыки взаимодействия, и т.д. Это, в свою очередь, является бесценным диагностическим материалом для учителя, темой для планирования внеклассных бесед, индивидуальных занятий, родительских собраний и т.д.
5. Представление написанных сочинений: в виде презентаций, чтения вслух и др. Представление проектов проходит так же в разных формах, это может быть конференция, праздник, телепередача, диафильм, путешествие и соответственно соблюдаются все атрибуты данных мероприятий. Необходимо отметить, что заслушиваются обязательно все выступления, анализируются более удачные проекты (как образец): обращается внимание на соответствие теме, грамотное написание, качество письменной речи, умелое использование найденного литературного материала, и др. информации, делаются конструктивные пожелания. Поощряются все дети, представившие проекты не только отметкой по русскому языку, но и специальными призами в разных номинациях.
Остановимся подробнее на методике обучения написания сочинения-проекта.
В 1 классе начинаем с создания первых мини-проектов (сочинений) уже в конце сентября. Пока дети учатся писать, все этапы проходим устно, к оформлению привлекаем родителей, ребенок умеющий писать – пишет сам, есть желающие написать печатными буквами, набрать текст на клавиатуре планшета, компьютера. В первом классе принимаются любые оформления. Во втором полугодии начинаем оформлять самостоятельно, так как большинство детей уже умеют писать.
Первые два проекта – это обучающие проекты. Работа над первым ведется коллективно, обязательно ребятам объясняется смысл каждого этапа.
- Используя разные приемы погружения-введения в тему-проблему, уже с первого проекта приветствуются свои названия, разные источники поиска материала, оригинальное оформление (не смотря на коллективную обучающую работу над каждым этапом).
В 1 классе для написания сочинений используются знакомые образы, предметы, явления. Обычно это сказочные персонажи, животные, времена года и т.д. Это очень важно, обучать выражать свои мысли через восприятие: ребенок должен иметь возможность потрогать, понюхать, понаблюдать. То есть иметь точное представление о предмете, его свойствах, характере и др. характеристиках. Такое подробное изучение предмета, явления и т.д. поможет ребенку точнее описать его, подобрать нужные слова-синонимы, сравнения. Таким образом, в первом классе пишутся сочинения-описания.
Например, описываем ежика. В городском музее наблюдали за ним: обсуждали его мордочку, лапки, иголки, повадки, что ест, пьет, где спит, на кого похож, с кем можно сравнить.
Ребята приносили интересную информацию о ежах из художественных произведений, энциклопедий, стихотворения, пословицы, поговорки. Обращали внимание на то, как авторы описывают, называют ежа, с кем сравнивают и т.д.
Работали на черновиках, зачитывали, обсуждали, анализировали, переписывали, опять зачитывали, обсуждали, анализировали.
Готовое сочинение оформляли по сюжету: у кого книжка, у кого осенний листок, у кого сам ежик.
Представление проходило на празднике в музее «А я ежиков люблю…». Примеры текстов сочинений см. в Приложении 1.
Во втором классе сочинения ребят приобретают еще более творческий характер, шире и интереснее раскрывается тема. Большая роль на этом этапе отводится описаниям времен года, явлений природы. Наблюдая за разнообразной природой родного края, ребенок знакомится с ее особенностью, учится видеть ее красоту, а значит, находить более яркие эпитеты, сравнения,
Глубже, целенаправленнее идет подготовка на этом этапе. Задача заключается в расширении, обогащении, активизации словарного запаса учащихся, обучению осмысленной переработке найденного и изученного материала; в обучении работать со всеми частями речи, из простого предложения строить распространенные, не бояться трудных орфограмм. Обращается внимание учащихся на слова в переносном значении, часто необходимых для передачи более выразительной и яркой мысли. (см.Приложение 2)
В третьем классе к сочинению-описанию присоединяются рассуждения, где устанавливая причинно-следственные связи, школьник учится приводить факты, доказательства, которые будут убедительны в первую очередь для него, и, конечно, для одноклассников и учителя. Сочинения могут так и начинаться, «А как вы думаете?» «Почему…?» «А знаете ли вы, что…?» и т.д.
В третьем классе в описаниях, рассуждениях появляются не просто факты, взятые из источников, а факты, которые сам ученик исследовал, наблюдал.
В четвертом классе – статьи, кулинарные рецепты, большие проекты, например,«Город будущего».
Каждый проект готовится в течение пяти – семи дней. Для этого не требуется отдельных уроков или оставлять ребят после уроков, с другой стороны, используется любая минута, любое мероприятие для работы над темой. Уроки строятся так, что на каждом уроке есть место для определенного этапа:
1 день – Во время прогулки дети с восторгом рассматривали пуховые белоснежные сугробы, любовались снежными шубками деревьев, находили одно чудо за другим. На следующий день на уроке русского языка записали красивые словосочетания: зима белоснежная, пушистая, волшебная, величавая и др.; небо лазурное, чистое, задумчивое и др.; деревья застывшие, сказочные, нарядные и др. Домашним заданием было найти красивые стихотворения о зиме, которые пригодятся в дальнейшем как эпиграф к сочинению.
2 день – На уроке музыки слушали пьесу «Январь» из альбома «Времена года» П.И.Чайковского, составляли маленькие рассказы о зиме, высказывали мысли, которые навевало музыкальное произведение. На следующий день на уроке русского языка записали глаголы с существительными: зима шагает, украшает, злится, превращает и др. Снежинки танцуют, хохочут, укрывают, наряжают и др. Деревья мечтают, думают, дремлют и др. Домашним заданием было продумать форму сочинения о зиме: сказка, описание природы, рассказ.
3 день – На уроке изобразительного искусства ученики рисовали свое сочинение в картине. На следующий день на уроке русского языка записали синонимы к слову зима (волшебница, красавица, злючка, хитруля и др.), придумывали вступление к сочинению. Домашним заданием было найти описание зимы в литературных произведениях авторов-природоведов.
4 день – на уроке внеклассного чтения читали стихи, рассказы по данной теме.
Приведу подробнее 5 день урока русского языка в 4 классе (см. Приложение 2).
Таким образом, работа над сочинениями-проектами – это кропотливая, ежедневная работа, требующая от учителя и от детей творческого подхода, знаний, умений, высокой мотивации. Это работа для дружного коллектива единомышленников, строящаяся на взаимопомощи, понимании и т.д.
Результативность опытаРезультат обучения в данном направлении можно отследить через следующие показатели:
- качество обучения,
- диагностика уровня развития письменной речи,
- диагностика динамики уровня сформированности проектно-исследовательских умений.
В исследовании принимали участие 26 учащихся первого класса, из них все посещали ДОУ.
Первая диагностика проводится в начале 1 класса, затем в конце второго и в конце четвертого.
Качество обучения за 2011-2015 учебные годы:
предметы 2010-2011
(4 класс) 2011-2012
(1 класс) 2012-2013
(2 класс) 2013-2014
(3 класс) 2014-2015
(4 класс)
Математика 60 % 80,7 % 72,7 % 73 %
Русский язык 60 % 80,7 % 77,2 % 73 %
Литературное чтение 100 % 92,3 % 95,4 % 95,4 %
Окружающий мир 96 % 92,3 % 82 % 77,2 %
Уровень сформированности проектно-исследовательских умений отслеживаем по критериям позаимствованных у А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова, П. Д. Червинского:
- Практическая готовность ученика к осуществлению проектно-исследовательской деятельности.
- Мотивированность к проектно-исследовательской деятельности.
- Креативность в проектно-исследовательской деятельности.
- Степень проявления самостоятельности.
Эти критерии просматриваются во всех этапах, таблица 2:
Этапы написания сочинения, способом проекта
Таблица 2
1. Выбор темы сочинения.
(проблема)
2. Планирование действий по написанию сочинения, плана сочинения.
3. Осмысление текста сочинения, поиск художественных текстов, высказываний, загадок, пословиц, поговорок и т.д., которые бы смогли обогатить обдумываемое сочинение, представление классу, группе темы и подготовленной информации, обсуждение, доработка информации.
4. Написание и оформление сочинения – продукта
5. Представление написанных сочинений: в виде презентаций, чтения вслух, диафильмов и др.
А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, П. Д. Червинский выделяют 3 уровня сформированности проектно-исследовательских умений младших школьников (см. Табл.3):
Уровни сформированности проектно-исследовательских умений младших школьников
Таблица 3
Критерий /
Уровень Практическая
готовность Мотивированность Проявление
креативности Самостоятельность
Низкий
уровень Нет знаний и
конкретных
умений проектно-
исследовательской
деятельности Низкая, ниже средней
мотивация Действия
по аналогии, Только под
руководством
учителя
Средний
уровень Первоначальные
знания и
элементарные
умения осуществления коллективной
проектно-
исследовательской Преобладают
внешние
мотивы Коллективное
творчество:
новые идеи
генерируются
в коллективном, частично самостоятельном
поиске. Коллективный поиск
по аналогии может
осуществятся без
непосредственного
участия педагога,
частичные затруднения в
индивидуальной
самостоятельной
работе
Высокий
уровень Умения,
связанные с определением
темы, поиском
информации в
книгах, умения
работать с текс-
том, выделять
главное; умения
представлять
результаты Внешние
и внутренние мотивы
к проектно-
исследовательской
деятельности Способность
выбрать ориги-
нальную тему,
интересно
представить ре-
зультаты работы Некоторые
этапы проектно-исследовательской деятельности может осуществлять
самостоятельно полностью, другие – с помощью
родителей и педагога
Результаты исследования уровня проектно-исследовательских навыков отобразим в рисунке 1
Рисунок 1. Исследование уровня проектно-исследовательских навыков
Констатирующая диагностика, проводимая в сентябре, 2011 году, показала в основном низкий 77% и средний23% уровень проектно-исследовательских умений у учащихся, промежуточная диагностика в мае 2013 года показала рост среднего (на 15%) и высокого уровня (на 12%), снижение низкого (на 39%), контрольные диагностики показали, положительную динамику развития проектно-исследовательский умений у учащихся в классе, низкий уровень не показал ни один ученик, высокий уровень показали 77% (20 чел.), средний 23% (6 чел.)
2. Диагностика уровня развития письменной речи младших школьников проводилась по М.Р. Львову, по семи критериям речи:
1. Содержательность 2. Логичность 3. Точность 4. Языковая правильность речи. 5. Ясность 6. Коммуникативная целесообразность (богатство) 7. Выразительность.
Задание 1. Распределите самостоятельно предложения в их логической последовательности, данные предложения можно дополнить своими словами. (для диагностики брали один и тот же текст, чтобы лучше проследить динамику развития уровня письменной речи в целом, так и отдельные критерии).
1. Лето. 2. Осень.3. Дети сажают молодые деревца.4. Дети копают ямки вдоль улицы.5. Весна. 6. Пропалывают .7. Взрослые забивают в землю колья вокруг посаженных деревьев. 8. Дети поливают зеленые деревца.
Интерпретация:
1. Низкий уровень - в письменной речи отсутствует точность. В рассказе ребенка логичность, ясность, коммуникативная целесообразность, языковая правильность речи, выразительность, ясность не прослеживается. А также в своей речи ребенок употребляет простые не сложные предложения.
2. Средний уровень - в речи ребенка прослеживается коммуникативная целесообразность, ясность, но отсутствует содержательность, логичность, последовательность,
3. Высший уровень - в речи ребенка прослеживаются все критерии используются новые слова и предложения
Результаты диагностики отражены в таблицу 4
Сравнительный анализ уровня развития связной речи на трех этапах:
Таблица 4
Классы / уч.год высокий средний низкий
1 класс2011октябрь 10 / 38% 10/38% 6/24%
2 класс2013 май 15 / 58% 6 / 24% 5 / 18%
4 класс2015 май 21 / 82% 5 / 18% 0%
Рисунок 2. Сравнительный анализ уровня развития связной речи на трех этапах
21971081280
Из полученных данных можно сделать вывод о положительной динамике развития уровня письменной речи у учащихся класса: высокий уровень вырос с 31% до 81%, показателей низкого уровня на контрольном этапе не оказалось.
Таким образом, создание проекта, конечным итогом которого становится не только написанное сочинение, но и приобретаются и развиваются следующие параметры:
Теоретические знания, предусмотренные проектом (усвоение норм русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, правил речевого этикета; умений ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбор адекватные языковых средств для успешного решения коммуникативных задач) на 100%;
Владение специальной терминологией на 100%
Практические умения и навыки, предусмотренные проектом на 100%
Владение специальным оборудованием и оснащением
Творческие навыки
Подбирать и анализировать специальную литературу
Пользоваться компьютерными источниками информации
Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей
Выступать перед аудиторией
Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения
Организовывать свое рабочее (учебное) место
Планировать, организовывать работу, распределять учебное время
Аккуратно, ответственно выполнять работу
Соблюдения в процессе деятельности правила ТБ
Оригинально представлять работу
Показатели качественного и количественного оценивания результатов реализации программы по русскому языку
Таблица 5
Классы / уч.год Показатели/ чел./проценты
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1 класс
2011-12 5/
19% 5 /
19% 5 /
19% 13/
50 % 10/
38% 5/
19% 10/
38% 7/
27% 3/
12% 3/
12% 15/
58% 3/
12% 15/
58% 20/
77% 3/
12%
2 класс
2012-13 15/
58% 15/
58% 15/
58% 20/
77% 20/
77% 20/
77% 20/
77% 20/
77% 20/
77% 15/
58% 26/
100% 15/58% 26/
100% 26/
100% 19/
73%
4 класс
2014-15 21/
81% 21/
81% 21/
81% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 23/
88% 100% 100% 23/
88%
Наилучшим показателем, по-нашему, является выпуск сборника проектов-сочинений в конце 4 класса. Эти сборники были подарены детям на выпускном вечере, а так же остались в архиве летописи «История одной начальной школы» (см. Приложение)
Таким образом, нам удалось описать методику написания сочинения, используя метод Проектов, а так же исследовать уровень развития письменной речи, уровень развития проектно-исследовательских умений учащихся, а так же Показатели качественного и количественного оценивания результатов реализации программы по русскому языку.
В дальнейшем, планируется тесное творческое сотрудничество с учителем русского языка выпускников, с целью отслеживания динамики развития навыков написания сочинения, развития проектно-исследовательских навыков.
В 2015-16 учебном году, в 1 класс учащихся, во вновь набранном классе, планируется продолжение работы в данном направлении; исследование влияния проектного метода написания сочинения на личностные качества учащихся, на формирование метапредметных результатов, в большей степени, коммуникативных универсальных учебных действий.
Описанный метод написания сочинений реализуется в начальной школе, но может заинтересовать учителей русского языка и среднего звена, ищущих нестандартные методы и формы обучения, заинтересованных в достижении высокого уровня развития письменной речи своих учеников.
Список литературыФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373
Занков, Л. В. Обучение и развитие / Л. В. Занков. 2 – изд. М., 2005
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с.
ЛьвовМ.Р. Основы теории речи. М.: Академия, 2002
Мухина В.С. Психологический смысл проектно-исследовательской деятельности для развития личности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к.пс.н. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 24-43.
Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2100...» / Л. Г. Петерсон// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3. - С. 17-23.
Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с. (Стандарты второго поколения)
Поддьяков, А.Н. Мышление школьников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии. – 2007. №4. – С. 14-24.
Разагатова, Н.А. Организация проекно-исследовательской деятельности младших школьников по русскому языку и литературному чтению. / под ред. О.М. Буранка, В.Н. Шкунова. – Инза-Самара: Изд-во «НТЦ», 2010. – 186 с.
Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М.:Просвещение, 2010.- 434 с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005
Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. 2007. – c. 143 - 215.
Черепанова Л.В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. Изд. Наука. - Новосиб., 2006. - с.50.
Шакина, Г.В. Оценка сформированности у младших школьников умений работы с текстом как источником информации / Г. В. Шакина, И. В. Ванисова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 7-10
Щеголева Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе. — 3-е изд., испр. — СПб.: Специальная Литература, 2009. — 256 с.
Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников / Н.А.Якимов// Исследовательская работа школьников. – 2013.- №1. – С. 48-51.