Конспект урока Заглавная буква в именах собственных, УМК Школа России
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Амурзет»
Тема:
«Заглавная буква в именах собственных»
(УМК «Школа России», 1класс)
Составила: Иванова О.А.,
учитель начальных классов,
I квалификационная категория
2016г.
Основные цели:
Сформировать умение писать имена собственные с заглавной буквы;
2) Актуализировать способность к использованию изученного правила
на письме.
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;
Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Образовательные ресурсы: дневники наблюдений (рабочие листы), музыкальное сопровождение, карточки, компьютер, презентация Форма урока: урок-путешествие.
Аннотация
Урок письма в 1 классе по теме «Заглавная буква в именах собственных»
(именах, фамилиях, отчествах людей), УМК «Школа России», имеет структуру проблемного урока с использованием деятельностного подхода к обучению, что соответствует требованиям ФГОС по формированию личностных и метапредметных результатов обучения (УУД).
Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых
учащимися на данном уроке:
-личностные УУД:
-регулятивные УУД:
-коммуникативные УУД:
На уроке используются приёмы проблемного обучения:
столкновение разных мнений учеников, подводящий и побуждающий к
действию диалог, исследовательские методы под руководством
учителя.
Организуется фронтальная, парная и самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой.
В начале урока в диалоге с учениками создаётся проблемная ситуация. Далее ученики в диалоге с учителем, исходя из проблемной ситуации, формулируют учебную проблему – основная цель урока .В диалоге актуализируются знания учащихся, которые пригодятся для решения учебной проблемы. Определяют, каких знаний недостаточно и что нужно узнать (сделать), чтобы найти решение проблемы (план действий). Выполняя план, ученики с помощью учителя открывают новое знание, решая соответствующие учебные задачи.
Применяют новое знание, делая вывод о том, какое решение учебной проблемы найдено и выражает это решение в виде правила, закона. В данном уроке используется проблемно–диалогическая технология – метод введения нового знания в современном образовании.
Ход урока:
1 Мотивация к учебной деятельности. (Слайд №2)
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы.
На дворе стоит зима,
Вся сиянием полна.
Повернем мы все лицо на окно
И вдохнем зимний воздух заодно.
А сейчас вы повернитесь все ко мне,
Подарю я вам улыбку, а вы мне.
Ну а теперь, тихонечко садитесь
И в работающих учеников обратитесь.
- Я знаю, что вы любите путешествовать? Да.
- А хотите опять отправиться в путешествие?
- Путешествие можно совершить и пешком, и на каком-нибудь транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадайте загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг – за другом уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.(Паровоз)
— Верно. Паровоз. (слайд 3)
— Мы отправимся в путешествие в волшебную страну - Грамотного письма.
— Отправляясь в путешествие, мы возьмем с собой наши Знания, Умения, Навыки, а спасательными средствами будут – безошибочное и красивое письмо.
— Ребята, каждый путешественник ведет дневник наблюдений, куда записывает все важные события, которые происходят во время путешествия. Поэтому у каждого из вас, сегодня свой дневник наблюдений. А писать в нем надо красиво, аккуратно и разборчиво.
(Учитель демонстрирует дневник наблюдений.)
— Дата в дневнике наблюдений очень важна. Откройте свой дневник наблюдений и запишите сегодняшнее число. Слайд 4
(Дети записывают число)
— Скорее в путь, мои друзья!
2. Релаксация. (Звучит музыка отрывок из м/ф «Паровозик из Ромашкова».)
2. Самоопределение к деятельности. (Слайд 5)
Цель:
1) определить содержательные рамки урока (имена собственные);
2) согласовать тему и цель
- А вот и первая остановка. Перед нами волшебный лес, он полон сказок и чудес. На деревьях здесь растут необычные «плоды». Что это? (Это буквы).
- А что общего у всех букв волшебного леса?
- Все они Большие .- Подберите синонимы к словосочетанию большая буква.
- Заглавная, прописная.
_ Вспомните, что вы знаете о заглавных буквах (Пишутся в начале предложений. С большой буквы пишутся имена людей.) 3.Актуализация знаний. Чистописание.
- На какие 2 группы вы бы раздели все буквы (Гласные и согласные)
— У нас осталось несколько букв. Назовите их. (Буквы- Л, М, Т,В)
— Какая буква «лишняя» и почему? (Буква Т. Она обозначает глухой звук, а остальные буквы обозначают звонкие звуки.)
Из букв Л, М, В учащиеся выбирают согласные сходные по написанию.
Дети в дневниках наблюдений записывают буквы Л, М, называют общий элемент.
- Ребята, пока мы записывали звонкие согласные, Лесная фея играла в «Слова» и вот какие слова она составила: Мария, Ивановна, лиса, Иванова. Слайд6. (Учащиеся называют «лишнее» слово и называют тему урока: Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей.
4. Заглавная буква в именах людей. Слайд 7.
Наш паровозик приехал на сказочную полянку. Пассажиры любовались порхающими бабочками и, конечно же, ромашковым ковром. Но вот беда, два пассажира забыли, как их зовут и не могут сесть в поезд. Давайте поможем им вспомнить свои имена, но для этого заглянем в далекое прошлое.
—Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя когда-то было обычным словом и что-то обозначало. Владимир – владеет миром. Людмила – милая людям. Светлана – светлая.
У каждого из вас есть ИМЯ. А вот, что значат наши имена, вы узнаете, выполнив задание по карточке. Возьмите карточку, найдите свое имя, прочитайте, что обозначает ваше имя. Подчеркните заглавную букву своего имени. Слайд 8.
Станислав (слав.) - устанавливающий славу Алина (фр.-герм) - благодарная
Данил (др. евр.) – «бог – мой судья» Айшат (тюрк.) – счастливая Луна
Дмитрий (греч.) - дающий жизнь Мария (евр.) - любимая
Сабир (араб.) – терпеливый, выносливый Виктория (лат.) - победа
Илья (др.евр.) – «крепость господня». «сила божья» Ирина (др. греч.) - мир
Максим (лат.) - превеликий Алёна (греч.) - сияющая
Дарина (слав.) - дарованнаяСофия (греч.) - мудрая
Владислав (польск) - хороший правитель Полина (греч.) – солнечная, посвященная АпполонуЕкатерина (греч.) – вечно чистая Анна (иврит) - удовольствие
Роман (латин.) - римский Ксения (греч.) – иностранка, странница
Артём (греч.) – здоровый, невредимый Виталий - жизненный
Леонид – сын льва — Ребята, имя нашего пассажира имеет значение «сын льва». (Леонид) , а имя его дочери означает «любимая» (Мария). Угадайте имена пассажиров. (Дети находят в карточках )
— Запишите в свой дневник наблюдений свое имя и имена наших героев . Подчеркните заглавную букву в именах.
(Дети пишут.)
— Теперь вы знаете значение своего имени. Имя дано каждому из вас, и оно имеет свое значение. Имена людей пишутся с заглавной буквы.
Слайды 9-15
- Ребята, а многие сказочные герои тоже имеют имена.
Если мы отгадаем загадки, то узнаем, что означают имена некоторых сказочных героев.
"В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали … (Дюймовочка; около 3 см (2 см 54 мм).Мальчик – луковка (Чиполлино)
Он в Италии родился,
Он своей семьей гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надежный верный друг.
Длинноносый деревянный мальчик, вырезанный из полена папой Карло (Буратино) итал. buratino – кукла
Мультперсонаж, имя которого произошло от слова «чебурахнуться» - упасть. (Чебурашка)
Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: "Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня …. (Снегурочка).
6) Девочка с голубыми волосами.
Она дружила с самим Буратино
Зовут ее просто, ребята, …..(Мальвина).
7) Она красива и мила
Имя ее от слова «зола». (Золушка)
Слайд 16
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей
И Сережа и Андрей!
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте!
ФИЗМИНУТКА для глаз. Слайд 17
5. Заглавная буква в отчествах людей. Слайд 18
Вот мы и подъехали к сказочной школе. Незнайка решил написать имя своего учителя. Вот что у него вышло.
Моего учителя зовут Михаил.
- Ребята, как вы думаете, все ли верно записал Незнайка?
- А как следует обращаться к взрослым? (По имени и отчеству).
- Кто знает, что такое отчество.
Работа в парах. Слайд 19.
Составьте пары. Словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика.
Виктор Игоревич
Василий Алексеевич
Алексей Юрьевич
Ирина Викторович
Юрий Васильевич
- Что записано в этих столбцах?
- Имена людей – в 1-м столбике, а во 2-м столбике – отчества людей.
- Попробуйте составить пары 1-го столбика со вторым. (Соединяют стрелочками).
Проверка.
- А какую ловушку я вам приготовила?
- Ирина – женское имя, Игоревич – отчество, образовано от имени Игорь.
- Какой вывод мы можем сделать? (Отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы).
- Сравним ваш вывод с выводом на слайде.
— Слово отчество означает имя по отцу. Отчество всегда дается по полному имени.
Итак, давайте узнаем отчества наших героев. Если папу Маши зовут Леонид, то она …. МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА. Если папу нашего героя звали Петр, то он….. ЛЕОНИД ПЕТРОВИЧ.
(Дети записывают отчества героев в дневники наблюдений).
Слайд 20. Вывод
— Отчества людей пишутся с заглавной буквы
6. Заглавная буква в фамилиях людей.
Ребята, нас в классе 2 Полины. Скажите, пожалуйста, что я прошу их написать в случаях, когда они подписывают свои работы. (Фамилию).
— Ребята, но у каждого из нас есть фамилия.
– 900 лет назад появились и первые фамилии. (Рассказ учителя). Слово "фамилия" означает то, что и семья. Фамилии имеют свою историю. Часто они указывают, где жили наши предки–Москвины; некоторые говорят о профессии – Гончаровы, а есть фамилии, которые образовались от названий животных: Зайцев, Медведев, Щукин, Козлов. Фамилии возникали от каких-то внешних признаков человека. Например, если у человека были белые волосы, его могли прозвать – Беляков. Или, если у человека была борода, его звали – Бородкин. Некоторые фамилии возникали от места жительства – Москвичев, Питерцев
– Как же будете писать фамилии? (С заглавной буквы).
Давайте отгадаем фамилию наших героев. Фамилия наших героев образовалась от названия животного ВОЛК.
— Фамилии людей пишутся с заглавной буквы.
Физминутка «Поезд».
Загудел паровоз «-у-у-у!» Вагончики зеленые
И вагоны повез Бегут, бегут, бегут.
«чу-чу-чу, Чу-чу-чу!» А круглые колесики
Далеко я укачу «Тук-тук» Тук-тук! Тук-тук!»
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять изученные случаи употребления заглавных букв в именах, фамилиях и отчествах людей.
Работа по карточкам.
В карточках каждого уровня представлены по два задания разной сложности. Задания второго вида предусматривают развитие внимания, орфографической зоркости у учащихся и творческих способностей.
Базовый уровень.
1 Подчеркни нужную букву. Рядом запиши полные имена.
(А, а)леша - 2
Анатольевна Кузнецов
101473042545Фамилия
00Фамилия
уткин Сергеевич
1014730173355Отчество
00Отчество
петрова Говорухин
(Г, г) аля - (И, и)ра- (С,с)аша- Повышенный уровень.
1 Из слов каждой строчки составь предложение. Вместо точек вставь слова роза, Роза. Объясни свой выбор.
окном, расцвела, под, красная …….
Под окном расцвела красная роза.
подругу, зовут, мою …….
Мою подругу зовут Роза.
2. От данных слов образуй фамилии и отчества
Фамилия Отчество
2034540971550032473909588500заяц
351409011112500195643511176000Иван
198183510414000351409010477500Андрей
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: организовать повторение изученных правил на уроке
Каждый ученик подписывают титульный лист дневника наблюдений, указывает свою фамилию, имя и отчество.
9. Рефлексия деятельности.
Цель:
1)закрепить в речи новые случаи употребления заглавной буквы в именах собственных:
2) зафиксировать затруднения, которые остались и способы их
3)оценить свою деятельность на уроке
-_Какова была цель нашего урока?
- Достигли мы своей цели? Докажите.
- Что было трудно? Удалось ли справиться с трудностями?
Вот и заканчивается наше путешествие. По мосту наш паровозик проехать не может. Но наше путешествие обязательно продолжится на следующем уроке. Ведь еще так много слов в нашем языке, которые пишутся с заглавной буквы.
Вы очень хорошо поработали. На память об этом путешествии Паровозик дарит вам раскраски и медальки.
Раскрасьте ободок медальки, покажите свое отношение к уроку.
Использованная литература:
Дьячкова Г.Т. Русский язык. 1-2 классы: задания, упражнения, тесты, проверочные диктанты/ Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Русский язык в загадках. 1-4 классы: разрезные карточки/ сост. М.М. Малахова. – Волгоград: Учитель, 2007
Тренинговые карточки по русскому языку для начальной школы. 1-4 классы/ авт.-сост. Н.В. Набойщикова. – Волгоград: Учитель, 2007
Интернет ресурсы:
http://www.proshkolu.ruhttp://festival.1september.ruhttp://pedsovet.org.
http://www.imya.com