Методическая разработка к открытому уроку.Проектирование педагогического процесса по теме Принципы учёта основных хозяйственных процессов на УВЗ «Решение задач по учету основных хозяйственных операций на предприятии»


Департамент образования Ярославской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Ярославской области
Переславский кинофотохимический колледж
Методическая разработка
Проектирование педагогического процесса по теме
Принципы учёта основных хозяйственных процессов на УВЗ
«Решение задач по учету основных хозяйственных операций на предприятии»
2015
Аннотация
Данная методическая разработка посвящена проведению открытого урока по дисциплине Бухгалтерский учет для студентов специальности 38.02.07 «Банковское дело».
В нее включены Проектирование на у ровне дисциплины , Проектирование на уровне темы, Проектирование на уровне занятия, План занятия, Содержание открытого урока
Данная разработка поможет
закрепить полученные ранее знания;
освоить новые знания по теме;
улучшить навыки самостоятельной работы;
улучшить навыки работы в группе;
выполнить задание с использованием полученных знаний
Организация-разработчик: ГОУ СПО ЯО Переславский кинофотохимический колледж
Разработчик: Кириченко Е.Е. преподаватель колледжа
Рассмотрено на заседании кафедры
Протокол №____от______
Методист кафедры _____________ Рассмотрено на заседании НМС
Протокол № ___от ________
Старший методист
_______________О.Ю.АхапкинаУтверждаю
Заместитель директора по УР
____________ Е.В.Белова

Проектирование на у ровне дисциплины1. Специальность: 38.02.07 «Банковское дело»
2.Курс обучения: 1 курс
3.Дисциплина: ОП.07 Бухгалтерский учёт, 102 часа
4 Место дисциплины в учебном плане: Профессиональный цикл общепрофессиональные дисциплины (ОП)
5.Требования ФГОС и работодателей к компетенции выпускников (ОК. ПК):OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
ПК 5.5. Составлять бухгалтерскую отчетность.
6. Основной тип педагогического процесса: ознакомительный с элементами практического7. Форма промежуточной аттестации по дисциплине: дифференцированный зачет
Проектирование на уровне темы
1. Название и № Раздела по программе : Раздел № 8 Принципы учёта основных хозяйственных процессов
2.Объем учебного времени : 21 час (теоретические занятия – 6 ч., практические занятия 10 ч., внеуадиторная самостоятельная работа - 5 ч.)
3. Место темы в дисциплине, межпредметные (внутрипредметные связи): Тема №8 входит в ОП.07 Бухгалтерский учёт.
Межпредметные связи : Экономика организации, Менеджмент, Статистика, ДОУ, Правовое обеспечение профессиональной деятельности
4. Цели с учетом требований ФГОС (ОК, ПК)
Цели урока – обобщить и углубить знания по изученному разделу дисциплины
образовательная:
- повторить и закрепить знания по изучению классификации счетов, их структуры;
- активизировать изучение учащимися бухгалтерских понятий;
- ознакомить учащихся с процессом совершения хозяйствующим субъектом основных хозяйственных операций.
развивающая: развивать познавательный интерес, интеллект, внимание, память, логическое мышление.
воспитательная: способствовать воспитанию коллективизма, культуры общения, стремления к проявлению своих знаний и умения радоваться своим успехам; интереса к профессии.
5. Критерии и показатели достижения целей: знает основные категории и понятия по теме, умеет ими оперировать; умеет аргументировано представить свою позицию по актуальному вопросу; умеет взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса в ходе выполнения коллективной работы.
6.Основной тип педагогического процесса: сущностно-репродуктивный7.Методы и формы оценки образовательного результата по теме: экспертная оценка самостоятельной работы и выполнения заданий.
8.Используемые учебно-методические материалы:
Основные источники:
Положения по ведению бухгалтерского учёта Приказа Минфина РФ от 24.12.2010. N 186н.
ФЗ«О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ от 22.11.2011.
План счетов бухгалтерского учета, Проспект, 2011.
Бухгалтерский учёт Тумасян Р.З. Изд-во ОМЕГА-Л, 2011.
Бухгалтерский учёт Швецкая В.М. «Дашков и Ко», 2010.
Дополнительные источники:
Комментарий к положению о порядке ведения бухгалтерского учета Бакаев А.С. Бухгалтерский учет, 2012.
Бухгалтерский учет и отчетность предприятия Волков Н.Г. Финансы и статистика, 2011.
Сборник задач по теории бухгалтерского учета Железнова Л.М. Экзамен, 2010.
Интернет-ресурсы :http://www.234555.ru/publ/12-1-0-367 - Лекции по бухгалтерскому учёту.
http://wiki.klerk.ru/ - Народная бухгалтерская энциклопедия.
http://www.garant.ru/ - Правовая система
9. Средства обучения(ТСО, МТБ):
Оборудование аудитории: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
Технические средства обучения:персональный компьютер, проектор,
интерактивная доска, учебные электронные материалы.

Проектирование на уровне занятия
Название темы УВЗ (№ УВЗ в теме): УВЗ №8 Решение задач по учету основных хозяйственных операций на предприятии
Место УВЗ в теме, межпредметные (внутрипредметные ) связи: ОП.07 ОП.07 Бухгалтерский учёт., Раздел №8
Внутрипредметные связи : Раздел 2. Нормативные основы бухгалтерского учёта, Раздел 4. Бухгалтерский баланс , Раздел 5. Система счетов бухгалтерского учёта и двойная запись, Раздел 6. Документация хозяйственных операций.
Цели урока – обобщить и углубить знания по изученному разделу дисциплины
Уровень освоения: ознакомительный с элементами практических навыков
Задачи УВЗ:
закрепить полученные ранее знания;
освоить новые знания по теме;
улучшить навыки самостоятельной работы;
улучшить навыки работы в группе;
выполнить задание с использованием полученных знаний.
Критерии (показатели) достижения целей: выполнение группового задания и творческой работы в группе.
Тип урока: урок –игра под названием «Раз проводка, два проводка…»
Методы и формы оценки образовательного результата по теме: отметка за ответ и дополнения в ходе игры;
По очереди каждый участник выбирает счет бухгалтерского учета
На счете (по условию задания) может быть, а может и не быть сальдо начальное
Участники игры в тетрадях открывают счета бухгалтерского учета (“самолетик”) и вносит в него сальдо начальное
По предложенным хозяйственным операциям на ООО “Сытый студент” участники игры составляют бухгалтерские проводки (счета – корреспонденты передают через помощника суммы “денежных средств”, указанные в хозяйственной операции а также необходимые сопровождающие документы)
Суммы с бухгалтерских проводок вносятся в счета бухгалтерского учета
Затем каждый участник подсчитывает обороты по своему счету и выводит сальдо конечное
Составляется оборотная ведомость по счетам синтетического учета
На основе оборотной ведомости заполняется форма № 1 “Бухгалтерский баланс”
Студенты набравшие большее количество правильных ответов получают за урок оценку 5
Учебный материал (основной и дополнительный): учебники, электронные ресурсы, др. литература
Положения по ведению бухгалтерского учёта Приказа Минфина РФ от 24.12.2010. N 186н.
ФЗ«О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ от 22.11.2011.
План счетов бухгалтерского учета, Проспект, 2011.
Бухгалтерский учёт Тумасян Р.З. Изд-во ОМЕГА-Л, 2011.
Бухгалтерский учёт Швецкая В.М. «Дашков и Ко», 2010.
Дополнительные источники:
Комментарий к положению о порядке ведения бухгалтерского учета Бакаев А.С. Бухгалтерский учет, 2012.
Бухгалтерский учет и отчетность предприятия Волков Н.Г. Финансы и статистика, 2011.
Сборник задач по теории бухгалтерского учета Железнова Л.М. Экзамен, 2010.
Интернет-ресурсы :http://www.234555.ru/publ/12-1-0-367 - Лекции по бухгалтерскому учёту.
http://wiki.klerk.ru/ - Народная бухгалтерская энциклопедия.
http://www.garant.ru/ - Правовая система
10.Форма УВЗ: урок –игра под названием «Раз проводка, два проводка…», 2 ауд.часа
11. Форма предъявления учебного материала учащимся : Лекционный материал, мультимедийное сопровождение , раздаточный материал, задание для групповой работы
12.ТСО, МТБ, расходные материалы и т.д.:
Оборудование аудитории: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
Технические средства обучения:персональный компьютер, проектор,интерактивная доска, учебные электронные материалы.
План занятия
Этапы и временные рамки УВЗ Цель этапа (ожидаемый результат) Показатели достижения ожидаемого результата Деятельность учащихся (методы учения) Формы организации деятельности учащихся Деятельность педагога (методы, приемы, способы предъявления учебного материала учащимся, формы контроля)
1.Организационный момент (2 минуты) Создание рабочего настроения на занятии Внешняя и внутренняя готовность обучающихся к проведению занятия Самостоятельная проверка готовности к занятию, эмоциональный настрой Фронтальная организация деятельности обучающихсяБеседа. Приветствие, проверка готовности обучающихся к занятию, настрой учащихся на работу, организация внимания
2.Обощение цели и темы занятия (3 минуты) Формирование мотивации учащихся к изучению нового материала, (через выявление междисциплинарных и межпредметных связей). Готовность к применению полученных ранее знаний на практике Отвечают на вопросы. Включаются в процесс урока-игры Фронтальная организация деятельности обучающихсяБеседа. Объявление темы и цели учебного занятия, обоснование ее значимости для развития познавательной и информационно-комуникативной деятельности, раскр3.Актуализация основных понятий, необходимых для проведения урока-игры(15 минут) Проверка готовности учащихся к проведению урока-игры Освоение основных этапов практической деятельности Устный ответ, обобщение ранее изученного материала Фронтальная организация деятельности обучающихся (опрос) Контроль, оценивание, разъяснение понятий, вызывающих затруднение (Исследовательский и частично- поисковый метод)
4. Проведение игры «Раз проводка, два проводка…» (50 мин.) На примере приведенных хозяйственных операций с применением практических навыков открыть бухгалтерские счета, составить проводки, аргументировать применение документов сопровождающих операций,.Участие студентов в игре Работа с планом счетов, тетрадью, самостоятельная работа Фронтальная организация деятельности обучающихся : решение предложенных преподавателем заданий Раздача и уточнение заданий, вопросы на понимание изученного материала. Направление деятельности обучающихся. Организация групповой работы.
5. Оформление итогов игры (15 минут) Составить оборотно-сальдовую ведомость и итоговый баланс Освоение основных этапов практической деятельности Запись в рабочую тетрадь итогов практического задания Фронтальная организация деятельности обучающихся. Помощь преподавателя при заполнении форм итоговой отчетности
6.Подведение итогов открытого занятия(5 минут) Подведение итогов занятия и оценка степени усвоения материала Положительные оценки деятельности обучающихся на учебном занятии. Самооценка и сравнительный анализ с оценкой преподавателя Фронтальная организация деятельности обучающихся. Беседа. Сообщение о достижении цели урока. Самоанализ обучающихся, разбор типичных ошибок, сообщение оценок, постановка целей самостоятельной домашней работы обучающихся.
Содержание открытого урока
Для проведения открытого урока выбрана группа первого курса, с которыми я работаю первый год.
Тема урока «Решение задач по учету основных хозяйственных операций на предприятии»
Тема выбрана не случайно. Во-первых, она обобщает материал, изученный на протяжении всего семестра, во вторых, дает возможность повторения ранее изученного материала.
Форма урока - нестандартная, в виде урока-шоу под названием “Раз проводка, два проводка …”. Заявленная форма урока предполагает максимальную занятость студентов не только во время урока, но и подготовки к нему. А также решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Итог урока сводился к тому, что студенты, имеющие большее количество правильных ответов, получают оценки 4 или 5.
Подготовка к открытому уроку началась заранее с продумывания хода урока, содержания вопросов для студентов, подбора дополнительной литературы, оформления аудитории. Содержание заданий и формы их представления должны быть разными, чтобы не потерять внимание и интерес студентов к уроку.
На кануне урока совместно со студентами была выбрана аудитория и приготовлен кабинет для проведения открытого урока – расставлены столы для каждого участника и гостей, сформирован комплект раздаточного материала.
Учет и контроль на предприятии всегда играл значительную роль. В настоящее время все предприятия независимо от их вида, форм собственности и подчиненности ведут бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций согласно законодательству.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Предприятия каждый день могут совершать много операций. Для наблюдения и контроля за ними объекты учета необходимо группировать по экономически однородным признакам. Это достигается при помощи счетов бухгалтерского учета.
Вопросы к студентам (повторение изученного материала):
1.Что такое счет бухгалтерского учета?
2.Двойная запись.
3.Бухгалтерская проводка.
4.Бухгалтерский баланс
Основная часть занятия
Весь мир театр,
А люди в нем – актеры,
И каждый там
свою играет роль.
Шекспир..Задание №1
Открыть счета бухгалтерского учета (исходные данные)
Счет 01 “Основные средства” - 120000руб.
Счет 02 “Амортизация основных средств” -20000 руб.
Счет 04 “Нематериальные активы”- 10000руб.
Счет 05 “Амортизация нематериальных активов” - 2000руб.
Счет 07 “Оборудование к установке” - 15000руб.
Счет 10 “Материалы” -51000руб.
Счет 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям” - 21000руб.
Счет 20 “Основное производство” - 22000руб.
Счет 43 “Готовая продукция”
Счет 50 “Касса” - 3000руб.
Счет 51 “Расчетные счета” - 345000руб.
Счет 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчики”
Счет 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” - 32000руб.(А)
Счет 66 “Расчеты по краткосрочным кредитам и займам”
Счет 67 “Расчеты по долгосрочным кредитам и займам”
Счет 68 “Расчеты по налогам и сборам”
Счет 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”
Счет 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” - 51500руб.
Счет 71 “Расчеты с подотчетными лицами”
Счет 75 “Расчеты с учредителями”
Счет 80 “Уставный капитал” – 438500руб.
Счет 82 “Резервный капитал” - 62000руб.
Счет 83 “Добавочный капитал” - 18500руб.
Счет 84 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – 47000руб.
Счет 96 “Резервы предстоящих расходов” - 17500руб.
Счет 97 “Расходы будущих периодов” - 38000руб.

Распределить счета по имуществу и источникам формирования имущества, подсчитать итоги.
АКТИВ ПАССИВ
№ счета Сумма, руб№ счета Сумма, руб01 02 04 05 07 70 10 80 19 82 20 83 43 84 50 96 51 62 97 Баланс Баланс Задание №2
Составить бухгалтерские проводки на основе хозяйственных операций за 14 декабря 2015 года:
1.Готовая продукция отпущена покупателю - 20 000,00 рублей
2. На расчетный счет получена выручка от покупателя в сумме 20000,00 рублей
3.Начислена заработная плата работникам предпрития 50000,00
4. Начислены страховые взносы от заработной платы рабочих- ?5.Из заработной платы удержан НДФЛ-?
6. С расчетного счета сняты наличные денежные средства для выдачи заработной платы - ?7. Из кассы выдана заработная плата рабочим - ?8.С расчетного счета перечислен ндфл в бюджет-?9. С расчетного счета перечислены обязательные платежи в страховые фонды-?
10.Из кассы выдано подотчетному лицу на командировочные нужды – 1500,00 руб11. В производство переданы материалы – 6700,00 руб.
12. Полученны деньги в кассу от подотчетного лица- 50,00 руб13. списаны командировочные расходы- 1450,00 руб.
14.Из производства на склад сдана готовая продукция –45000,00 руб.
15. По договору №6 отгружена готовая продукция покупателю – 42000,00 руб.

Задание №3
Составить оборотную ведомость по счетам синтетического учета по ООО «Сытый студент» за 14 декабря 2015 года
№ счета Сальдо начальное Обороты Сальдо конечное
дебет кредит дебет кредит дебет кредит
01            
02            
04            
05            
07            
10            
19            
20            
43            
50            
51            
60            
62            
66            
68            
69            
70            
71            
75            
80            
82            
83            
84            
96            
97            
             
Задание №4 Сформировать итоговый баланс по ООО «Сытый студент»
АКТИВ ПАССИВ
№ счета Сумма, руб№ счета Сумма, рубБаланс Баланс Поведение итогов, выставление оценок.