Конспект урока русского языка Заглавная буква в именах собственных










Конспект урока русского языка
по теме: «Заглавная буква в именах собственных»
2 класс УМК «Школа России»


















Урок русского языка
УМК « Школа России». 2классс.
Тема: Заглавная буква в именах собственных.
Цель урока: познакомить учащихся со словами, которые пишутся с большой буквы.
Задачи урока:
Обучающие:
- обучать умению писать фамилии с большой буквы;
- формировать у детей понятие «имена собственные».
Развивающие:
- развивать сотрудничать с учителем и друг с другом;
- обогащать речь учеников, предупреждать ошибки, способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления, творческого воображения.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к предмету, уважения к окружающим людям.
Анализ
Учитель
Ученики
УУД

1.Эмоциональный настрой.







2.Мотивация.


























Актуализация знаний.
























Фронтальная инструкция




4.Поиск решений.
Первая часть правила.

Побуждение к гипотезе.


Вторая часть правила.

Побуждение к гипотезе.


Треть часть правила.


Побуждение к гипотезе.

Вывод.





Самостоятельная работа.
Заливается звонок.
Начинаем наш урок.






Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои поданные!» обратился он к ним,- у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повел он их в сад, в углу была дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Один за другим пытались они открыть дверь и, не добившись успеха - отходили. Но один визирь внимательно осмотрел, навалился плечом на дверь, толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда султан сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».
- Ребята, я очень хочу, чтобы на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете «открыть любую дверь» в науку русского языка. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Пожелайте мысленно себе, своим друзьям и мне удачи.
- Приступим к работе.
На доске начерчена схема:

.

- Что это?
- Почему вы так решили?
На доске записаны слова:

Носище, нос, Носов, носик, носатик.
- Прочитайте слова про себя. Какие это слова?
- Выделяем корень.
-Какой частью речи они являются?
-Какое слово лишнее и почему?
- Но вы только что сказали, что с большой буквы пишется слово в начале предложения. А в данном случае слово «Носов» стоит посередине строчки, и это не предложение. Так что же это за слово? Почему оно написано с большой буквы?
-Почему так получилось? Чего мы пока не знаем?
-Кто из вас может объяснить?
-Так какова же тема сегодняшнего урока?
- А основная наша цель, в чем заключается, как вы думаете?
- А сейчас, напишите каждый свою фамилию вот так
(на доске : Моя фамилия)
-О чем надо помнить при написании фамилии?
-А с какой фамилией мы встретились в начале урока? Кому она принадлежит? Запишите, вот так:
(на доске: Фамилия писателя)
-Как напишем Носов? Почему?
-Давайте подумаем, есть ли еще в русском языке имена существительные, которые пишутся с заглавной буквы?
Проведем исследования.
-Вы будете работать в группах. У каждой группы большой лист, в котором спрятано одна часть правила (у каждой группы свое). Вы должны:
1. Прочитать предложения «про себя».
2. Обратить внимание на выделенные слова.
3. Сделать вывод: какие слова пишутся с большой буквы.

-Заслушаем первую группу.
(материал для выдвижения гипотез)
Моя Родина – Россия. В России есть крупные города - Москва, Тюмень, Ханты-Мансийск. Мой город расположен на берегу реки Казым .
-К какому выводу вы пришли? Какое правило спряталось в вашем задании?
-Заслушаем вторую группу:
(материал для выдвижения гипотез)
На лугу пасется корова Звездочка, конь Воронок и коза Милка. Их охраняет собака Дружок.
-Какое правило спряталось в вашем задании? К какому выводу вы пришли?
-Заслушаем третью группу:
(материал для выдвижения гипотез)
К празднику наряжали класс Андрей Соколов и Люда Иванова. Им помогала Люда Петрова и учительница Наталья Григорьевна.
Какое правило спряталось в вашем задании? К какому выводу вы пришли?
Итак, объединим все наши выводы и сформулируем правило.
Проверим наши выводы и сравним с правилом в учебнике стр.13.
1.На доске написаны слова:
Сорока, петух, береза, яблоко.
1 вариант: образуйте и запишите фамилии людей от слов, обозначающих неодушевленные предметы.
2 вариант: образуйте и запишите фамилии людей, от слов обозначающих одушевленные предметы.
Проверка задания.
2.Упр. №

Итог урока:
-Вспомните, какова цель нашего урока?
-Достиг ли цели наш урок?

Рефлексия.
-Послушайте басню С.Михалкова «Смешная фамилия».
Посчитайте, сколько в ней фамилий.

Каких фамилий только нет: Пятёркин, Двойкин, Супов, Слюнтяев, Тряпкин-Дармоед, Пупков и Перепупов!
В фамилиях различных лиц, Порою нам знакомых, Звучат названья рыб и птиц, Зверей и насекомых!

Но может некий Комаров Иметь характер львиный, А некий Барсов или Львов - Умишко комариный.
А Грибоедов, Пирогов Прославились навеки! И вывод, стало быть, таков: Всё дело не в фамилии, а в человеке!

 Коллективное обсуждение
- Какие они? Какой вывод сделал автор? Почему?
-А вы согласны с ним? Почему?
Выводы: не фамилия красит человека, а человек фамилию. Воспитанный человек никогда не будет переиначивать чужие имена и фамилии, тем более давать прозвища и клички.
-Какой вывод мы сделаем по нашему уроку?
Каким получился сегодняшний урок?
Что полезного для себя вы усвоили? Как вы себя чувствовали на уроке? А почему?

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: записать 10 фамилий.
































Схема предложения (правило)



Однокоренные

Имена существительные
Носов (с большой буквы)









Пишут в тетради.




Пишут в тетради.










Представитель у доски, показывает лист.


Вывод: географические названия пишутся с большой буквы.





Вывод: клички животных пишутся с большой буквы.




Вывод: имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы.


Чтение правила в учебнике.


































ПУУД : анализ с целью выявления признаков, построение логической цепи рассуждений.




ПУУД: формулирование проблемы.





ПУУД: формулирование познавательной цели












РУУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.


ПУУД: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, строить сообщения в устной форме.
РУУД: сохранять заданную цель.
КУУД: принятие решения и его реализация, оценка действий партнера ,умение с достаточной точность выражать свои мысли, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

ПУУД: осуществлять синтез как составление целого из частей.







ЛУУД нравственно-этическое оценивание