Урок разноуровневого обобщающего повторения по алгебре в 11 классе Геометрический и физический смысл производной
Всероссийского конкурса
профессионального мастерства педагогов
"Мой лучший урок"
Урок
разноуровневого обобщающего повторения
по теме:
« Геометрический и физический смысл производной.
Применение производной»
Учитель математики
МОУ СОШ №10
г. Новороссийска
Волкова
Ольга
Алексеевна
г. Новороссийск
2009г
Урок
разноуровневого обобщающего повторения
по теме:
« Геометрический и физический смысл производной.
Применение производной»
Урок разработан для учащихся 11 класса, который был проведен в январе 2009 года в МОУ СОШ № 10 г. Новороссийска. Тема урока разработана на основании анализа результатов предыдущей краевой диагностической работы в данном классе, которая показала, что учащиеся данного класса усвоили данную тему не на должном уровне. В классе 24 ученика. По данным контрольной работы:
только 4 учащихся справились с заданиями В2 данной темы , что составило 17%
Перед началом урока учащиеся рассаживаются в соответствии с тремя уровнями подготовки, причем уровень подготовки они оценивают сами.
Цель урока:
дидактическая: обобщить теоретический материал по теме «Геометрический и физический смысл производной. Применение производной», рассмотреть решения типичных задач;
развивающая: развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
воспитательная: формировать умение оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать.
I этап урока – организационный момент (1 минута)
Учитель сообщает тему урока, его цель, структуру урока, необходимость его проведения.
II этап урока (10 минут)
Повторение основных теоретических знаний.
Повторение проходит в виде презентации ( См. Приложение 1),во время которой учащимся предлагается вспомнить определение производной, рассмотреть типовые задания на применение производной, ее геометрический и физический смысл. Презентация проводится на интерактивной доске. Последний слайд содержит формулы дифференцирования, он выводится на доску и остается до конца урока как справочный материал.
Данный этап проводится для всех учащихся класса. По ходу появления объектов слайда учитель ведет диалог с классом. Каждый новый объект слайда выводится по щелчку, поэтому темп прохождения материала задает учитель.
Учитель: рассмотрите слайд №1. Что изображено на сладе, объясните, что такое х1 и х2, у1 и у2, 13 QUOTE 1415 и13 QUOTE 1415. Дайте определение производной функции.
Учитель: взглянем на слайд №2 с точки зрения физики. Что изображено на чертеже, что такое вектор АВ, объясните, что такое х1 и х2, у1 и у2, 13 QUOTE 1415 и13 QUOTE 1415. Как найти скорость перемещения? В чем же состоит физический смысл производной?
Учитель: обсудим слайд №3. Перед нами знакомый график функции, давайте внимательно посмотрим, что происходит с хордой АВ, если
·х 13 QUOTE 1415 0 и вспомним, в чем состоит геометрический смысл производной.
Далее идет фронтальный анализ задач, изображенных на слайдах.
III этап урока ( 15 минут)
Геометрический и физический смысл производной.
Решение типичных задач.
На обычной классной доске решаются типичные базовые задачи, используя запись на интерактивной доске как справочный материал, дается теоретическое обоснование способа решения. На этом этапе урока фронтально работают слабые и средние, сильные учащиеся работают группой с последующей сверкой решения с решением, предложенном учителем.
Для фронтальной работы:
Задача 1. Тело движется по прямой так, что расстояние S (в м) от него до точки М этой прямой изменяется по закону
S(t) = t4 + 13 QUOTE 1415t3 – t2 + 8. Чему будет равна мгновенная скорость (м/с) через 3 секунды после начала движения?
123 2) 111 3) 108 4) 121
Задача 2. Через точку графика функции у = - 0,5 х2 +4х + 7 с абсциссой х0 =2 проведена касательная. Найдите тангенс угла наклона этой касательной к оси абсцисс.
-1 2) 2 3) 6 4) 17
Задача 3. Определите угол, который образует касательная, проведенная к графику функции y =13 QUOTE 1415 с осью ОХ, в точке с абсциссой х0 = -2.
450 2) 300 3) 600 4) 1350
Задача 4. Найдите все интервалы убывания функции
у = 13 QUOTE 1415 х4 - 13 QUOTE 1415 х3 -15.
(-13 QUOTE 1415; 2) 2) (0;2); (2; +13 QUOTE 1415) 3) (-13 QUOTE 1415;0); (2;+13 QUOTE 1415) 4) (0;2)
Задача 5. Найдите сумму значений функции у = 13 QUOTE 1415 х4 – 2х3 + 13 QUOTE 1415 х2 +3 в точках максимумов и минимумов функции.
3 2) 5 3) 1 4) 2
Задача 6. Материальная точка движется по закону
x(t) = 13 QUOTE 1415 t3 – t2 +9t +11 ( х – перемещение в м, t – время в с). Через сколько секунд после начала движения ускорение точки будет равно 10 м/с2 ?
6 2) 2 3) 3 4) 4
Для работы в группе сильным учащимся: ( См. приложение 2)
IV этап урока-15 мин.
Разноуровневая самостоятельная работа.
Учащиеся I и II уровня подготовки решают самостоятельную работу напечатанную на листах разного цвета, выбор цвета ( уровня) выбирают учащиеся сами.
Содержание разноуровневой самостоятельной работы см. Приложение 3.
Параллельно с самостоятельной работой, на обычной классной доске или, работая группой, учитель ведет работу с сильными учащимися, это задачи третьего уровня или сильные учащиеся тоже пишут самостоятельную работу, составленную из предложенных задач.
Уровень 3. ( См. Приложение 4)
V этап урока ( 4 минуты)
Подведение итогов урока.
Учитель оценивает работу учащихся на уроке, обращает их внимание на необходимость понимания геометрического и физического смысла производной, дает домашнее задание – выборку задач из краевых контрольных прошлого года, например:
( См. Приложение 5)
Список литературы
Е.А. Семенко. Тестовые контрольные задания по алгебре и началам анализа. Базовый уровень. «Просвещение-Юг» 2005г
Варианты краевых контрольных работ.
Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа 10-11 класс. «Мнемозина». 2008г.
Алимов Ш.А Алгебра и начала анализа 10-11 класс. «Просвещение» 2008г.
Ф.Ф.Лысенко Вступительные испытания -2008. «Легион» 2008г.
Ф.Ф.Лысенко ЕГЭ -2008. Тематические тесты 10-11 класс Часть 2. «Легион» 2008г.
15