Занятие с детским коллективом Отрядный круг
Гулякова Ольгастаршая вожатая МБОУ Дивеев-Усадская СОШПочинковксий районНижегородская область
ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА
«Отрядный круг»
Приветствие
Притча «Два соседа»
Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа аккуратно утоптанная дорожка.
На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит а у соседа уже дорожка проложена.
На третий день снегу намело по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок А у соседа дорожка уже ровная, прямая просто загляденье!
В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:
Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?
Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:
Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!
3. Мы с вами вожатые, классные руководители, старшие друзья и у нас много друзей, а чтобы друзья к нам спешили, мы должны придумать столько для них затей
Из своего опыта работы я знаю, что дети охотнее общаются в неформальной обстановке и для такого общения, как нельзя лучше подходит Отрядный круг. Отрядный круг – это тесный круг друзей. Каждый может сесть там, где ему нравится, с кем ему хочется. В круге каждый видит лица и глаза своих товарищей. У круга нет начала и нет конца – одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.
Отрядный круг учит детей осмыслению жизни, прививает навыки коллективного анализа и, наконец, воспитывает в них культуру общения, искусство разговора.
У отрядного круга есть свои правила:
Если хочешь что-то сказать, не выкрикивай с места, а дождись паузу и подними руку или попроси слова.
Учись внимательно слушать, дай выговорится другому, не перебивай говорящего.
Критикуй не с целью «уколоть», а с целью помочь, посоветовать.
Говори не о себе, а о деле: не занимайся саморекламой.
Никого нельзя заставлять выступать или запретить, кому-то говорить.
Возможно, у вас будут другие правила.
У отрядного круга есть свои традиции и ритуалы. У нас это круг начинается – игрой, а заканчивается гимном детской организации.
И я предлагаю наш круг начать с игры на знакомство.
4. «Трубопровод»
Участники встают в шеренгу. Первый участник говорит: «Вода пошла» и называет своё имя. Сразу после него своё имя называют все игроки шеренги по очереди.
5. «Конфеты»
Игра подходит для первой встречи. Предлагается всем взять столько конфет, сколько они захотят. Сколько конфет – столько предложений вы должны рассказать о себе.
6. Практическая часть (1 вариант)
На первом отрядном круге мы должны решить вопрос о талисмане нашей детской организации, который будет во время наших встреч передаваться по кругу и выполнять роль «символа откровений» или «свободного микрофона».
Задания:
разбиться на группы
придумать и нарисовать талисман (время исполнения 5 минут)
аргументировано представить эскиз (время 30 сек)
Прослушав презентации талисманов, нам предстоит выбрать один вариант. Выборы проходят с помощью звездочек. Какой рисунок набирает больше звездочек, тот и становится талисманом детской организации.
7. «Свободный микрофон»
Передавая талисман сказать свой девиз, педагогическое кредо.
8. . Анализ встречи.
Методика «Паутинка»
Берется моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение, о сегодняшней встречи, затем передаете нить кому-то другому, и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутинку. Если одна нить теряется, то порвется вся паутина: все вместе мы и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.
9. Заключение.
Обычно такие встречи завершаются песней или речевкой. Я хочу предложить вам завершить нашу встречу стихотворением, которое мы будем читать все вместе в полголоса.
Вожатый – мастер на все руки,
Про сон забудет, про еду.
Придумает такие штуки.
Что у детей захватит дух.
И он простит им всё на свете,
Организует сто затей
Вожатые, они, как дети
И любят они вас – детей.
Практическая часть (2 вариант)
Чтобы нам лучше узнать друг друга, предлагаю еще одну игру «Вчера. Сегодня. Завтра». Эта игра может быть использована как с детьми, давно знакомыми, так и на огоньках знакомства, т.к. затрагивает темы и области, которые не так часто обсуждаются при общении в таких замкнутых группах;
Реквизит: Игрушка, зеркало, часы. Игрушка всегда ассоциируется с детством, поэтому, взяв ее в руки, легче рассказать о себе маленьком; зеркало – сегодня; часы всегда идут вперед – это завтра.
Ход игры: игра проходит в три круга. Первый круг «Вчера» – игрушка идет по кругу, и тот, к кому в руки она попадает, рассказывает о том, каким он был маленьким: круг общения, любимые занятия, кем хотел быть, о чем мечтал. Второй круг «Сегодня» – зеркало идет по кругу. Задания: Посмотреть на свое отражение как бы со стороны и сказать: если бы ты встретил такого человека в толпе, на улице, какое бы впечатление он на тебя произвел, что бы ты о нем подумал? Как ты изменился по сравнению с «вчера», чего добиваешься, о чем мечтаешь теперь? Ни в коем случае не настаивать на том, чтобы, рассказывая, участник постоянно смотрел в зеркало. Те, кто могут, и так это сделают. Очень интересно и полезно посмотреть, как участники реагируют на зеркало. Некоторые смотрят в него постоянно в течение рассказа, и выдают в основном положительные отзывы о себе. Многие отворачиваются и возвращаются к нему несколько раз, многие, взглянув один раз в начале, тут же отворачивают зеркало от себя. Третий круг «Завтра» – по кругу идут часы, и каждый говорит, каким он видит себя в будущем, уже взрослым (чего достигнет в обществе, о семье и т. д.).
Подведение итогов: предложить задуматься о том, как и кем, они растут, как изменяются, достигают ли они поставленных целей, что мешает и т. д.
В конце раздаются буклеты с другими вариантами «Отрядный круг».