Конспект урока русского языка на тему Подбираем родственные слова к словам названия предметов


Урок Русского языка по программе УМК «Гармония»
Тема: «Подбираем родственные слова к словам названия предметов»
Задачи: 1) познакомить с поиском родственных слов путём изменения слова;
2) воспитывать любовь к русскому языку, внимание к слову, учить оценивать свои возможности, а также делать самооценку своих действий
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, работа в парах
Необходимое техническое оборудование: экран, проектор, компьютер
Ход урока:
Организационный момент
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы грамотно писать.
2. Актуализация знаний.
- Прежде чем мы запишем сегодняшнее число в тетради, давайте порассуждаем – Какой сегодня день? (дети называют: число, день недели, месяц)
- Каждый из дней чем-то примечателен. Что можно сказать о сегодняшнем дне? Посмотрите в окно (зимний, морозный, ясный или пасмурный и т.д.)
- Мы сидим в уютном, теплом, светлом классе, а что нам подскажет, выглянув в окно, о зиме? (Ответы детей: деревья стоят голые; снег и т.д.)
3. Работа по теме урока
Снег
Снег бывает разный:Глубокий и пушистый.В морозный день – скрипучий,Холодный и колючий.Первый снег бывает лёгкий, Будто пух он лебединый.В марте грязный он и рыхлыйСостоит из мелких льдинок.
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО?
Снег- исконно русское слово, обозначает осадки, выпадающие в виде кристалликов. Всего у слова снег 42 родственника. В народном творчестве - в песнях, сказках - снег служит символом всего мягкого, пушистого, нежного.
- Но вот беда – пока снег до нас добрался, он растерял по дороге всех родственников. А как вы думаете, без родственников легко ли обходиться? (ответы детей: нет) Обоснуйте свой ответ (объясните) (ответы детей)
- Давайте постараемся помочь снегу вновь обрести родственников.
- Чтобы, наконец, начать поиски, откроем тетради и запишем сегодняшнее число.
Работа в парах. Игра «Угадай слово»
- У вас на столах лежат карточки, на них портреты родственников снега. Не называя имена этих предметов, вы должны рассказать о них или показать их (пантомима), чтобы все догадались о ком идет речь (на доске записываются угаданные слова: снег, снеговик, Снегурочка, снежинка, снегирь, подснежник).
- Давайте убедимся, действительно ли мы нашли родственников снега? Какие слова можно назвать родственными? (Слова, имеющие общее значение и общую часть (корень), называются родственными).
- Какое научное название родственных слов мы знаем? (ответы детей: однокоренные)
- Давайте найдем и выделим общую часть (корень) во всех слова. Что вы знаете о корнях? (они пишутся одинаково). А какие секреты написания корней вы знаете? (гласные е-е ; согласные г-ж - взаимозаменяемы). ( В словах снег, снеговик, Снегурочка, снежинка, снегирь, подснежник выделяется корень).
- Я думаю, снег очень доволен нашей работой, а его сестричка снежинка прилетела к нам на физминутку. Она предлагает вам отдохнуть и проследить за ней глазками.
4.Физминутка для глаз (на экране слайд № 1).
5.Закрепление изученного.
Работа по группам (по рядам)
- Ну вот, глазки наши отдохнули и можно продолжать работу. Посмотрите на экран.(На экран выводится слайд № 2 с картинками и словами). Первый ряд записывает в своих тетрадях слово – ДОМ, второй – ЛИСТ, а третий – ГРИБ. Каждая группа выбирает из столбика и записывает через запятую родственные слова в соответствии со своей картинкой (Дом, лист, гриб). (По окончанию работы проводится взаимопроверка(по экрану) и оценивание работы соседа)
Молодцы! Хорошо потрудились.
У меня для вас есть еще одна интересная игра «Назови лишнего». (На экран выводятся группы слов, необходимо найти лишнее из предложенных)
лес
тепло
гора камень вода река водитель загорелся
лесной теплица горный каменистый водоворот речной заводной горелый
лесник теплый взгорье окаменел водитель речушка водянистый горка
лесенка жаркий гореть затвердел речь заводить горелка
Подбери однокоренное слово к слову :
дом след белка час малыш ухо
домик отпечатки побелка часовщик малыши наушники
хата следы у белки минута малютка уши
изба расследовать бельчонок время дитя уха
дома по следу белила частица ребенок ушица
Резервное задание: Игра «Эстафета»
- Сейчас каждый ряд получит задание: подобрать родственников к указанному слову. Выигрывает тот ряд, который быстро и правильно выполнит работу. Начинаем.
- Давайте вместе проверять. Какой ряд оказался быстрее и точнее? Все – молодцы!
6. Итог урока.
- Ребята, вы помните, кому мы сегодня помогли найти родственников? (ответ детей: снегу). Он был очень рад, что встретил опять своих родных и передает вам большое спасибо за помощь и вот такие подарки (раздаются снежинки из бумаги). А еще он просит вас помнить о своих родных и никогда их не терять. Сегодня, когда вы придете домой, обязательно обнимите их и скажите о том, как вы их любите. Договорились? Вы все сегодня работали очень хорошо. Большое вам спасибо!