КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку» Тема «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИЯ»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Ростовской области
«Константиновский педагогический колледж»











Курсовая работа
по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку»
Тема «Осуществление контроля уровня сформированности навыков и умений монологического высказывания на среднем этапе обучения ИЯ»

Автор:
Студент(ка) 4 «И» курса _____________Горбатова Кристина Евгеньевна
подпись Ф.И.О.
специальность 050303.52 Иностранный язык

Научный руководитель ________________ Шамраева Инна Геннадьевна
подпись Ф.И.О.









Константиновск,2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..17
Список лИТЕРАТУРы.19
методическое Пособие «DO you speak English? Let’s talk!» - пособие, предназначенное для оценивания уровня сформированности навыков монологического высказывания на среднем этапе обучения английскому языку
Раздел 1. Контроль монологической речи на ситуативной основе: Уровень фразы
UNIT 1 FAMILIES AND FRIENDS: ARE WE HAPPY TOGETHER?
Section 1 «Holidays Are a Time for Adventures and Discoveries»
Section 2 «Family and Friends? No Problem»
Section 3 «Is It Easy to Live apart from the Family?»
Раздел 2. Контроль монологической речи на ситуативной основе: Уровень сверхфразового единства
UNIT 1 FAMILIES AND FRIENDS: ARE WE HAPPY TOGETHER?
Section 2 «Family and Friends? No Problem»
Section 1 «Holidays Are a Time for Adventures and Discoveries»
Section 2 «Family and Friends? No Problem»
Section 3 «Is It Easy to Live apart from the Family?»
Section 4 «Spending Time Together»
Раздел 3. Контроль монологической речи на ситуативной основе: Уровень текста
UNIT 1 FAMILIES AND FRIENDS: ARE WE HAPPY TOGETHER?
Section 2 «Family and Friends? No Problem»
Section 3 «Is It Easy to Live apart from the Family?»
Section 1 «Holidays Are a Time for Adventures and Discoveries»
Section 2 «Family and Friends? No Problem»
Section 4 «Spending Time Together»
Введение
Процесс формирования навыков монологической речи на среднем этапе обучения иностранного языка и осуществление организованного контроля данного вида речевой деятельности является одной из самых актуальных проблем в методике обучения иностранному языку.
Обучение монологической речи – чрезвычайно сложное дело. В практике обучения приходится сталкиваться с таким явлением, когда учащийся не может сделать самостоятельное сообщение, состоящее из нескольких последовательных, связанных между собой фраз. Зачастую высказывания учащихся представляют собой либо односложные ответы на вопросы учителя, либо чисто формальное, хронологическое перечисление каких-то действий. Следовательно, монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня – парного, группового, массового.
Любое монологическое высказывание, по своей природе, всегда кому - то адресовано, даже если этот адресат – сам говорящий, хотя в структурном отношении его виды весьма специфичны. Обучение говорению как процессу продуктивному требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуацией общения и представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся.
Тем не менее эти затраты времени и усилия окупаются, если учащиеся овладевают этой деятельностью при своевременной оценке учителем уровня сформированности их иноязычных коммуникативных умений. Ведь именно контроль как средство обучения позволяет выявить результаты обучения, побуждает учащегося производить определенное речевое действие, дает возможность учителю оценить качества этого действия и осуществить оценивание уровня владения английским языком. Более того, лишь сбалансированное использование подходов к обучению монологической речи и контроль уровня сформированности навыков монологического высказывания способствует повышению мотивации, а также сохранению и развитию у школьников интереса к предмету «Иностранный язык».
"Только в том случае, если мы заранее знаем, ЧТО и КАК будем проверять в конце курса, мы сможем рационально спланировать весь процесс обучения и разделить с учащимися ответственность за конечный результат труда", - Е.Н. Соловова [16, с.132].
Следовательно, вопрос формирования навыков монологического общения на среднем этапе обучения английскому языку и их систематизация в процессе организованного контроля определяет актуальность проблемы исследования.
Тема: осуществление контроля уровня сформированности навыков и умений монологического высказывания на среднем этапе обучения ИЯ.
Объект: процесс обучения монологической речи при изучении иностранного языка.
Предмет: влияние контроля на уровень сформированности навыков иноязычного монологического высказывания на среднем этапе обучения.
Цель: создать методическое пособие «Do you speak English? Let’s speak!»
Поставленная цель, в свою очередь, требует решения ряда методических задач:
исследовать сущность монологической речи при изучении иностранного языка;
рассмотреть пути и средства формирования умений монологической речи;
изучить процесс проведения контроля на уроках английского языка;
проанализировать процедуру контроля уровня сформированности владения монологическим высказыванием на среднем этапе обучения ИЯ;
создать систему упражнений и методических приемов для контроля навыков монологической речи.
Гипотеза: формирование монологической речи на средней ступени обучения английского языка будет проходить эффективно при целенаправленной организации контроля данного вида речевой деятельности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Роль монологической речи при изучении иностранного языка
Коммуникативная цель обучения иностранному языку в школе предполагает обучение общению на иностранном языке в устной и письменной формах. Один из способов устно-речевого общения считается говорение – многоаспектное и сложное явление. Одной из задач, которую выдвигает программа средней школы к говорению, является обучение монологической речи. Целью обучения монологу является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно – мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме.
Монологическая речь – это речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т.д. [4, с.143]
Характеризуя психологические особенности монологической речи, следует отметить, что монолог представляет собой относительно развернутый вид речевой деятельности, при котором сравнительно мало используется неречевая информация, получаемая из ситуации разговора. Это активный и произвольный вид речи, для чего говорящий должен иметь какую-нибудь тему и уметь построить на ее основе свое высказывание или последовательность высказываний.
Кроме того, монологическое высказывание – это организованный вид речевой деятельности. Предполагает наличие умений программировать не только отдельное высказывание или предложение, но и все сообщение в целом, избирательно пользоваться языковыми средствами адекватно коммуникативному намерению.
В настоящее время в средней школе обучению монологическому высказыванию не всегда уделяется достаточно внимания. Такая позиция представляется ошибочной, поскольку именно этот вид речевой деятельности дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить своё высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя. Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, самостоятельно определяя структуру, композицию и языковые средства.
Монологическая речь может носить репродуктивный и продуктивный характер. Репродуктивная речь не является коммуникативной. Перед школой ставится задача развития неподготовленной продуктивной речи учащихся. В этом и представляется сложность монологической речи, поскольку требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме. А на английском языке это сделать еще труднее, ведь обучаемые не владеют свободно языковыми средствами, которые необходимы говорящему для выражения мысли. Поэтому монологическая речь, как и диалогическая, должна быть ситуативно-обусловленной и мотивированной, чтобы у учащегося появилось желание, намерение сообщить что–то слушающим на иностранном языке [10, с.73].
Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:
информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);
воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);
эмоционально-оценочная.
Для средней школы наиболее актуальной является информативная функция монологической речи, так как поиск информации, ее обработка и трансформация ее в некое новое сообщение в ходе коммуникативного общения помогает мотивировать учащихся заговорить на английском языке. Однако и две другие функции монолога так же важны, так как если не будет побуждения учащихся к какому-либо действию, не будет заинтересованности в том, что они делают, то соответственно не будет и самого действия.
Таким образом, из выше сказанного, очевидно, что монологическая речь играет важную роль в обучении иностранного языка. А для того чтобы на уроках иностранного языка осуществлялась неподготовленная продуктивная речь учащихся, учителю, прежде всего, необходимо пробудить их мотивацию к монологическому высказыванию. Мотивация позволит учащимся не только высказываться на уровне предложений, но и позволит создать целое последовательное сообщение адекватно коммуникативному намерению.

Формирование умений монологической речи
Принципиально важным для формирования монологической речи учащихся является определение сущности монологических умений.
Под монологическим умением понимается способность управлять лексическими, грамматическими и фонетическими навыками в целях реализации конечной задачи - продуцирования монологического высказывания [11, c.147].
В данной типологии необходимо исходить из того, что при обучении иноязычной речевой деятельности учащиеся сталкиваются с трудностями трех уровней: «С какой целью им следует говорить?», «О чем им следует говорить?» и «Как это сделать?» Последовательное обучение самостоятельному иноязычному высказыванию предполагает разрешение этих трудностей в самом процессе формирования умений. Учитывая это, предлагается следующая типология монологических речевых умений:
план целеполагания (с какой целью?) - умение ставить перед собой коммуникативную задачу и прогнозировать посткоммуникативный эффект;
план содержания (что сказать?):
умение реализовать замысел высказывания - логически последовательно и четко излагать свои мысли, раскрывать тему высказывания, выражать личностное отношение к предмету высказывания,
при описании - умение всесторонне раскрыть объект речи, его форму содержание,
при повествовании: умения последовательно излагать события во времени;
при рассуждении: умение доказательно и последовательно развивать мысли в защиту тезиса или опровергая его).
план исполнения (как сказать?) - умение логико - композиционного построения трех основных форм монолога:
при описании: умение выражать свои мысли с учетом структуры “зачин - центральная часть - вывод (концовка)”,
при повествовании: умение выражать свои мысли с учетом структуры “зачин - основная часть - вывод (заключение)”,
при рассуждении - умение выражать свои мысли с учетом структуры - “тезис - доказательство - вывод”: умение использовать адекватные семантико - синтаксические средства построение конкретного типа монолога.
Более того, при формировании у учащихся монологических умений необходимо учитывать следующие важные моменты:
формируемые умения должны отражать коммуникативные задачи изучаемого языка;
объем высказывания должен увеличиваться от этапа к этапу обучения;
при изложении мыслей в монологической речи учитывается степень связности монологических высказываний, их логичность и аргументированность;
используемый языковой материал должен отражать лексико-грамматическую правильность монологической речи.
При обучении монологической речи выделяют два этапа:
1-й этап овладение основами монологического высказывания;
2-й этап формирование и совершенствование монологических умений.
На начальном этапе для овладения навыками монологического высказывания широко используется наглядность: картинки, серии картинок, диафильмы, эпифильмы. Последовательность использования опор на младшем этапе такова:
1) предметная и изобразительная наглядность;
2) текст;
3) ситуация;
4) тема.
Однако эта последовательность может поменяться на среднем и старшем этапах обучения. В качестве опоры для развития монологических умений   на данных этапах обучения иностранному языку используется  опорная схема, состоящая из:
1) зачина;
2) основной части;
3) заключения.
Динамика развития монологических умений происходит в направлении от описания картинок по теме к построению рассказа по теме, близкой обучаемому (например: «Моя семья», «Я люблю кино»). Речь учащихся приобретает такое важное качество, как информативность.
В условиях изучения иностранного языка в школе можно говорить о разных уровнях сформированности монологической речи в зависимости от самостоятельности и творчества, которые проявляют учащиеся.
Репродуктивный уровень речи не предполагает самостоятельности и творчества со стороны учащихся, как в выборе языковых средств, так и в определении содержания высказывания, оно задается извне.
Репродуктивно-продуктивный уровень предполагает некоторые элементы творчества и самостоятельности, что проявляется в варьировании усвоенного языкового материала, использовании его в новой ситуации, в изменении последовательности и композиции изложения.
Продуктивный уровень речи характеризуется полной самостоятельностью отбора и построения высказывания, а также творческим подходом в его оформлении, наличием оценки происходящего со стороны говорящего.
В настоящее время перед школой ставится основная задача развития неподготовленной продуктивной речи учащихся.
Рассмотрим монологическую речь как объект обучения.
Заметим, что монологическое высказывание - это такой отрезок речи, который находится между двумя соседними высказываниями и обладает определенными параметрами [9, с.312].
Монологическое высказывание может быть разного уровня: 1) слово (словоформа), 2) словосочетание, 3) фраза, 4) сверхфразовое единство, 5) текст. На любом из уровней монологическое выказывание выступает в процессе общения в качестве речевой единицы, будь то реплика, утверждение (словосочетание), вопрос (фраза), убеждение (сверхфразовое единство) или доклад, рассказ и т. п. (текст). Речевая единица любого уровня обладает присущими ей трудностями овладения: для уровня слов и словосочетаний это морфологические трудности (хотя и разного плана), для уровня фраз синтаксические, для уровней сверхфразового единства и текста логико-синтаксические. У каждого из уровней есть свои модели. Для слов это типы словообразований, для словосочетаний их типы, для всех других уровней – их основные структурные характеристики. Любая модель может быть вербально выполнена, и тогда она служит речевым образцом.
Высказывание любого уровня характеризуется определенными параметрами - общими и специфическими для каждого из уровней. Первые три уровня высказываний в плане обучения относятся к овладению лексической и грамматической сторонами говорения; к этапу развития речевого умения относятся лишь уровни сверхфразового единства и текста.
Таким образом, из сказанного следует, что формирование умений монологической речи чрезвычайно сложное дело. Однако учитывая то, что монологическое высказывание всегда ситуативно и целенаправленно, связано с коммуникативным мышлением и общей деятельностью человека, овладение данным сложным монологическим умением возможно, при условии, что учащиеся будут оперировать всеми известными устойчивыми речевыми образцами в соответствии с целями и условиями общения.

Контроль на уроках английского языка
Контроль обученности учащихся иностранному языку заслуживает специального рассмотрения, поскольку он является неотъемлемым компонентом учебной деятельности учащихся, важным инструментом профессиональной деятельности учителя, имеет непосредственное отношение к процессу и результатам обучения ИЯ в начальной и основной школе.
Слово «контроль» означает проверку чего-либо, а также наблюдение с целью проверки, направленное на «что-либо», т.е. на тот объект, который контролируется.
Сама процедура контроля представляет собой процесс сравнения, сличения объекта и эталона. В нашем случае в качестве эталона выступает Государственный образовательный стандарт по иностранному языку. В процессе обучения ИЯ контроль рассматривается не только как выявление результатов обучения, но прежде всего как способ обучения. Это расширяет содержание термина и вызывает необходимость снабдить его эпитетом «обучающий». Провести обучающий контроль, значит побудить учащегося произвести определенное речевое действие, оценить качества этого действия и реализовать оценки для совершенствования учащихся в овладении иностранным языком.
Контроль и учет знаний, умений и навыков учащихся – необходимый компонент учебного процесса. Он нужен преподавателю, чтобы иметь точное представление о том, насколько учащиеся продвинулись в выполнении программы, как они усвоили языковой материал, как овладели умениями устной речи, чтении и письма. Контроль знаний, умений и навыков имеет большое значение и для учащихся. Он помогает каждому школьнику реально осознать то, каких успехов он достиг в изучении иностранного языка, в чем его недостатки и над чем ему необходимо работать.
Процесс обучения иностранному языку характеризуется взаимодействием двух сторон (деятельности учащихся и деятельности преподавателя), каждая из которых по-разному функционирует в ходе контроля. Исследование функций контроля дает возможность осознать, какие конкретные педагогические задачи реализуются в процессе обучения с помощью контроля.
Реализация обучающей функции контроля способствует повторению и закреплению пройденного на занятиях материала и является одним из способов обучения языку. Управляющая функция обеспечивает управление процессом овладения языком благодаря использованию специальных учебных материалов и разработанной методике их применения в ходе контроля. Диагностическая функция позволяет своевременно обнаружить успешность - неуспешность в обучении и в зависимости от обнаруженных результатов строить дальнейший процесс обучения; вносить корректировку в систему заданий, изменять ход и содержание работы на уроке. По Щукину А.Н. «диагностическая функция определяет уровень владения языком в соответствии с программными требованиями». Корректирующая функция проявляется во внесении преподавателем изменений в процесс обучения языку на основе полученных в ходе контроля данных. Оценочная функция помогает сделать выводы о результатах деятельности как обучаемого, так и обучающего, эффективности самого процесса обучения.
Система проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся включает следующие взаимосвязанные виды контроля, которые определяются спецификой предмета, его содержанием и периодом обучения: предварительный контроль, текущий контроль, периодический контроль и итоговый контроль.
Цель
·предварительного контроля заключается в том, чтобы установить исходный уровень владения языком и присущие учащимся индивидуально - психологические качества, которые способствуют успешности обучения (память, внимание, интересы, общее развитие, склонности). Такой контроль обеспечивает дифференцированный подход к обучению и позволяет, во-первых, наметить стратегии обучении языку и, во-вторых, сформировать учебные группы с учетом уровня подготовки и психологического развития учащихся.
Текущий контроль позволяет не только выявить степень усвоения материала учащимися и уровень их владения навыками и умениями, но также имеет огромное обучающее значение. Данный вид контроля позволяет судить об успешности овладения языком, процессе становления и развития речевых навыков и умений. Он должен быть регулярным и направлен на проверку усвоения учащимися определенной части учебного материала.
Периодический контроль знаний, умений и навыков проводится после изучения темы и имеет своей целью выявление степени усвоения учащимися комплекса вопросов как в области языкового материала, так и вида речевой деятельности. Проводится по завершению изучения темы. Позволяет судить об эффективности овладения разделом программного материала.
Итоговый контроль направлен на установление уровня владения языком, достигнутого в результате усвоения значительного по объему материала (в конце семестра, учебного года). Цель работы - проверка приобретенных знаний, умений и навыков учащихся. На практике, в основном, контролируется усвоение языкового материала.
Наряду с вышеописанными видами контроля также принято выделять устный и письменный контроль.
В практике преподавания в настоящее время всё чаще применяется устная проверка. Контроль должен проходить в том же плане, что и обучение, поэтому для того чтобы проверить умения и навыки устной речи, следует применять устные приёмы проверки. Устная форма способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся.
До последнего времени письменному контролю отводилось большое место в системе проверки. У письменной формы контроля имеются некоторые преимущества. Во-первых, ею можно охватить одновременно всех учащихся; во-вторых, гораздо удобнее обрабатывать письменные работы. Однако письменный контроль не может быть использован для проверки всех умений. Невозможно проверить в письменной форме умение учащихся вести беседу или высказываться по теме. Поэтому прибегать к письменной проверке рекомендуется с целью контроля умений и навыков письма, а также для контроля умений переводить научно – популярную литературу со словарём.
В отечественной дидактической и методической литературе принято различать следующие организационные формы контроля: индивидуальный, фронтальный, групповой и парный. Кроме того, каждая из перечисленных форм контроля может осуществляться устно или письменно. Выбор той или иной формы контроля зависит от проверяемого речевого умения и вида контроля.
Индивидуальный контроль - наиболее объективная форма контроля, поскольку он дает информацию о каждом ученике, его достижениях и недостатках. Поэтому такой вид контроля особенно подходит для проверки обученности по окончании курса или учебного года, то есть в ходе итогового контроля, но и полезен и в процессе предварительного контроля, поскольку позволяет выявить все недостатки в подготовке учеников. Важно, чтобы индивидуальный контроль органично входил в созданную на уроке атмосферу общения.
Фронтальный контроль достаточно широко используется в практике, но не всегда уместен. Очень подходит для проведения текущего контроля. Так как, во-первых, проверкой охватывается большое число учеников при относительно меньших затратах учебного времени; во-вторых, подобная организация контроля обеспечивает активность всех учеников. Фронтальный контроль может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Устная форма контроля преобладает. Однако, имея в виду большие обучающие возможности письма, необходимо периодически проводить и письменный фронтальный контроль.
Групповая и парная форма контроля считаются наиболее продуктивными при контроле устно-речевых умений в процессе итоговой, завершающей и текущей проверок. В то же время эти формы не подходят для проверки рецептивных речевых умений и языковых навыков, ибо они предполагают устную речевую деятельность.
Таким образом, из вышесказанного следует, что правильно организованные учет и контроль, объективно регистрирующие результаты учебно-воспитательной работы на каждом этапе, помогают учителю выявить успехи и неудачи каждого ученика, дают ему возможность правильно планировать педагогический процесс и позволяют лучше и эффективнее готовиться к урокам, а учащимся, в процессе развития сознания, формировать самосознание, которое является необходимым элементом саморегулирования, управления самим собой.

Контроль как средство определения уровня владения монологическим высказыванием
Наиболее адекватной формой контроля умений и навыков монологического высказывания на уроке английского языка считается устная форма проверки, потому что она позволяет выявить наиболее важные для данного вида речевой деятельности качества: речевую реакцию, речевые автоматизмы, характер остановок, ситуативность речи.
Что касается содержательной стороны речи и ее правильности, то эти стороны лучше всего проверять с помощью письменной формы проверки, так как при устной форме трудно фиксировать и объем высказывания, и ошибки, которые могут быть случайными в силу спонтанности, непродуманности, экспромтности речи. Поэтому для выявления степени случайности ошибок и для более детального анализа речевых сообщений учащихся целесообразно использовать звукозаписывающие средства в лингафонном кабинете.
Объектами контроля уровня владения монологическим высказыванием на средней ступени обучения английскому языку считаются:
знания, сформированные на основе речевых навыков (языковая компетенция);
умение пользоваться приобретенными знаниями и навыками в различных ситуациях общения (коммуникативная компетенция);
знания страны изучаемого языка и национальных особенностей речевого поведения его носителей (социокультурная компетенция).
Поэтому при оценке умений монологической речи учитываются разнообразие лексических и грамматических структур, а также правильность их употребления; развернутость и последовательность сообщения; соответствие языковых средств ситуации общения; объем высказывания; наличие речевого намерения и его реализация; количество предложений, выражающих субъективную информацию. Учитываются также языковые средства, которыми пользуется говорящий. Эти количественные и качественные показатели должны дополняться оценкой семантической стороны высказывания.
Устный контроль навыков и умений монологической речи может быть фронтальным, индивидуальным и групповым.
Фронтальная устная проверка наиболее удобна для текущего контроля и для выявления степени усвоения или автоматизации умений монологического высказывания, выявления общей картины успеваемости. Для выявления уровня владения монологической речью отдельными учащимися используют индивидуальные виды контроля, например:
1) ответы на коммуникативные вопросы по опорам (ситуация, изученная тема, рисунок и так далее), по тексту, в том числе и упражнения тестового характера для проверки степени сформированности речевых навыков говорения;
2) монологическое высказывание по тем же опорам. Индивидуальные формы контроля являются единственно возможными при проверке монологических умений, но необходимо сочетать индивидуальные формы с фронтальными формами проверки, чтобы избежать пассивности класса при продолжительном опросе отдельных учеников.
Результаты контроля являются определенным стимулом для совершенствования приемов обучения иноязычному монологическому высказыванию. Однако приемы и формы контроля уровня сформированности умений монологической речи должны отвечать следующим требованиям:
выполнять не только контролирующую, но и обучающую функцию;
быть адекватными коммуникативной цели обучения английскому языку;
не вносить существенных отклонений в ход учебного процесса;
не требовать больших усилий для проверки и отработки ее результатов;
быть интересными для учащихся и соответствовать их возрастным особенностям.
Определенными показателями уровня сформированности умений говорения являются такие параметры, как:
количество слов (фраз) в предложении;
количество простых и сложных предложений;
объем монологического высказывания в соответствии с определенной ступенью обучения иностранному языку.
Таким образом, исследуя проблему контроля уровня сформированности монологической речи мы выяснили, что контроль должен осуществляться в разных формах - и устно, и письменно; соблюдать основные показатели владения монологическим высказыванием в соответствии с конкретным этапом обучения; быть определенным стимулом для совершенствования приемов обучения иноязычному монологическому высказыванию.

Система упражнений и методических приемов для контроля навыков монологической речи
Немаловажную роль в организации условий обучения монологическому высказыванию играет создание комплексов упражнений и подбор методических приемов, позволяющих обеспечить развитие всех параметров речевого умения.
Рассмотрим подсистему упражнений для обучения монологической речи с учетом особенностей стадий обучения иностранному языку в школе, типов монологического высказывания и опор, с помощью которых они выполняются. При обучении монологической речи можно выделить два этапа:
1) овладение основами монологического высказывания,
2) этап совершенствования монологических умений.
На первом этапе монологические умения формируются в учебной монологической речи. При обучении связным видам речи учитель должен: ставить конкретную и небольшую цель:
- сочетать практические и воспитательные задачи в единстве;
- развивать как устную, так и письменную коммуникацию.
Для того чтобы работа протекала эффективно, требуется тщательная подготовка. Необходимо, во-первых, подобрать языковой и наглядный материал; во-вторых, установить, с какими трудностями в каждом отдельном случае ученики могут столкнуться и как их преодолеть; в-третьих, наметить для себя четкую последовательность работы в классе.
Более того, необходимо отметить, что школьное обучение не может в достаточной степени обеспечить подлинное овладение монологической речью. В связи с этим, учитывая условия обучения монологу и характер его протекания, в средней школе целесообразно установить 3 уровня овладения монологической речью: средний, повышенный и высокий.
Общеобразовательная школа в своём большинстве может обеспечить лишь средний уровень (его можно назвать базовым), главная цель которого состоит в формировании умений в чтении и понимании текстов и развитии устной речи на основе текста в форме описания и повествования. При этом должны обязательно присутствовать такие параметры монологической речи, как связность и логическая последовательность. Повышенный уровень характеризуется усилением внимания к устной речи, дифференциацией обучения в старших классах в зависимости от интересов и склонностей учащихся. Монологическая речь развивается и на основе текстов для чтения, но с добавлением заданий на аудирование. На повышенном уровне речь ученика должна обладать такими свойствами, как коммуникативная направленность, непрерывность, логичность, относительная смысловая законченность, а также включать основные типы речи - описание, повествование, убеждение. Третий - высокий уровень - это свободное или почти свободное владение языком, в котором свободно сочетаются разные речевые формы - описание, повествование, аргументируется собственная точка зрения. Речь характеризуется убедительностью и эмоциональным воздействием, синтаксической усложнённостью.
Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений:
пересказать текст, сделать описание, сообщение на заданную тему, составить рассказ;
логически последовательно раскрыть заданную тему;
обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации.
Все названные умения вырабатываются в процессе выполнения подготовительных и речевых упражнений.
При определении видов монологических упражнений необходимо учитывать следующие критерии:
вид монолога (сообщение, повествование, описание, рассуждение);
связность и логичность изложения мыслей и структурно-композиционная завершенность высказывания;
объем (полнота) высказывания - степень раскрытия темы и количество предложений;
степень комбинированности языковых (лексических и грамматических) средств;
лексико-грамматическая (в том числе и синтаксическая) правильность.
Упражнения в развитии монологических умений можно классифицировать по:
видам опор:
по наглядности,
речевой ситуации,
теме,
мотивам темы,
тексту (прочитанному или воспринятому на слух).
по объему высказываний:
отдельные предложения,
краткие связные высказывания,
полные тематические связные высказывания (монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение).
Таким образом, чтобы научить детей формировать монологические высказывания на английском языке необходимо вести кропотливую непрекращающуюся работу, создание комплексов упражнений и подбор методических приемов позволит обеспечить развитие умений монологического высказывания и даст возможность оценить уровень владения монологом как учителю, так и учащемуся.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования мы выяснили, что обучение монологической речи – чрезвычайно сложный вид речевой деятельности, однако играет важную роль при изучении английского языка, поскольку коммуникативная цель обучения иностранному языку в школе предполагает обучение общению на английском языке. А, как известно, формирование умений монологической речи, как одного из способов устно-речевого общения, будет способствовать развитию определенных умений, таких как: коммуникативно – мотивированно, логически последовательно и связно общаться на английском языке, а так же поможет учащимся достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать устно свои мысли.
В наши дни перед школой ставится очень сложная задача - развитие неподготовленной продуктивной речи учащихся в процессе осуществления иноязычного монологического высказывания. Но для того чтобы на уроках иностранного языка осуществлялась неподготовленная продуктивная речь учащихся, учителю, прежде всего, необходимо пробудить в них мотивацию к осуществлению монологической речи. Так как лишь только мотив сподвигнет учащихся не только высказываться на уровне предложений, но и позволит создать целое последовательное сообщение адекватно коммуникативному намерению.
Учитывая то, что монологическое высказывание всегда ситуативно и целенаправленно, связано с коммуникативным мышлением и общей деятельностью человека, овладение данным сложным монологическим умением возможно, при условии, что учащиеся будут оперировать всеми известными устойчивыми речевыми образцами в соответствии с целями и условиями общения. А правильно организованные учет и контроль, объективно регистрирующие результаты учебно-воспитательной работы на каждом этапе, помогут учителю выявить успехи и неудачи каждого ученика об уровне владения данным видом деятельности, дадут ему возможность правильно спланировать педагогический процесс и позволят лучше и эффективнее готовиться к урокам. В свою очередь учащимся, в процессе развития сознания и самосознания, управлять самим собой и в целом всем коммуникативным умением.
Более того, предполагаемый контроль должен осуществляться в разных формах - и устно, и письменно; соблюдать основные показатели владения монологическим высказыванием в соответствии с конкретным этапом обучения; быть определенным стимулом для совершенствования приемов обучения иноязычному монологическому высказыванию.
Чтобы научить детей формировать монологические высказывания на английском языке необходимо вести кропотливую непрекращающуюся работу по созданию комплексов упражнений и подбору методических приемов, позволяющих обеспечить развитие умений монологического высказывания.
Таким образом, в ходе проведенного исследования подтвердилась гипотеза о том, что формирование и развитие умений монологической речи будет успешным при целенаправленной организации контроля данного вида речевой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Азаровская А.Е., Кузовлева Н.Е., Пассов Е.И. Контроль в обучении иностранному языку: учебное пособие [Текст] / Под ред. Е.И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2008. – с.130
Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе: Проблемы и перспективы [Текст] /И.Л. Бим. - М.: Просвещение 2008.- с.256
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – с.336
Гез Н.И. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Под ред. Н.И. Гез., М.В. Ляховицкий. - М.: Высшая школа, 2009. – с.373
Денисова Л.Г., Симкин В.Н. Об итоговом контроле обученности иностранным языкам [Текст] / Л.Г.Денисова, В.Н. Симкин. // Иностранные языки в школе. - №2. - 2008. - с.67
Комаров А.С. Обучение английскому языку в лаборатории устной речи [Текст] / А. С. Комаров // Иностранные языки в школе. - 2005. - №4. -с.87-92
Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку [Текст] / А.В. Конышева. - Спб.: «Четыре четверти», 2010. – с.144
Копкова М. К.Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / М.К. Копкова. - Спб.: КАРО, 2010. - с.224
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии : сборник избранных статей [Текст] /[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – Воронеж: Модэк / Москва: Московский психолого-социальный институт, 2010. – с.448
Маслыко Е.А. Обучение монологу [Текст] // Е.А. Маслыко Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие. – Минск: Вышэйшая школа, 2008г. – с.445
Миньяр-Белоручев Р.К. Теория и методы перевода [Текст] / Р.К. Миньяр-Белоручев. - М.: Московский Лицей, 2007. – с.298
Миролюбова А.А., Рахманова И.В., Цетлин В.С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. - М., 2008. - с.504
Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе [Текст] / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 2007. – с.223
Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. М.: Просвещение, 2009. с.287
Скалкин В.Л. Обучение монологическому высказыванию: Пособие для учителей. – Киев, 2008. – с.54
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций [Текст] / Соловова Е.Н. - М.: Просвещение, 2009. - с.239
Филатов В.Н. Методика обучения иностранным языкам в начальной и
средней общеобразовательной школе [Текст] / В.Н. Филатов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – с.416.
Царькова В.Б. Речевые упражнения в английском языке [Текст] / В.Б. Царькова. - М.: Просвещение, 2007. - с.135
Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика [Текст] / А.Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2009. – с.416


15