Конспект урока Какие слова пишутся с заглавной буквы?


Урок русского языка для учащихся 2 класса по программе «Школа России»
Автор разработки: Коньшина Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №53» г. Набережные Челны Республики Татарстан
Тема урока: Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Тип урока: открытие новых знаний (урок проводился в первой четверти)
Форма проведения: урок-путешествие
Цель: обобщить знания учащихся об употреблении большой буквы в именах собственных.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Формирование универсальных учебных действий на уроках:
Личностные:
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Регулятивные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Познавательные:
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные:
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Работать в паре и группе
Межпредметные связи: Чтение. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха).
Ресурсы: методическое пособие; Учебник; тетрадь с печатной основой; тетрадь для учащихся в узкую линейку.
Организация пространства: фронтальная, в парах, самостоятельная.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
1)
Раз, два, три (хлопают в ладоши) – слушай и смотриТри, два, раз (хлопают в ладоши) – урок начнём сейчас.Улыбнёмся мы друг другуУспехов пожелаем другуРуку для удачи мы пожмёмВ дорогу знаний Наш девиз возьмем:Не ленись, не отставай, Активность, любознательность проявляй.
2) Повторение правил работы и поведения на уроке
- Закончите высказывание:
Чтобы быть спортивным – занимайся.... (физическими упражнениями, спортом и т. п.)
Что бы быть грамотным – обучайся (правописанию, грамоте и т. п)
Орфографические ошибки в письме — как пятно на белой блузке.
- Как вы понимаете высказывание? (Отсутствие грамотности словно делает человека менее опрятным, неряшливым. Каждый человек должен стремится быть грамотным, постигать тайны родного языка, стремиться к совершенству.)С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.
3) Минутка чистописания из заглавных букв
Проверка ДЗ по теме “Алфавит”
Произнести хором алфавит и одновременно выполнять разминку для рук.
Записать буквы в алфавитном порядке в тетрадь.

Образец выполнения детьми в тетради:

Мозговой штурм для установления темы урока (тематических рамок)
- Что можете сказать про написанные буквы? (Написаны только заглавные, большие.)
- Что вам известно об этих буквах с 1 класса? (Заглавные буквы пишутся в начале предложения, в именах и др. ответы детей)
- Тема урока: (говорят дети) Какие слова пишутся с заглавной буквы?
- О чём говорят вопросы? - Какая орфографическая задача стоит перед нами? (Узнать в каких группах слов требуется писать заглавную букву.)
Всем успешной работы на уроке!
- С чего начнём работу? (с повторения)
- Цель повторения? (Повторенье мать ученья – как гласит пословица. Повторим для того, чтобы определить, какие уже имеющиеся знания нам потребуются для открытия орфографического правила.)Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Повторение известных сведений о написании большой буквы в словах, в начале предложений.
Восстановите эталоны, которые помогут в открытии новых знаний.
Работа в паре в карточках.
Упр. 1. Прочитать текст. Определи границы предложений. Первое слово в предложении пиши с большой буквы. В конце каждого предложения ставь точку.
у оленёнка были длинные ножки с острыми копытцами и круглая головка с большими ушами он беспрестанно встряхивал и шевелил ими глаза у него были как крупные сливы ростом он был с новорожденного жеребёнка по обе стороны спины проглядывали белые пятнышки
(По О. Перовской)
Эталон (на экране) для проверки.
У оленёнка были длинные ножки с острыми копытцами и круглая головка с большими ушами. Он беспрестанно встряхивал и шевелил ими. Глаза у него были как крупные сливы. Ростом он был с новорожденного жеребёнка. По обе стороны спины проглядывали белые пятнышки.
- Что повторили? Вывод: (Большая заглавная буква пишется в начале предложения.)
Упр 2. Прочитай. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни заглавные буквы.
1. Мою подругу зовут ...розой.
2. Я срезала с куста красную ...озу.
3. В комнате у ...илии стояла ваза с ароматными белоснежными ...илиями.
4. Летом мы езди отдыхать на ...ёрное море.
5. Мама приколола на ...ёрное платье жемчужную брошь.
Эталон (на экране)
1. Мою подругу зовут Розой.
2. Я срезала с куста красную розу.
3. В комнате у Лилии стояла ваза с ароматными белоснежными лилиями.
4. Летом мы ездили отдыхать на Чёрное море.
5. Мама приколола на чёрное платье жемчужную брошь.
- Что повторили? Вывод: (Большая буква пишется в именах людей, названия морей)
3) Задание для пробного действия.
- Какое задание будем выполнять? (Пробное действие)
- Цель пробного действия? (Определить, какое новое знание - какую новую орфографическую задачу будем решать на уроке.)
Пробное задание по рядам.
1 ряд. Запишите отчество президента нашей страны. (В/ в ладимирович)
2 ряд. Запишите улицу, на которой стоит наша школа. (Ч/ч улман)
3 ряд. Напишите название нашей страны. (Р/россия)
Выявление места и причины затруднения
- Какое задание выполняли? (Подбирали первую букву, пропущенную в словах)
- Где возникло затруднение? (При подборе буквы большой или маленькой)
- Почему возникло затруднение? (Не знаем, в каких группах слов нужно выбрать большую буквы в начале слова, а в каких маленькую).
Построение проекта выхода из затруднения.
- Какова же цель дальнейшей работы? (Узнать группы слов, в которых безошибочно подберём первую заглавную букву.)
- Как будем узнавать?
План действий:
Обратимся к правилу написания заглавных букв.
Поупражняемся в написании заглавных букв по правилу.
Поработаем над запоминанием правила.
Закрепим действия написания букв самостоятельно по правилу.
Изучение правила
Обратимся к правилу (на экране в форме определения и в стихах)
С большой (заглавной) буквы пишутся:
1. Первое слово в предложении.
2. Имена, отчества и фамилии.
3. Клички животных.
4. Названия городов, и рек, стран и морей, деревень, сёл, улиц.
***
Буква обычная выросла вдруг,Выросла выше всех букв-подруг.Буква расти, не сама захотела,Букве поручено важное дело.Ставится буква у строчки в начале,Чтобы начало все замечали.Имя, фамилия пишутся с нею,Чтобы заметней им быть и виднее.
Будем действовать по правилу, т.е .определять из какой группы слово и писать в начале соответствующую букву (большую или маленькую) (Упр. 3)
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
 Упр. 3. Упражняемся по правилу.
Гриб ...ыжик – котёнок ...ыжик, город ...рёл – птица ...рёл, цветы ...омашки – деревня ...омашки, месяц ...арт – девочка ...арта, ...ерёзовая улица - ...ерёзовая роща, алая ...орька – корова ...орька.
Вывод: Большая (заглавная) буква пишется в именах людей, кличках животных, в названиях городов, деревень, улиц.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Запоминание правила.
Работа в паре (карточки с недостающими словами).
Цель: разложить и приклеить в нужные пустые строчки следующее:
Восстановление по предложенным названиям групп примеров слов.
  Тема: “Большая (заглавная ) буква” Карточки в конверте для приклеивания.
1 Первое слово в предложении.
........................................... Стояли сильные морозы. Река покрылась льдом.
2 Имена, отчества, фамилии.
........................................... Доктор Иван Николаевич Орлов.
3 Клички животных.
.............................................. кот Мурзик, собака Дружок
4 Названия городов и рек, стран и морей, деревень, сёл, улиц.
-------------------------------------------------------------------  
город Тверь, река Днестр, страна Россия, Японское море, деревняРябово, село Рождественское, Садовая улица
Включение в систему знаний и повторение.
Закрепление.
Упр. 4. Письменно ответь на вопросы нашей анкеты. Пользуйся правилом написания заглавной буквы в группах слов.
Твоё имя._____________________________________________________________
Твоя фамилия_________________________________________________________
Место твоего рождения_________________________________________________
В каком городе ты живёшь? _____________________________________________
Твой домашний адрес __________________________________________________
Какие клички носят твои домашние питомцы (если они у тебя есть)?___________
Как зовут твоего лучшего друга (твою лучшую подругу)?_____________________
В каких странах ты хотел бы побывать?____________________________________
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какие цели вы ставили на уроке?
- Какие цели достигли? Докажите.
- Что является итогом работы? (Найдены группы слов, с написанием заглавной буквы.)
- У кого были трудности?
- В чём причина?
- Следует ли ещё тренироваться?
Домашнее задание.
Выучить правило. Учебник упр. 130 (с 86).