Использование аутентичного фольклорного материала для уроков английского языка в начальном и среднем звеньях школы


Использование аутентичного фольклорного материала для уроков английского языка в начальном и среднем звеньях школы
Тимошина Алина Марисовна, Вышетравинская основная школа – филиал МБОУ «Окская СШ» Рязанского района Рязанской области, учитель англ. языка, timoshin_nik@mail.ru.
Данная статья описывает опыт применения англоязычного фольклора в преподавании ИЯ в начальной и средней неполной школе. Может быть полезна учителям английского языка, работающим в сельской школе.
Стихи и песни позволяют ребенку быстрее и легче различать повторяющиеся иностранные слова именно потому, что в них одно или несколько слов постоянно повторяются в одинаковой последовательности. Дети легко запоминают то, что имеет эмоциональный отклик в их душе, то, что они повторяют и делают много раз. Стихи как раз выполняют эти функции. Раннее заучивание большого количества стихотворений тренирует артикуляцию. Кроме того, заучивание иностранных стихов - это одна из лучших техник, позволяющих улучшить память и внимание, пополнить словарный запас. Но моим маленьким сельским жителям бывает сложно запомнить строчки, и это происходит тем легче, если к стихам существует запоминающаяся мелодия. Главное в том, что, поскольку при освоении ИЯ должен расширяться кругозор ребенка, должно формироваться дружелюбное и толерантное отношение к миру вообще, должна развиваться эмоциональность – фольклор заслуживает широкого применения в преподавании, ведь он помогает формированию социокультурной компетенции.
Музыкально-поэтический фольклор является одним из компонентов содержания обучения многих УМК. Тем не менее, по утверждению методистов, методические основы использования музыкально-поэтического фольклора в обучении ИЯ не разработаны, он не оказался в центре внимания исследователей и поэтому его потенциал не используется в полной мере. О.Е.Романовская предлагает в своей работе следующие критерии отбора музыкально-фольклорного материала:
«Требования к музыкальному компоненту:
• соответствие физиологическим особенностям голосового аппарата учащихся;
• наличие яркой и запоминающейся мелодии;
• соответствие объема произведения этапу обучения;
• наличие четкого и ясного для воспроизведения ритма;
Требования к поэтическому компоненту:
• художественная ценность произведения;
• соответствие возрастным особенностям учащихся;
• доступный (в основном) языковой материал;
• социокультурная информация;
• возможность использования при обучении различным аспектам языка и видам речевой деятельности;
• воспитательный потенциал».
По мнению исследователя, предлагаемая им методика работы с фольклорным музыкально-поэтическим произведением предусматривает «целенаправленную организацию работы учителя с каждым его компонентом. Она предполагает определенный алгоритм действий и состоит из следующих этапов:
• Презентация фольклорной песни;
• Работа с поэтическим компонентом произведения с целью раскрытия его содержания и смысла;
• Фонетическая отработка текста песни;
• Работа с музыкальным компонентом с целью развития музыкальной и певческой культуры учащихся;
• Выразительное исполнение песни;
•Развитие языковой, речевой и социокультурной компетенции учащихся на материале песни».
Многолетнее сотрудничество с учителем музыки позволило нам пополнить банк образцов фольклора, который дан в УМК «Rainbow English» О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой, отобрать наиболее доступные для детей и полюбившиеся им. На этой основе в нашей школе возникла и работает на протяжении 10 лет самодеятельная фолк-группа «Jolly Queen», в которой дети со 2 по 9 класс знакомятся с фольклором – как англоязычным, так и русским, осваивают его исполнение и демонстрируют слушателям на школьных мероприятиях (Рождество, Пасха, Жаворонки, другие этнографические вечера) и выездных концертах.
Каковы же оказались выработанные эмпирическим путем критерии отбора иноязычных фольклорных произведений и эффективный алгоритм их использования в обучении?
Эстетическая и художественная ценность;
Мелодия, доступная для воспроизведения большинству учащихся;
Лексический и грамматический материал, в целом соответствующий этапу обучения;
Соответствие содержания возрасту учащихся.
По опыту работы, эффективной оказалась такая последовательность действий:
«Предыстория» песни – о чем, историко-бытовые детали, место в традиции праздника и т.д.; рассказ может сопровождаться историческими иллюстрациями на экране;
Презентация песни;
«Освоение» и заучивание текста – знакомство с новой лексикой, перевод для понимания смысла, пояснение грамматических структур, создание понятного ребенку подстрочника – письменно на доске;
Заучивание на слух построчно с отработкой фонетической стороны,
Отработка ритма - «прохлопывание» песни;
Знакомство с мелодией (сначала – по принципу «караоке», затем тщательная работа с аккомпаниатором либо фонограммой);
Возможно – создание культурно-музыкального проекта;
Самостоятельное исполнение на мероприятии или концерте.
В подборе аутентичного репертуара очень помогли сайты britishcouncil.org/teach-english , https://learnenglishkids.britishcouncil.org/ru , с которых удобно начать поиск. Огромное количество материала собрано на сайте www.traditionalmusic.co.uk/old-english-songs.
Следующие произведения были освоены учащимися и продемонстрированы слушателям:
"I Gave My Love a Cherry" («The riddle song», «The cherry song»)
«All the Pretty Little Horses»«Deck the halls»
«Lavender’s blue»
«O, Christmas tree».
«Once I caught a fish alive»
«Silent night»
«Twinkle, twinkle»
«We saw three ships»
«What child is this»
«Сoventry carol»
«London bridge».
Можно с уверенностью сказать, что использование музыкального фольклора повышает интерес учащихся к предмету, дает возможность проявить себя в творчестве, создает ситуацию успеха, повышает самооценку ребенка. Далее ученики начинают интересоваться содержанием современного песенного материала, и, таким образом, становится задействован один из самых мощных ресурсов в преподавании – творчество.
Список литературы и электронных ресурсов:
Короткова И. П., Роль фольклора в многоуровневой системе обучения английскому языку младших школьников, Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки , Выпуск № 5 / том 109 / 2012, cyberleninka.ru/article ;
Романовская О. Е. Обучение методике работы с музыкально-поэтическим фольклором как средство повышения методической компетенции будущего учителя иностранного языка на материале британского песенного фольклора, канд. дисс., http://www.dissercat.com/content/obuchenie-metodike-raboty-s-muzykalno-poeticheskim-folklorom ;
Форопонова А. А. Фольклорная лирика как содержательная основа иноязычного образования в начальной школе, Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета scholar, Выпуск № 1 (21) / 2012; cyberleninka.ru/article;
britishcouncil.org/teach-english;
https://learnenglishkids.britishcouncil.org/ru;
www.traditionalmusic.co.uk/old-english-songs.