ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
Для ребёнка игра –
самое серьёзное дело
(В.А.Сухомлинский “Сердце отдаю детям”)

Актуальность опыта
Главное задание современной школы – формирование у учащихся коммуникативной компетенции, базой для которых являются коммуникативные умения, сформированные на основании языковых знаний и навыков. Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращённость к личности ребёнка, её всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия творческих способностей учащихся.
В последнее время учителя начальных классов отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их личностного развития. Привычной формой работы для учителя является традиционная классно-урочная форма организации учебного процесса. Однако, естественный ход развития познавательной деятельности детей начинается с игры и постепенно переходит ко всё более дифференцированным её формам. Поэтому использование игровых элементов на начальном этапе изучения английского языка, как первый шаг в оказании действенной психологической помощи учащимся, в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Цель моей работы – создать такие условия обучения, в которых бы каждый учащийся хотел получать знания, развивая свой интеллект, и был готов к творческой самореализации.

Теоретическая основа опыта
Идеи, положенные в основу опыта, - это концепция развивающего обучения, научно обоснованная в трудах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Теоретическая база опыта включает в себя и изучения психологии школьников и базируется на трудах известных учёных в области психологии, педагогики и дидактики: Н.С.Лейтеса, М.Н.Скаткина, Б.Ф.Райского, Н.П.Локаловой и Н.А.Меньчинской.
О необходимости использования на уроках игровых элементов, создании урока-сказки и урока-мечты писал выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский (1918-1970): “Познание мира не сводится только к усвоению знаний. Беда многих учителей в том, что они измеряют и оценивают духовный мир ребёнка только оценками и баллами, делят всех учащихся на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки. Любовь к детям начинается с понимания их желаний.” Полагаю, что формирование у школьников мотивации к изучению английского языка, способствует формированию творческой, интеллектуальной, коммуникативно развитой личности.


Технология опыта
Все взрослые сначала были детьми,
только мало кто из них об этом помнит.
А.де Сент-Экзюпери
Главная особенность процесса обучения состоит в том, что в его центре находится личность, а на начальном этапе – маленький ученик, и само обучение превращается в источник развития учащегося. Функция обучения и воспитания – стимулирование развития творческих задатков и особенностей личности, её главнейших характеристик. Развитие мотивации учащегося имеет место лишь тогда, когда обучение организовано как процесс сотворчества учеников и учителя. Резонным будет вопрос: “Как организовать учебный процесс, чтобы ребёнку было интересно?”
Анализируя эту проблему, прихожу к выводу, что в младших классах (2-4) стержнем’ урока должна стать игра. Необходимо понять, чего хочет ребёнок, что ему интересно, а что наоборот, вызывает трудности, нужно дать возможность ребёнку полюбить новый для него, сложный предмет, но как это сделать? Только обучаясь, играя’ можно развить в маленьком школьнике положительную мотивацию к изучению иностранного языка.
Что же дают игровые элементы на уроке?
развитие внимания, формирование устойчивости учащихся;
развитие памяти, формирование опосредственного запоминания;
всестороннее развитие мыслительной деятельности;
развитие сенсорной сферы, обогащение чувственного опыта;
развитие процессов воображения;
развитие умения подчинять свои действия системе требований.
С целью развития и усовершенствования познавательной деятельности учащихся, широко использую на своих уроках уже известные виды игр (например, “Сороконожка”) и всевозможные необычные’ игры. Так, ученики 2-го класса очень любят игру “Шифровка” (по шифру из цифр необходимо угадать слово, причём каждой цифре соответствует номер буквы в алфавите. Например, 2-15-25 boy). Такой вид игры даёт возможность учителю проверить знание изученной лексики.
Ученики 3-го класса с интересом играют в “Запоминайку” (учитель диктует 5-6 слов разной тематики, задача учащихся – запомнить максимальное количество слов и записать их, причём внимание учителя акцентируется не на орфографии, а на формировании навыков запоминания. Например, a cat, a mother, November, a kitchen, Spain, Music).
В 4-м классе периодически проводим аудирование с закрытыми глазами’ или по карточками со словами из прослушанного текста, тем самым развиваем сенсорную сферу и воображение. Одной из любимых игр учеников разных классов является “I Like” (каждый ученик по очереди встаёт и называет то, что он любит: “I like English/ ice-cream/ rain/dancing”. Если кто-то из учеников тоже это любит, он встаёт вместе с ним.)
Даже зарядку на уроке можно выполнить, играя. Мы играем в игру “Не ошибись, пожалуйста!”(если после команды Sit down/ clap/jump учитель говорит Please! – то только в этом случае ученики выполняют движение).
Очень часто ученики сами мне предлагают новую игру, которой мы все вместе придумываем название и делаем неотъемлемой частью нашего урока.
Детство - важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,
самобытная, неповторимая жизнь.
В.А.Сухомлинский
15