Обобщенный педагогический опыт работы. ТЕМА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СВЕТЛЯЧОК»
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
ТЕМА:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Воспитатель: Петухова Елена Владимировна
2015 уч. год.
Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Чему и как учить ребенка-дошкольника?
Сегодня, одним из приоритетных направлений педагогики, является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.
Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту особенность.
Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения (дидактические игры, конструкторы и игрушки-трансформеры, занятия-путешествия…). Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьезная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия?
Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает практиков использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. К таким технологиям относится технология ТРИЗ.
Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.
Использование ТРИЗ-РТВ технологии способствует развитию у детей дошкольного возраста:
- гибкости мышления, умения анализировать и делать выводы, умозаключения;
- преодолевают стереотипность мышления;
- развитию творческого воображения, фантазии;
- воспитанию эмпатийного отношения к окружающему миру, доброты,
отзывчивости;
- развитию познавательной активности;
- раскрепощению детей на занятиях;
- развитию и воспитанию коммуникативных умений и навыков;
- делают занятия интересными и увлекательными.
Практически все современные программы и методики содержат рекомендации по развитию этих качеств, но именно ТРИЗ-РТВ дает еще и технологию работы, позволяет не только обсуждать методику, но и добиваться практического результата, дает возможность ребенку почувствовать свою значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы.
Жизнь не стоит на месте. Сегодня самое время учить детей жить в изменяющемся мире, укрепить детей верой в целесообразность творческой жизни.
Педагогическое кредо "тризовцев" - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Необходимо учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.
Девиз тризовцев - "Можно говорить все". И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Детям нужно давать только положительную оценку: "интересно", "необычно", "любопытно", "хорошо", "молодец" и т.д.
Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Занятия по методу ТРИЗа планируются в комплексе (музыкальное, развитие речи, ознакомление с окружающим) ( Приложение 1) и в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения занятий - от простого к сложному.
Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.
Основная задача использования ТРИЗ-РТВ технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только воспитатель творец. Для этого важно самому воспитателю как бы видеть мир «глазами ребенка».
Даже самые обычные темы можно сделать интересными и увлекательными, если придать им принципиально новый вид. Дети скучают на занятии в том случае, когда их вынуждают к пассивности (сиди и слушай) или когда в предлагаемом материале нет новизны (это я уже знаю). Поэтому основной задачей, которую должен ставить перед собой педагог, является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно через поисковую деятельность, через грамотно организованное коллективное рассуждение, через игры и тренинги.
Учитывая это, занятия могут быть построены по следующим правилам:
Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций - мозговой штурм.
Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т.д.)
Обязательна активизация творческого воображения.
Любое развитие, в том числе и творческое, имеет определенные возрастные пределы. И, естественно, чем раньше в человеке начать развивать творческие способности, тем лучше.
Первые элементы методики ТРИЗ я стала внедрять, уже работая с детьми второй младшей группы. В своей деятельности руководствовалась основными положениями технологии ТРИЗ. За основу была взята программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста «Росток» А.М.Страунинг, технология Дж. Родари, а также использовались методические материалы специалистов-тризовцев по обучению дошкольников и младших школьников: А.В. Корзун, С.Н. Мурашковской, С.И. Гин, Л.Е. Белоусовой, Л.Б. Фесюковой, О.А. Белобрыкиной, С.И.Гин.
Особенности работы с детьми второй младшей группы:
Целью работы с детьми данного возраста является накопление сенсорных впечатлений, обогащение сенсорного опыта ребенка. Система прослеживается в подборе игр, упражнений, методов направленных на развитие сенсорных впечатлений.
Для ребенка этого возраста важен не результат его деятельности, а сам процесс. Поэтому необходимо поощрять, поддерживать любую инициативу ребенка, независимо от результата его деятельности, его стремление научиться чему-то новому или узнать новое.
Ребенок этого возраста любит повторения и неоднократные, поэтому задания даются в ритмической форме, с неоднократным повторением. В этот период хорошо тренировать память заучиванием стихотворений, песенок, потешек, так как ребенок находит удовольствие в повторении.
С детьми данного возраста с учетом их психофизиологических особенностей занятия необходимо (желательно) проводить в форме свободного общения, в виде диалогов, в которых воспитатель играл бы направляющую и организующую роль.
В соответствии с психологическими особенностями детей данного возраста были поставлены задачи:
Формировать активные действия ребенка в окружающей действительности.
Умение воспринимать информацию, подкрепленную зрительным образом.
Развивать эмоциональную сферу ребенка (сочувствие, сопереживание, эстетические чувства).
Воспитывать эмпатическое отношение к окружающему миру (товарищам, героям художественных произведений).
Знакомить детей с морально-этическими нормами, объясняя последствия их соблюдения на жизненных примерах.
В работе с детьми второй младшей группы я использовала следующие игры: «Каждому свой дом», «Закончи сказку», «Чем был – чем стал», «Придумай нового героя», «Замени героя в сказке», «Поступи иначе», «Измени героя», «Путешествие по волшебной дорожке», «Чудесный мешочек», «Встреча с волшебником», «Один – хорошо, много – плохо».
Особенности работы с детьми средней группы:
Так как у детей среднего дошкольного возраста мышление носит наглядно-действенный характер, весь процесс обучения строился и проводился с применением дидактических игр. Методика проведения игр обычная, соответствующая методическим рекомендациям для детей данного дошкольного возраста. Игры и тренинги лучше организовывать с чувственным подкреплением (картинками, игрушками, действиями и т.д.).
Большое внимание стоит уделить качеству демонстрационного материала, предлагаемого детям. Его должно быть немного, но он должен быть яркий, сравнительно большой и конкретный. Необходимой частью многих занятий является игра-пособие «Кольца Луллия», которую необходимо изготовить. Эта игра может применяться на протяжении всего дошкольного периода, при этом не теряя своей актуальности.
В средней группе начинается работа с противоречиями (Приложение 4). Противоречие – это ситуация, когда к одному элементу предъявляются два несовместимые требования. Научить решать противоречия – это значит научить детей думать и придумывать, т.е. опять оригинально творить.
В младшем же дошкольном возрасте противоречия решаются просто в процессе ознакомления с окружающим миром: воспитатель предлагает вниманию детей конкретную ситуацию, где детям предлагается проанализировать ситуацию, выразив свое мнение о происходящем – хорошо это или плохо? (Например, котенок рос-рос и вырос выше дома – хорошо это или плохо? …) А к середине учебного года дети уже могут мотивировать почему хорошо или почему плохо, объясняя свой выбор, а в конце учебного года могут уже предложить варианты того, как изменить плохое и сделать лучше.
В процессе решения противоречий дети учатся воспринимать объект или явление как бы с двух сторон, учатся анализировать и характеризовать ситуацию, делать выводы.
Начиная со средней группы, вводятся типовые приемы фантазирования: «Оживление», «Увеличение – Уменьшение», «Ускорение – Замедление», «Дробление – Объединение»
На основе этих приемов происходит и закрепление сказок, и инсценирование, и драматизация, развиваются артистические способности, формируется речь, развиваются коммуникативные навыки и умения, и конечно же, творческие способности (мышление, воображение и речь ребенка). Дети учатся их применять и использовать для решения сказочных задач, а затем уже и для решения жизненных ситуаций. Например, на примере русской народной сказки «Кот, петух и лиса» предлагается посредством приемов фантазирования, всех выше перечисленных, спасти Петушка от лисы. Рассматриваются все предложенные варианты и выбираются лучшие из них.
Приемы рассматриваются и вводятся на конкретных примерах и ситуациях в процессе занятия, а затем закрепляются в повседневной деятельности.
В этом возрасте находит применение и еще один метод ТРИЗ – это метод морфологического анализа. Суть метода заключается в переборе вариантов соединения определенных характеристик при создании нового образа.
Возможности метода МА:
– усвоение сенсорных эталонов: цвет, форма, величина, материал.
Базовые вопросы:
Кто (что) это?
С каким (цветом, формой и т.д.) повстречался?
Каким стал?
На что похож по этому признаку?
Что бывает такое же?
В результате применения данного метода происходит развитие сенсорных способностей, гибкости мышления, развития воображения ребенка.
В теории формирования сильного мышления (одно из направлений ТРИЗ) есть такое понятие: системный оператор.
Работать с системным оператором можно начинать уже с младшего дошкольного возраста. Но он применяется в более упрощенном виде и называется: системный лифт . В результате данной игры происходит анализ объекта, закрепление его составных частей, строения и функционирования. Этот процесс происходит в игре, в данном случае – это «катание объекта на лифте» и поэтому процесс усвоения происходит быстрее, прочнее и качественнее, так как детям это интересно.
Особенности работы с детьми старшей группы:
Начиная работу с детьми старшего дошкольного возраста, в соответствии с психологическими особенностями детей данного возраста были поставлены следующие задачи:
Формировать навыки творческой исследовательской работы;
Развивать творческое воображение;
Учить реально оценивать свои поступки и действия, соотнося их с окружающими людьми;
Учить идти к цели наиболее идеальным путем.
Закреплять системное видение мира: выделение обобщенных признаков и свойств этих предметов, окружающих ребенка, обнаружение связей и зависимости между ними.
Раскрывать ребенку не случайные связи, а существенные и системные их стороны и особенности особенно в области общечеловеческих взаимоотношений и культуры.
Формировать овладение лексической грамотностью.
Учить свободно вести беседы на интересующие ребенка темы, анализировать события, произошедшие в детском саду и дома.
Учить формулированию противоречий с небольшой помощью воспитателя.
Учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.
За счет использования приемов фантазирования создавать новый образ, планировать его действия, жизненные этапы:
Тематическое планирование для старшего дошкольного возраста уже значительно отличается своей более творческой направленностью. Так как за плечами у ребят имеются более глубокие и более разносторонние знания об окружающем мире и окружающей действительности, и пусть небольшой, но уже жизненный опыт. В старшем дошкольном возрасте продолжаем решать противоречия. Ведь умение легко преодолевать трудности-противоречия – одна из черт талантливого мышления, которое отличается принципиальной новизной и оригинальностью подхода.
В работе с дошкольниками данного возраста с наряду с применяемыми, вводим новые методы и приемы РТВ:
- «Метод аналогий»
- «Метод каталога» (МК) или «Синектика»
- «Метод маленьких человечков» (ММЧ)
- «Мозговой штурм»
- « Метод эмпатии - « Метод системного оператора»
9.Учить самостоятельно составлять сказки, рассказы, используя приемы
фантазирования.
10.Закреплять умение решать сказочные и жизненные задачи
Впервые в старшем дошкольном возрасте вводится тризовская игра «Да-нетка» . Автор этой игры Лучо Ломбардо Родиче называл ее «Отгадайкой». Действительно, эта игра являет собой нечто большее, чем просто способ отгадывания. Это – основной метод интеллектуальной деятельности человека, способность к классификации и объединению данных опыта в понятие. В процессе игры дети овладевают умением задавать вопросы, оттачивать их формулировку, обогащают речевую практику. Атмосфера игры всегда наполнена таинственностью и юмором.
Эти методы, приемы и игры направлены на развитие творческих способностей, которые не насаждаются насильно, а приобретаются естественным путем без натаскивания и принуждения. В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; появляется стремление к новизне, к фантазированию; знания по ТРИЗ-РТВ начинают «работать» на других занятиях.
Все выше сказанное подтверждается результатами диагностики на конец учебного года, которая показывает значительный рост качественных показателей.
В процессе работы удалось:
1. Дети могут свободно вести беседы на интересующую тему, анализировать произошедшие события, делать выводы и умозаключения.
2. У ребят появилось чувство уверенности в своих знаниях и умениях.
3. Заметно развиваются навыки самостоятельной творческой деятельности.
4. Ребята могут самостоятельно составлять новые сказки, рассказы, придумывать фантастические истории.
7. Способны самостоятельно разрешать противоречия (иногда с помощью взрослого), свободно оперируя приемами разрешения противоречий, находить выход из сложившейся ситуации.
8. Сформировалось системное видение мира, дети могут свободно оперировать сенсорными эталонами (соответственно возрасту).
9. Речь ребят разнообразна, богата эпитетами и образными сравнениями
Результат данной работы откладывает отпечаток и на результатах продуктивной деятельности: в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, ручном труде – работы детей отмечаются более творческой направленностью и выразительностью. В большей степени проявляется познавательная активность детей: дети с удовольствием начинают рассматривать и читать энциклопедии, проявляют желание участвовать в проектной, исследовательской деятельности, задают много вопросов познавательного характера.
Подводя итоги данной работы, были сделаны следующие выводы:
ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей,
ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию,
ТРИЗ стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами.
ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности.
Поэтому, важно начинать эту работу, уже с младшего дошкольного возраста и продолжать на протяжении всего дошкольного периода.
Список использованных источников:
1. Белоусова Л.Е. Веселые встречи. СПб.: Детство-Пресс, 2009
2. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. СПб.: Детство-Пресс, 2003
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991.
4. Гин С.И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995
5. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008
6. Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004
7. Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006
8. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010
9. Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики. Мозырь, 2003
10. Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008
11. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003
12. Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии. СПб.: Детство-Пресс, 2003
13. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006