Проект, направленный на формирование речевой компетентности детей дошкольного возраста с ТНР (заикание) «Год спустя…»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида»









Проект,
направленный на формирование речевой компетентности
детей дошкольного возраста
«Год спустя»

Веригина Елена Владимировна, воспитатель группы компенсирующей направленности, первая квалификационная категория.

Звездина Татьяна Сергеевна,
учитель-логопед,
первая квалификационная категория.




Северодвинск
2015
I. Обоснование актуальности проекта и постановка проблемы

Гуманистические преобразования, происходящие на современном этапе развития общества, выдвигают на первый план потребность в переосмыслении и поиске новых подходов к процессу воспитания, способствующих полноценному проживанию ребенком дошкольного детства, амплификации его развития. Государственная политика в этой области отражена в Законе РФ «Об образовании», ФГОС ДО. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг. отмечает необходимость изменения характера российского образования на компетентностно-ориентированный, способствующего усвоению ребенком ключевых компетенций. К целевым ориентирам стандарта относят наличие удошкольника умения достаточно хорошо владеть устной речью, использовать ее для выражения мыслей, чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения. При реализации образовательной области «Речевое развитие» задачи направлены на развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими; развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи (диалогической и монологической); формирование словаря, воспитание ЗКР. Коррекционная программа С.А. Мироновой «Программа логопедической работы с заикающимися детьми» направлена на воспитание внимания к речи окружающих людей, умения пользоваться дошкольниками самостоятельной ситуативной и контекстной речью
Вслед за А.В. Хуторским, под компетенцией мы понимаем заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке индивида, необходимой для его эффективной деятельности в определенной сфере, под компетентностью – уже состоявшееся качество личности (их совокупность) ребенка и минимальный опыт деятельности в этой сфере.
Формирование речевой компетентности является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире. Показателем речевой компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми, учитывая интуитивно или сознательно исторически сложившиеся речевые каноны фонетики, семантики, грамматики, а в неречевых языковых формах – общечеловеческие способы выразительного поведения. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение оказывают решающие влияния не только на позитивную совместную деятельность, но и на будущий социальный статус ребенка в современном обществе.
Заикание – одно из распространённых расстройств речи. М.Е. Хватцев определяет его как своеобразное, по преимуществу функциональное дискоординированное расстройство речи, внешне проявляющееся в судорожных нарушениях речевого ритма, связанного с предшествующими и одновременными болезненными неврологическими и психическими изменениями, особенно в эмоциональной и волевой сферах. Оно теснейшим образом связано с психофизическим состоянием заикающегося, его личностью, отношениями и установками на окружение. Из данного определения следует, что нарушение значительно влияет на речевую компетентность ребенка с ОВЗ, что подтверждается многочисленными исследователями и указывает на системный характер речевых нарушений ребенка с заиканием.
Речевая компетентность заикающихся детей находится и под влиянием такого фактора как фиксированность на своём речевом дефекте, который, по мнению исследователей, считается основополагающим фактором, определяющим характер и сложность психологических особенностей заикающихся, в т.ч. и речевого развития.
Анализ современного этапа развития России, психологических и речевых особенностей детей с заиканием, наблюдения и беседы с дошкольниками в совместной и самостоятельной деятельности, анкетирование и беседы с родителями, анализ статистических данных Министерства образования РФ выявил наличие следующих проблем:
1. Более развитая форма речи – ситуативная с опорой на конкретные, наглядные предметы или действия, вместе с тем в старшем дошкольном возрасте ребенок должен уметь пользоваться обобщённой, отвлечённой контекстной речью.
2. Связная речь дошкольников с заиканием характеризуется нарушением последовательности в изложении фактов, событий, явлений; неумении отражать в речи логико-временные и причинно-следственные связи и отношения, логически объединять звенья в связный текст.
3. Трудности построения речевого высказывания, выражающиеся в использовании преимущественно простых предложений, склонности к перечислению предметов и действий.
4. Бедность и однообразие используемых языковых средств, активного словаря по теме «Спорт».
5. Недостаточная сформированность лексико-грамматической стороны речи.
6. Задача формирования первичных представлений об Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа требует на современном этапе развития России целенаправленного внимания.
7. Гиподинамия современных дошкольников: доступность гаджетов, интернета снизила уровень физической активности ребенка, повлияло на организацию живого общения ребенка и родителей, организацию чтения в семье.
8. Снизился уровень родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, предпочитают развивать своего ребенка интеллектуально, предполагают, что физически ребенок будет развиваться сам собой.
9. По последним данным Министерства образования и науки РФ, Министерства здравоохранения РФ: по статистике, 21 век начался в России с резкого ухудшения показателя «Здоровье дошкольника»: на 8,1% снизилось число здоровых детей; на 6,75% увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии; на 1,5% возросла численность детей 3 группы здоровья; рост инвалидности (1995г. на 1000 человек – 150 инвалидов, 2014г. – 260);  среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечные системы, аллергические заболевания кожи, заболевания мочеполовой системы и органов пищеварения.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Появление новых форм организации коррекционно-педагогического процесса предоставляет широкие возможности внедрения новых педагогических технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста, которые направлены на создание единого образовательного пространства, сближение и взаимодействие общего и специального образования, что соответствует мировым тенденциям в воспитании подрастающего поколения.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
С нашей группе метод проектной деятельности используется в коррекционно-образовательном процессе. В проекте мы объединяем содержание образования из различных областей знаний, открываем большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей, что способствует формированию у детей с заиканием речевой компетенции, познавательного интереса, устойчивости внимания, наблюдательности, способности к адекватной самооценке и уверенности в собственных силах, стремлению к совместной деятельности с близкими взрослыми. Дидактический смысл проектной деятельности мы видим в том, что она помогает связать обучение с жизнью, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Работа над проектом позволяет нам осуществлять интеграцию между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой и другими видами деятельности. Через интеграцию образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира, что способствует формированию речевой компетентности, адаптации ребёнка с ОВЗ в социуме. Кроме того реализация происходила в рамках тематического планирования и этапа коррекционной работы: вопросно-ответной речи.
Идея проекта такова: систематическая последовательная коррекционная работа в рамках проекта «Год спустя» позволит создать условия для развития и совершенствования речевой компетентности детей с заиканием.
К целевой аудитории проекта по формированию речевой компетентности детей дошкольного возраста с заиканием мы относим дошкольников, посещающих подготовительную группу компенсирующей направленности для детей с ТНР, семьи воспитанников, педагогов МБДОУ.
Срок реализации – 12 января-6 февраля 2015г. (4 недели)
В организации проектной деятельности задействованы виды ресурсов:
– кадровые: учитель-логопед Звездина Татьяна Сергеевна, педагог Веригина Елена Владимировна, родители, бабушки и дедушки, родственники воспитанников группы;
– материально-технические: ТСО, оборудование и дидактические материалы.
– информационные: психолого-педагогическая литература, периодические издания, интернет-ресурсы.

II. Целевое назначение

Расширить и закрепить знания детей о зимних видах спорта.
Способствовать речевой активности дошкольников.
Создать условия для формирования нравственных и патриотических чувств.
Формировать представления о ЗОЖ.
Повысить двигательную активность дошкольников с заиканием.

III. Задачи

Образовательные:

В области «Речевое развитие»:
1. Совершенствовать речь как средство общения
2. Уточнять высказывания детей, помогать более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
3. Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.
4. Продолжать работу по обогащению спортивного словаря детей.
5. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
6. Совершенствовать звуковую культуру речи, просодические компоненты речи, воспитывать плавность речи.
7. Продолжать упражнять в согласовании слов в предложении; образовании однокоренные слов, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
8. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей.
9. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
10. Пополнять литературный багаж рассказами, диалогами, стихотворениями, загадками, чистоговорками; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям произведения, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.

В области «Познавательное развитие»:
1. Расширять представления об олимпийских зимних видах спорта.
2. Продолжать учить детей играть в различные дидактические игры; развивать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего; согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры; развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
3. Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.
4. Расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности (спорт), представления об их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.
5. Через практическую деятельность дать детям возможность познакомиться с элементами спортивной профессиональной деятельности.
6. Формировать элементарные представления об истории человечества в спорте через знакомство с искусством, игру и продуктивные виды деятельности.
7. Через экспериментирование учить определять свойства воды, снега, льда.

В области «Социально-коммуникативное развитие»:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры, договариваться.
2. Углублять и уточнять представления о Родине – России, поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать гордость за ее достижения.
3. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России.
4. Расширять представления о труде спортсменов, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к людям труда.
5. Закреплять правила безопасного поведения во время игр.

В области «Художественно-эстет
·ическое развитие»:
1. Развивать интерес к искусству; обогащать представления о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности.
2. Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания о том, что существуют здания различного назначения, выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения.
3. Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности; через рисование, лепку, аппликацию передавать полученные знания о теме «Спорт».
4. Поощрять желание передавать полученные знания по спортивной тематике в конструктивной деятельности.
5. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

В области «Физическое развитие»:
1. Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
2. Совершенствовать технику ocновных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.
3. Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.
4. Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.
5. Учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей.
6. Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (лыжи, биатлон, хоккей, санки).

Развивающие: 
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Воспитательные:
1. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
2. Вызвать желание организовывать активную жизнедеятельность в ДОУ и дома.
3. Воспитывать нравственные и патриотический чувства.
4. Создавать условия для воспитания дружелюбия, отзывчивости, заботы в детском коллективе, проявления эмпатии.

IV. Стратегия и механизм достижения поставленных целей и задач

В основу разработанного нами проекта по развитию речевой компетенции дошкольников 6-7 лет с заиканием положены общепринятые дидактические принципы: единства диагностики и коррекции (построение и проведение коррекционно-логопедической работы с учётом результатов диагностики); учёта зоны ближайшего развития (активизация процессов развития ребёнка сначала в совместной с взрослым деятельности, затем самостоятельно); деятельности (построение коррекционно-логопедической работы с учётом ведущей для данного возрастного периода – игры); систематичности и последовательности (построение всей работы с усложнением задач на последующем этапе); активности и сознательности (организация активной познавательной деятельности самих детей); доступности (при построении и проведении работы учет познавательных, психологических особенности заикающихся детей, их речевых возможностей); наглядности (восприятие материала с использованием чувственной основы).
При разработке мы опирались на принципы организации игровой деятельности детей с заиканием, выделенные Г.А. Волковой:

· деятельности (каждую игру считали деятельностью, а систему игр рассматривали как совокупность связанных между собой видов деятельности);

· системности, последовательности и учета возраста (в работе с заикающимися дошкольниками – от игр с готовым содержанием и данными в них правилами к играм творческим, позволяет учитывать клиническую картину заикания, особенности поведения детей и создает условия для развития у заикающихся самоорганизации и активности в поведении и речи, в возрасте 6-7 лет последовательность: дидактические игры, удовлетворяющие потребности в играх-занятиях, затем подвижные игры с правилами, с элементами соревнования, далее игры-драматизации);

· учет индивидуальных особенностей (использовать игры таким образом, чтобы нормализовались моторные функции заикающихся детей, развивались их общительность, подражательность, повышалась игровая активность и т.п.);

· учет структуры дефекта (реализовалась при комплектовании групп детей, проведении того или иного вида игр);

· поэтапности (определяет структуру и организацию коррекционной работы; на этапе самостоятельной речи – подготовленной (пересказ, рассказ) и неподготовленной (речь в творческих играх) закрепление навыков активного общения в играх-представлениях, творческих играх);
– доступности речевого материала, ведущая роль взрослого (последовательное усложнение речевого материала и методики проведения игр).
Работа в проекте делится на этапы (представлены в таблице):
Этапы проекта
Проектные мероприятия
Срок
Промежуточный результат

Подготовительный этап

Постановка цели






Поиск формы реализации проекта
– Диагностика детей, наблюдение за разными видами деятельности
– Анкетирование и беседы с родителями
– Анализ полученных данных
– Анализ статистических данных
– Выявление проблемы

– Изучение психолого-педагогической, методической литературы
– Сбор, накопление материала
Третья неделя января





Третья недели января
Определение и уточнение цели проекта






Повышение компетентности педагогов в рамках проекта

Основной этап

Разработка содержания на основе тематики проекта

Организация развивающей, познавательной среды


Организация непосредственно организованной, совместной и самостоятельной деятельности










































Работа с родителями




– Составление плана-схемы проекта.




– Родительское собрание.

– Подготовка пособий, дидактических игр, демонстрационных материалов, создание презентаций.

– НОД: в ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» на темы «Олимпийские игры»; «Олимпийские спортсмены».

– НОД в ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
на тему «Спортландия», «Лыжник», «На стадионе», «Бобслей», «Мой любимый спорт»

– Дидактические игры: «Олимпийские виды спорта»,«Олимпийский флаг», «Фрагмент», «Спорт и спортсмены», «Зимние и летние виды спорта», «Картинка рассыпалась», «Спортивные игры».

Цикл экспериментальной деятельности «Вода. Снег. Лед»

– Индивидуально-подгрупповая НОД по звуковой культуре речи на тему «Спорт. Автоматизация звука С».

Диалоги: «Каратист», «Звери - спортсмены», «Главное – спорт!», «Разговор зверей», «Встреча зайца и ёжика»

– Дыхательные упражнения: «Лыжник», «Пловец», «Велосипедист», «Хоккеист», «Ныряем под воду», «Штангист».

- Упражнения для регуляции мышечного тонуса: «Прыгун», «Конькобежец», «Лыжники», «Бегуны», «Спортсмен», «Хоккеист», «Кёрлинг», «Шорт-трек», «Сильный – слабый», «Фигурист»,

– Подвижные игры: «Саночники»,
«Эстафета со снежками», «Стрельба по неживым мишеням», «Марафонцы», «Прыжки с препятствиями», «Метание копья», «Броски с закручиванием», «Метание», «Броски с усложнением», «Попади в цель», «Преграда», «Бегуны», «Кёрлинг».

– Соревнования для всей семьи «Боулинг», «Баскетбол», «Полоса препятствий».

– Физкультурный досуг «Папа и я»


– Оформление фотогазеты «Олимпийские резервы», наглядной информации «Спорт и дети».

– Индивидуальные консультации, беседы «Лексико-грамматические упражнения как средство обогащения активного словаря»
Третья неделя января



Третья неделя января




Четвертая, пятая неделя января, первая неделя февраля

Определение мероприятий и условий проектной деятельности



Принятие и осознание родителями проблемы

Создание предметно-развивающей среды



Стимулирование деятельности ребёнка с ОВЗ через процессы воспитания и обучения, появление новых знаний, закрепление имеющихся представлений, систематизация знаний. Формирование семантических полей «Спорт», «Олимпиада», «Зимние виды спорта»














Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, развитие познавательного интереса

Коррекция нарушений звуковой культуры речи



Повышение уровня развития просодической стороны речи.



Создание условий для воспитания плавности речи



Формирование умений регулировать мышечный тонус тела





Повышение двигательной активности детей в течение дня







Привлечение родителей к воспитательному процессу


Налаживание детско-родительских отношений, воспитание ЗОЖ, повышение двигательной активности

Распространение опыта организации активной жизнедеятельности в семье, расширение родительской компетентности в процессе воспитания

Расширение знаний родителей в вопросах речевого развития ребенка, привлечение их к коррекционному процессу

Заключительный этап

Презентация проекта







Подведение итогов
- Создание фильма-интервью, его размещение на сайте группы
– Организация выставки дидактических игр для педагогов ДОУ
– Мастер-класс по изготовлению интерактивной презентации
- Консультация по методике организации и проведения дидактических игр

– Диагностика
– Анализ отзывов педагогов ДОУ
– Рефлексия


Первая неделя февраля







Первая неделя февраля
Распространение опыта







Формирование системы знаний о зимних видах спорта, воспитание активной жизненной позиции, повышение двигательной активности, проведение работы по формированию привычки к здоровому образу жизни
Развитие психических процессов и личностных качеств у детей

V. Ожидаемые результаты

Проведение проекта «Год спустя» позволило педагогам создать благоприятные условия для формирования речевой компетентности, полноценного проживания ребёнком с ОВЗ периода дошкольного детства в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Результатом проекта стало расширение, закрепление знаний и представлений детей о зимних видах спорта, Олимпиаде, воспитание нравственных качеств и патриотических чувств к своей Родине, вследствие чего обогатились речевая деятельность, общение с окружающими и процесс образования дошкольников с ОВЗ. Дети в процессе непосредственно организованной, совместной и самостоятельной деятельности были увлечены интересной деятельностью, использованные средства способствовали развитию детей во всех ОО в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями, в процессе проведения проекта формировалась базовая культура личности, что обеспечило подготовку детей к жизни в современном обществе.
Привлечение родителей к коррекционному процессу, их активное участие в проведенных мероприятиях способствовало повышению их педагогической компетентности, улучшило детско-родительские отношения, позволило обогатить совместную деятельность интересными событиями.
Одновременно проект заинтересовал педагогов и специалистов ДОУ. Проведение мастер-класса по изготовлению интерактивной презентации, консультация по методике организации и проведения дидактических игр, создание конечного результата фильма-интервью, который в будущем будет представлен на педагогическом совете, предоставило возможность коллективу ДОУ находить разнообразные формы работы по речевому развитию, способствовало активизации педагогов в вопросах формирования речевой компетентности воспитанников.

VI.  Практическая значимость результатов

Полученные результаты, оформление проекта, распространение нашего опыта, на настоящий момент, на уровне образовательного учреждения способствовало распространению опыта в использовании эффективного средства – проектной деятельности – по воспитанию речевой компетентности детей дошкольного возраста, не только с ОВЗ, но и их нормально развивающихся сверстников, детей более младших возрастов. Интерес родителей к тематике проекта, его мероприятиям, их активное участие позволило сплотить детско-родительский коллектив, повысить родительскую компетентность в организации коррекционного речевого процесса, организацию активной жизнедеятельности, что в дальнейшем, мы надеемся, будет поддерживаться и без нашего внимания и организации.

Список литературы

Белякова Л.М., Дьякова Е.А. Заикание. – М., 1998.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Виноградова О.В. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ // Управление ДОУ. – 2009. – №1. – С.62-64.
Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М.: Просвещение, 1983.
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы. – М.: АРКТИ, 2004.
Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. –  М : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Об утверждении ФГОС ДО. Приказ N 1155 от 17 октября 2013 г. – [Электронный ресурс]. – Точка доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы и др. – М.: Мозаика-синтез, 2014.
Родиченко В.С. «Твой олимпийский учебник» Учебное пособие для образования России. –  М.: Физкультура и Спорт, 2005.
Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. – М.: ВЛАДОС, 2000.
Филиппова С.О., Волосникова Т.В. Олимпийское образование дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2007.
Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление ДОУ. – 2004. – № 4.










13PAGE 15


13PAGE 141515





15