Развитие активности и познавательного интереса школьников на уроках посредством использования приема антиципации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Для учителей СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ школы.
Статья учителя ОБЖ и информатики Панина Г. Г. на тему:
Развитие активности и познавательного интереса школьников на уроках посредством использования приема антиципации.
(АНТИЦИПАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОЙ И ОСОЗНАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЛЮБОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ)
В условиях модернизации школы и современной системы обучения на уроках, образования детей среднего и старшего школьного возраста можно отдать предпочтение такой организации учебного процесса, которая инициирует активность ребенка и формирует его способность выступать субъектом познавательной деятельности и собственного развития. В подавляющем большинстве случаев содержание и виды деятельности учащихся на уроке диктуются ученикам «сверху», что не обеспечивает осознанного подхода школьников к осуществляемой на уроке деятельности, лишает ее субъектного начала, самостоятельности и творческой направленности.
Достичь, высокого уровня активной и осознанной деятельности школьников, обеспечить субъективизацию процесса обучения в любой предметной области возможно посредством использования в учебной практике такой человеческой способности, как антиципация.
Традиционно считается, что понятие «антиципация» было введено в науку как психологическая категория немецким ученым: Вильгельмом Вундтом в XIX в., Идея, антиципации встречается уже у античных философов стоиков и эпикурейцев - для; обозначения, общего понятия, которое появляется, в сознании еще до восприятия конкретных единичных вещей непосредственно из логоса. «Антиципации восприятия» термин философии И. Канта, обозначающий, одну из разновидностей основоположений, чистого рассудка, принцип познания, формально, априори определяющий любой опыт [144; 217].
Фактор будущего времени учитывается в теории условных рефлексов И.П. Павлова. Реакция организма при условном рефлексе обусловлена способностью мозга прогнозировать дальнейший ход событий в ответ на сигнальный раздражитель и реагировать в соответствии с еще не наступившими событиями, подготавливать, организм к ним. «Предупредительная» функция условных сигналов, упреждающая события внешнего мира, дает животным возможность подготовиться к предстоящим событиям, тем самым способствует их выживанию и является фактором прогрессивной эволюции [154; 155 и др.].
Дальнейшая разработка предупредительной деятельности представлена в работах П.К. Анохина. «Универсальным принципом приспособления- всех форм живого к условиям окружающего мира является опережающее отражение последовательно и повторно развивающихся событий внешнего мира», «предупредительное» приспособление, подготовка к предстоящим изменениям внешних условий [7, с. 107]. Ожидание живым организмом будущих, еще не наступивших событий обычно выражается в развитии цепных химических реакций, в определенной позе или движении и обеспечивается особым механизмом «акцептором результата действия». Он предвосхищает результат, который должен быть получен в соответствии с принятым решением, и, следовательно, опережает ход событий в отношениях между организмом и внешним миром [8, с. 52-53]. Опережающее отражение начинает действовать с первых этапов формирования живой материи. В результате длительной эволюции и постепенного усложнения его форм сформировался и специализировался мозг как орган всеобщего отражения мира в мыслительной деятельности человека [8, с. 244-252].
Психологическое содержание понятия «антиципация» определено в работах П.К. Анохина, H.A. Бернштейна, A.B. Брушлинского, Б.Ф. Ломова, Е.А. Сергиенко, E.H. Суркова, И.М. Фейгенберга и др. Учеными признается положительный эффект от участия антиципации (прогнозирования, предвосхищения, предопределения) во всех видах деятельности и действий человека, от самых простых, например: пред настройка к движениям (Б.Ф. Ломов, Е.А. Сергиенко, E.H. Сурков, С.Т. Хачатрян и др.) до высших, к которым относится и речевая деятельность (И.Н. Горелов, Г.Г. Граник, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, H.A. Ипполитова, A.A. Леонтьев, В.И. Постоловский, И.З. Постоловский, А.Н. Самсонова, H.H. Светловская, К.Ф. Седов и др.). Разные стороны жизнедеятельности человека реализуют регулятивную, когнитивную и коммуникативную функции антиципации.
Для педагогики антиципация сравнительно новое понятие, которое в педагогических исследованиях рассматривается в связи с проблемами образовательного прогнозирования, профессионального образования, предвидения в деятельности учителя, организации прогностической познавательной деятельности учащихся среднего и старшего школьного возраста (A.A. Вербицкий, Н.В. Жукова, В.И. Загвязинский, А.Ф. Присяжная, С.Т. Хачатрян, Е.К. Черанева и др.). Введение понятия «антиципация» в систему терминов методики обучения произошло в последней четверти XX века. Преимущественная сфера его функционирования - обучение детей в общеобразовательной системе. Способность ребенка к разного рода обоснованным предвосхищениям при восприятии чужой речи широко и успешно используется для работы на уроках в теории формирования типа правильной учебной деятельности, что показано в исследованиях Н.Н. Светловской, О.В. Джежелей, Т.С. Пичеоол, JI.C. Сильченковой, В.П. Сыромицкой и др. Приемы развития антиципации при формировании навыка представлены в работах С.Н. Костроминой, Л.Г. Нагаевой, М.И. Омороковой, JI.A. Павловой, В.И. Постоловского, И.З. Постоловского и др. На современном уроке антиципация применяется для формулирования темы урока на основе ориентировки подготовленных планов учителя предметника, на этапе подготовки к восприятию материала урока или его части, в ходе первичного восприятия материала урока. В накопленном методическом опыте использования антиципации не обнаружено примеров ее систематического применения для организации активной и осознанной деятельности школьников на разных структурных этапах уроков в любой предметной области. Таким образом, задействование антиципации на уроках в качестве средства формирования субъектной позиции учащихся по существу остается открытой проблемой, что и определяет актуальность использование приемов антиципации на уроках в средней и старшей школе.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать подход к организации уроков литературного чтения, направленный на повышение активной, и осознанной деятельности, младших школьников посредством использования антиципации на разных структурных этапах урока.
В данном случае - процесс организации и проведения уроков в средней и старшей школе, методические приемы организации структурных этапов уроков, основанные на антиципации и обеспечивающие активную и осознанную деятельность школьников как субъектов учебного процесса.
В основу положена гипотеза: использование антиципации на уроках любой предметной области будет способствовать повышению активной и осознанной деятельности школьников средних и старших классов, усилению их субъектной позиции в учебном процессе, если:
создать условия для реализации, прежде всего регулятивных компонентов антиципации, т.е. за счет специальной организации урока предоставить учащимся возможность участвовать в целеполагании, планировании своей учебной деятельности и ее контроле;
обеспечить прогнозирование школьниками содержания, видов и результатов учебной работы на всех или большинстве этапов урока;
- при разработке приемов организации структурных этапов урока учитывать взаимосвязь регулятивных, когнитивных и коммуникативных компонентов антиципации.
Для реализации по применению использования приема антиципации и проверки гипотезы, были определены следующие задачи:
- раскрыть сущность антиципации, охарактеризовать ее функции с тем, чтобы установить значение регулятивных компонентов антиципации для учебной деятельности учащихся;
- определить теоретические основы формирования субъектной позиции школьников в учебном процессе посредством использования антиципации;
проанализировать методические материалы учебного процесса на уроках с использованием антиципации и определить резерв этапов уроков в любой предметной области для повышения активной и осознанной деятельности учащихся на основе использования антиципации;
обосновать и предложить структурные и методические изменения в организации уроков направленные на повышение активной и осознанной деятельности школьников (сформулировать принципы проведения урока с учетом использования антиципации, ввести мобилизующий этап, разработку приемов организации основных этапов урока с элементами антиципации);
разработать программу и организационно-методическую систему опытно-экспериментального обучения, и проверить, ее эффективность в отношении субъективизации учебной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения посредством использования антиципации.
При проведении уроков в средних и старших классах использовались следующие методы:
а) теоретические: анализ восприятия материала урока или его части, познавательной деятельности учащихся в ходе урока, психологического состояния учащихся; анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путем;
б) эмпирические: (констатирующий, обучающий, контрольный); целенаправленное наблюдение за процессом обучения школьников средних и старших классов; протоколирование уроков и их фрагментов; анкетирование и опрос учащихся.
В ходе проведения уроков в старших и средних классах были использованы приемы определения учащимися темы урока; приемы определения учащимися незнакомых тем уроков; приемы постановки вопросов к темам уроков с участием школьников; нетрадиционные виды творческих работ; конспекты нескольких уроков, разработанных и проведенных в ходе данного обучения; материалы, использованные при организации констатирующего и контрольного проведения уроков посредством использования приема антиципации.
Итак, в науке существует целый ряд терминов, связанных с фактором будущего. При этом наблюдается неоднозначный подход к их трактовке и употреблению.
Термин антиципация (латинское anticipatio, от anticipo предвосхищаю) означает предвосхищение, предугадывание: событий, явлений, заранее составленное представление о чем-либо; преждевременное наступление, какого-либо явления, события: или действия. Сущность антиципации сводится к тому, что с ее помощью осуществляется такое отражение действительности, в результате которого в мозгу человека не только фиксируются и средствами речи оформляются состояние окружающей среды, значения тех или иных воздействий в момент непосредственного восприятия, но и просматриваются их динамика, тенденции развития, вероятные связи и отношения в предстоящем будущем.