Самоанализ урока русского языка
Самоанализ урока русского языка в 4 «ж» классе (ФГОС)
Учитель Маслова И.И.
Урок проведен в соответствии с календарно-тематическим планом рабочей программы по русскому языку в 4 «ж» классе (ФГОС).
В 4 «ж» классе обучаются 10 учащихся, класс активный, подвижный. При планировании урока были учтены возрастные особенности обучающихся.
Ученики мотивированы на хорошую учебу, организованно включались в работу.
Тема урока «Местоимение».
Цель урока: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи, развивать информационную компетентность обучающихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.
Задачи:
( обучающая:
организовать работу учащихся по изучению местоимения, его морфологических признаков, грамматических признаков, синтаксической функции, роли употребление в речи;
( развивающая:
развивать познавательную активность обучающихся посредством формирования общеучебных навыков: мышления, способности анализировать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы
· развивать орфографическую зоркость;
( воспитывающая:
воспитывать интерес к русскому языку, вырабатывать навыки
самостоятельной деятельности, речевого общения
Планируемые результаты:
Предметные:
научить обучающихся находить местоимения, определять его морфологические признаки, синтаксическую функцию, роль употребления в речи.
Личностные:
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения
· понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.
Регулятивные:
целеполагание и планирование своей деятельности
·
контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и
по способу действия.
Познавательные:
умение строить логические рассуждения, включающие установление
причинно-следственных связей
· анализировать, сравнивать, делать
выводы, устанавливать закономерности, умение сопоставлять, выявлять
сходства и различия
· работать по алгоритму
· извлекать информацию из учебника
· владеть приёмами отбора и
систематизации материала
Коммуникативные:
формулировать собственные мысли в устной и письменной форме, высказы-
вать и обосновывать свою точку зрения
· слушать и слышать других, быть
готовым корректировать свою точку зрения
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
· оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и комплексное использование знаний.
Технология: интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
Ведущий метод обучения: проблемно-поисковое обучения (анализ конкретной ситуации).
Оборудование: компьютер, электронное приложение.
Урок соответствует календарно-тематическому планированию, является 16-ым в изучении материала. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на
все последующие уроки. Урок построен с учетом психологических особенностей детей. Мотивационный компонент урока построен с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. УМК Л.М. Рыбченковой характеризуется направленностью на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, при системно-деятельностном подходе, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык». Именно в4классе закладывается база, способствующая дальнейшему усвоению
тем предмета в среднем звене, как по развитию речи, так и по орфографии,
синтак-сису, пунктуации, орфоэпии .
Цели урока реализовывались:
Развивающая. Развитие речи осуществлялось через монологические ответы
(у доски, работа в парах)
· развитие логического мышления учащихся, их
аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по
теме).
Воспитательная. Уважительное отношение к одноклассникам помогает
воспитать прослушивание монологических ответов учеников.На данном
занятии я старалась реализовать важные для современного урока
русского языка подходы:
-Текстоориентированный: работа с текстом, монологический ответ, анализ.
-Функциональный: определяли понятие местоимение через постановку проблемных вопросов.
-Коммуникативно-деятельный: работа с учебником, работа в парах.
-Организация самостоятельной деятельности учащихся: при выполнении работы по решению и составлению лингвистических задач.
Личностноориентированный подход реализовывался. Внимание к речи других
людей, обучению связной речи. Формирование УУД осуществлялось на основе активного объяснения материала с включение проблемных вопросов.
Урок проходил с компьютерной поддержкой, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Исходя из целей, все структурные компоненты урока усвоения нового материала и комплексного использование знаний соблюдены.
1)Высокая мотивация к деятельности способствовала психологическому
настрою учащихся на плодотворную работу и восприятию новых знаний.
2)Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
На этом этапе проходило повторение материала, изученного на предыдущих уроках через знаковую систему.
3)Постановка учебной задачи. Были созданы условия, при которых ученики сами вывели цель урока.
4)Первичное закрепление.
Наблюдение над языковым материалом. Обучающиеся подходили к усвоению
нового материала, направленного на выявление отличительных признаков
местоимения.
Ребята сами формулировали основные моменты правила, исходя из выясненных в
диалоге с учителем положений. Была поставлена проблема: научиться определять общее грамматическое значение местоимения и его морфологические признаки .
5) Самостоятельная работа в форме решения лингвистической задачи ( упр.365)
Оценка обучающимися результатов учебной деятельности.
6)Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Работа по применению полученных знаний на других предметах, в жизненных ситуациях. Самостоятельно обучающиеся подошли к выводу: морфологические признаки местоимений зависят от того, какую часть речи они заменяют, в предложении местоимения могут быть подлежащим, дополнением, обстоятельством, определением.
7)Подведение итогов урока. Обобщение материала урока в ходе намеченных целей.
8)Домашнее задание разноуровневое,направлено на закрепление полученных
знаний, на развитие творческих способностей.
9)Рефлексия деятельности. Обратная связь на уроке осуществлялась с учетом разных способов восприятия информации учащимися.
Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Метод обучения, использованный на уроке: проблемно- поискового обучения (анализ конкретной ситуаци, беседа,
проблемные ситуации, диалог, работа с текстом, наглядность, информационно – коммуникативная технология.
Метод проблемного изложения использовался потому, что на уроке знания не предлагались обучающимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно. Обучающиеся под руководством учителя самостоятель-
но рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обоб-щали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания.
Преобладал творческий характер познавательной деятельности.
Приёмы подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию
мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать
изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.
Учебная работа на уроке была разнообразна: чередовались виды организации
деятельности учащихся, такие как: обсуждение, беседа (ответы на вопросы
учителя), составление логических задач, самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка.
Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер
общения с обучающимися доброжелательный.
Результативность урока совпадает с заявленной целью.
15