Статья Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории

Опыт работы
"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории"
Калёнкова Ольга Сергеевна, учитель истории, обществознания и ОРКСЭ МОУ Большеключищенской СШ им. В.Н. Каштанкина МО «Ульяновский район»

В современных условиях школа должна отвечать важнейшему социальному запросу: обеспечивать подготовку интеллектуально развитых молодых людей, способных эффективно решать социальные, профессиональные и личные проблемы в условиях перехода к открытому обществу. Появились новые ценности в оценке результатов образования – саморазвитие, самообразование и самопроектирование личности. Постановка таких целей образования требует пересмотра содержания подготовки учителей.
Деятельностный подход в федеральных государственных образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые положены в основу выбора и структурирования содержания образования. Этот подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:
от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладения новыми компетенциями;
от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождение смыслов;
от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
С этапа целеполагания, планирования учебной работы начинается применение деятельностного подхода на уроках истории. Задачи изучения курса, темы не сводятся к перечню исторических сюжетов, подлежащих рассмотрению, но определяет то, чему должны научиться школьники. Например «сравнивать..», «составлять характеристику, описание.» Каждый этап своего урока я строю так, чтобы развивать мыслительную деятельность учащихся, способствовать развитию ключевых компетенций. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход, учитель лишь направляет и корректирует деятельность учащихся. Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения. На уроках использую различные формы и методы обучения, связанные с изучением исторических источников, рассмотрение исторических ситуаций, сопоставление версий и оценок исторических событий. При деятельностном подходе традиционный комбинированный урок может быть построен как сочетание разных видов самостоятельной работы школьников. Например, изучая тему «Индийские касты», предлагаю ребятам сравнить права и условия жизни представителей разных каст, самостоятельно используя материал учебника, исторических документов. На основе анализа учащиеся делают вывод о правах, обязанностях и жизни представителей разных каст в древней Индии. Результатом работы является таблица, которую обучающиеся заполняют в тетрадях. Ребята работают в парах , группах т. к. коллективное рассмотрение позволяет более полно представить и сопоставить разные точки отсчета, критерии оценок, провести обмен мнениями.
На своих уроках я практикую составление опорных конспектов в виде плана, схем . (например: рассказывая об управление Римской республикой опираюсь на схему (см. Приложение 1) использую событийно генеалогические схемы, рисунков (необходимо прочитать миф и нарисовать рисунок по его содержанию) и т.д. Это позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически. Использую в работе сравнительно – обобщающие таблицы, переходя от изученного материала к новой теме. (например: в ходе изучения темы «Древнее Междуречье» в 5 классе, учащиеся составляют таблицу, в которой сравнивают природные условия, занятия и т.д., Междуречья с уже изученными характеристиками Египта. см. Приложение 2), используя знания предыдущего и самостоятельно изучая новый материал. Заполнение сравнительно- обобщающей таблицы, является итогом анализа, сопоставления сравниваемых фактов и обобщение исторических событий.
Одной из форм преподнесения нового материала являются доклады, сообщения, рефераты. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
При знакомстве с историческими деятелями, предлагаю ребятам, опираясь на исторические источники дать аргументированную оценку данной личности.
Работа с исторической картой тоже является одной из форм деятельности учащихся на уроке истории. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве. Опираясь на карту, ребята могут самостоятельно предположить, какие условия жизни у жителей данной страны, какие занятия у них преобладают, что добывают.
Предлагаю классу оценить ответ данного ученика, дать на него рецензию. Это способствует формированию умений объективно высказывать свою точку зрения, соответствуя определённым критериям учебной деятельности.
Таким образом, резкое возрастание роли познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе, предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе деловых и ретроспективных игр, исследовательских, интерактивных технологий, технологий проектов.
На уроках истории я применяю следующие интерактивные методы:
Дискуссии
Ролевые игры
Дебаты
Различные виды групповых работ
Деловые игры
Турниры знатоков
Одной из главных задач учителя является сегодня научить анализировать факты и события, обобщать их, формулировать и обосновывать свою точку зрения; приучать не бояться своей личной позиции, и четко осознавать на базе каких данных она сформировалась.
На своих уроках я широко использую игровые элементы. Они позволяют создать эмоциональный настрой на получение знаний, создать образное представление о посещаемом месте, получить знания через личное ощущение, научить строить диалог. Главная цель такого занятия - это создание игрового состояния - специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности. Понятно, что такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех знаний и умений, побуждает осваивать все новые и новые знания и углублять их, расширяет его кругозор. Игры бывают разные: деловая игра, игра-обсуждение, игра-исследование, ретроспективная игра и т.д.
Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность. Это то, что дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты. Это и есть системно-деятельностный подход, который, готовит учащихся к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.













13PAGE \* MERGEFORMAT14415




15