РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
О.И. Асоян, учитель МБОУ «Лицей «МОК №2» г. Воронеж
Стремление к творчеству характерно для школы в условиях социально-экономических преобразований. Основной задачей для педагогов является формирование творчески-активной личности, постоянно думающей, стремящейся к творческому подходу в решении любых поставленных задач. Развитие творческих способностей - цель работы каждого учителя. Творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует её.
Главное в педагогике творчества - не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л.Н. Толстой) в душе ребёнка, школьника, начинающего мастера. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью. В деле воспитания и образования понятие творчество обычно связывается с понятиями «способности», «развитие», «личность», «одарённость». К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одарённости:
• ускоренное умственное развитие:познавательные интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, оригинальные решения задач;
• у многих детей ранняя специализация интересов, интеллекта, эмоций:увлечениематематикой, музыкой,
изобразительнойдеятельностью,конструированием,
иностранными языками;
• активность, инициативность, стремление к лидерству, настойчивость и умение достигать поставленной цели;
• хорошая память, развитые познавательные умения;
• готовность и способность к исполнительским видам деятельности
Мой педагогический принцип, ведущая идея, организующая педагогическую деятельность (и как учителя, и как воспитателя) - очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность. Первые шаги в самостоятельную жизнь ребенок делает в школе. И результат его труда зависит от меня, от моего энтузиазма; знаний, способности увлечь учеников творчеством.
УчительУченик
активизирует ученика,участвует в учебнойорганизует учебнуюдеятельности, вырабатывает
деятельность, чтобы оннавыки самоанализа,
был активен.самоконтроля.
Итог сотрудничества.
Развитие творческих способностей Воспитание человека, гражданина - задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя - развивать творческие силы в маленьком человеке.
В творчестве происходит слияние человека с его делом, если дело захватывает и увлекает. В высший момент творчества человек поглощен полностью предметом труда. Как у А.С. Пушкина: «И забываю мир ...». Таким образом, основным условием для развития творческих способностей является привнесение в обучение естественных способов познания окружающего мира. Необходимо уйти от зазубривания. Младший школьник с детства должен учиться познавать окружающие объекты в их целостности. Главной задачей системы образования должна стать задача формирования у личности стремлений к познанию. То есть, человеку с детства должна прививаться особая система мотивации, способствующая развитию творческих начал личности. Что касается творческих способностей как неотъемлемого качества одаренного ребенка, то главное внимание на данном этапе уделяется проявлениям интеллектуальной инициативы. Например, ребенок выполняет тест словаря. И вот первые три слова, значение которых он должен объяснить: велосипед, молоток, книга. Но если вдобавок к этому ребенок еще и пытается как-то связать друг с другом объясняемые слова, хотя это от него и не требуется (например: молоток - вид инструмента, которым наносят удары по разным материалам и деталям; его можно использовать при ремонте велосипеда; книга - вид учебного пособия, из нее можно узнать, как с помощью мо- лотка отремонтировать велосипед, и т.д.), значит, этот ребенок с неординарным мышлением и воображением.
На уроках русского языка и литературного чтения есть большая возможность творить, и на своих уроках стараюсь создать условия для творчества, то есть условия внутренней свободы. Выразить эмоции, чувства и мысли на бумаге достаточно сложно, письменная речь у многих детей далеко не так богата, как устная. Выразить внутренние переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Именно поэзию можно назвать чрезвычайно эффективной формой рефлексии. Некоторые могут возразить, что далеко не всякий способен писать стихи и некоторые ученики будут стесняться или бояться этого задания. Конечно, писать стихи по заданию за несколько минут действительно трудно, но возможно.
Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:
• творческое мышление,
• творческое воображение,
• применение методов организации творческой деятельности.
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:
• классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
• рассматривать систему в развитии;
• делать предположения прогнозного характера;
• выделять противоположные признаки объекта;
• выявлять и формулировать противоречия;
• разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
• представлять пространственные объекты;
• использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;
• представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:
- преодоление психологической инерции мышления;
- оценивание оригинальности решения;
- сужение поля поиска решения;
- фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;
- мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.
Заниматься развитием школьников просто необходимо и делать это надо систематически и целенаправленно. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых. Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики.
Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Творческие способности - общие интеллектуальные способности, под которыми понимаются высокоразвитые умственные способности общего характера, образующие основу для достижения наилучших результатов во всех областях науки и культуры. Необходимо также помнить, что под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.
Поэтому очень важно ежедневно заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой или спортом), учить его не только гому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:
- смотреть, чтобы увидеть красоту;
- слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;
- почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;
- говорить так, чтобы тебя услышали;
- быть самим собой;
- трудиться творчески;
- творить вдохновенно
Известно, что можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне, проявляет умения быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу. На втором уровне человек способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное.
Основные показателисформированности творческих способностей младших подростков:
1. Определенный фонд знаний и умений, их качество.
2. Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимания, памяти, воображения.
3. Уровень развитиямышления ученика, который определяется главным образом степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация и т.п.).
4. Владение приемами поисковой и творческой деятельности.
Проблема развития комплекса свойств личности, входящих впонятие «творческие способности» требует длительной, целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование творческих задач не приносит желаемого результата. Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и кончая операциями логического и творческого мышления.
В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач, можно предложить следующую базовую модель урока, направленного на развитие творческих способностей, как в системе специальных уроков развития, так и занятий по различным учебным предметам.
Разработка курса «Развитие речи» и ведение его на протяжении 8 лет дали мне обширный материал для работы над моей методической темой в плане развития интеллекта учащихся. Введение курса в школьную программу позволяет изначально формировать результативную структуру обучения, где фундамент - это логические знания и навыки, а здание - конкретные знания и умения общеобразовательных дисциплин. Уроки развития речи в начале обучения строятся в игровой форме. Это игры поискового и развлекательного характера, игры-задачи, игры-соревнования, игры-шутки, pолевые игры. Oни дают детям возможность самовыражения в игре и позволяют пройти до конца этот этап школьного детства. Уроки формируют мыслительную деятельность ребенка на основе постепенного перехода от игры к соответственно учению
Десять заповедей творческой личности
1. Будь хозяином своей судьбы.
2. Достигни успеха в том, что ты любишь.
3. Внес и свой конструктивный вклад в общее дело.
4. Строй свои отношения с людьми на доверии.
5. Развевай свои творческие способности.
6. Культивируй в себе смелость.
7. Заботься о своем здоровье.
8. Не теряй веру в себя.
9. Старайся мыслить позитивно.
10. Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.
Для успешного обучения в среднем звене, понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления:
1) высокий уровень элементарных мыслительных раций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, деления существенного, классификации и др.;
2) высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;
3) высокий уровень организованности и целенаправленности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.
Над развитием творческих способностей у детей работаю постоянно. Если это будет сделано в начальной школе, то облегчит процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков в среднем звене школы. В этом случае обязательно встанет вопрос о необходимости развивать сформированные умения и навыки дальше. Развитием памяти занимаюсь с детьми, начиная с 1 класса. Еще в букварный период на доске печатаю двустрочные стихи для запоминания. Постепенно стихи становятся четверостишиями. Во 2 классе на доске возникают для запоминания сначала пословицы, затем маленькие предложения. В 3 классе даю описания явлениям природы. А в 4 классе для развития памяти даю мини - тексты. Дети запоминают несколько минут, закрываю текст, и дети его восстанавливают. Прием запоминания фрагмента текста также отрабатываю и на уроках чтения. В домашнем задании по чтению даю запоминание фрагментов из рассказов.
Сочинения - один из видов проявления творческих способностей ребенка. Перед написанием сочинений провожу серьезную работу на уроках чтения, окружающего мира.
На уроках окружающего мира для яркого образного восприятия часто использую презентации. От такого яркого восприятия материала выигрывает как урок окружающего мира, так и используется этот материал для развития образного мышления. Развивая воображение, часто даю творческие задания:
• Сочинить сказку, где один из персонажей сам ребенок.
• Нафантазировать город будущего.
• Нафантазировать свою школу.
• Сочинить четверостишие с заданными рифмами.
Чтение - необходимый компонент обучения школьников любого возраста. Умение читать - важнейшее коммуникативное умение излагать свои собственные мысли. Развиваются творческие способности младших школьников. Даже не умеющий читать ребёнок, пытается, повторяя небольшие стихи, загадки, скороговорки, проявить свои актёрские способности. Далее, когда дети овладели навыком чтения, они продолжают работу над развитием этих способностей. На уроках литературного чтения ребята пробуют свои силы в качестве писателей и поэтов. На первых этапах работа бывает коллективной, далее групповой или в парах. В итоге у некоторых получаются неплохие произведения. У каждого ребёнка есть разного вида дарование. Естественно, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее, таланты каждого ребёнка можно развивать. Вся работа по развитию творческих способностей ведётся в системе на протяжении года с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка, в атмосфере сотрудничества учителя и ученика. Что меня подтолкнуло именно к этой методической теме? Желание познакомиться с новым подходом к уроку чтения, преобразовать технологию работы с текстом от урока к уроку. Под системой творческих заданий понимаю упорядоченное множество различных творческих заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие творческих способностей школьников в учебном процессе. В организации творческого подхода к выполнению задания можно выделить три этапа: Первый этап - это формирование у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, воображение. Предпосылки творческой деятельности школьников формирую на уроках литературного чтения языковыми играми и различными конкурсами, викторинами; выступлениями учащихся на утренниках и на обычных уроках, так как эти выступления выходят за рамки повседневности и стандарта. Второй блок системы - это элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе, а та 1же их коллективная работа, совместное выполнение поставленных задач. Третий блок - это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, главным образом, через различные виды искусства. Исполнительская деятельность тоже может подняться до уровня искусства, до самовыражения: в драматизации сказки ученик входит в роль сказочного героя, и тогда в произнесении реплик он поднимется до самовыражения. То же можно сказать и об иллюстрировании, когда прошу детей нарисовать сюжетную картинку, отражающую момент действия в рассказе, на основе воображения и. разумеется, знания жизни, они вносят что-то свое, что-то от своей личности, от своего видения жизни, от своего понимания героя или события,- это самовыражение. Проводя урок чтения, стараюсь разнообразить задания, чтобы дети были заинтересованы и активно участвовали в работе. Для развития речи и отработки литературного языка провожу речевые разминки. Это могут быть и стихотворения, и пословицы, и скороговорки, и даже задания на смекалку. Например,
• собери слова, буквы рассыпались: акшукук, конеток.
• здесь перепутались в словах слоги:
Ремонт Что из камня? Что изо льда? Суль-ми-ка-ра-пи-со-да! Кто ползёт и кто летит? Ка-тря-у-ка-гуз-со-лит! Из полученных слов пробуем придумать стихотворения. Небольшие произведения заучиваем наизусть. В учебнике некоторые тексты являются отрывками произведений, что позволяет давать задания такого типа:
• продолжи рассказ;
• как вы думаете, что ещё может произойти с героем;
• а если бы главный герой поступил по-другому, чтобы могло произойти?
А если произведение большое, то, придумав продолжение, могут сравнить затем свой рассказ с произведением автора.
Результаты работы - повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения. На основе чтения ученики совершенствуют навыки изложения собственных мыслей. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только творческий, но и практический смысл.
Литература
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб., 1997.
Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод, разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. - Фрунзе, 1990.
Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: 1985. - С. 18.