Формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках истории


ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Томова И.В.,
учитель истории
СШ № 16 г.Актобе В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая  модернизация - главный вектор развития Казахстана» отмечено: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации» [1]. В связи с этим Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников.
Функциональная грамотность - это способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений,  максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
Процесс развития функциональной грамотности осуществляется на основе формирования навыков мышления средствами учебных дисциплин, исходя из предметных знаний, умений и навыков. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т. е. в функциональную грамотность.

Одной из задач Национального плана действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников является разработка и обновление программ подготовки и повышения квалификации педагогов по проблеме развития функциональной грамотности[2].
Такие курсы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ Казахстана на базе АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» и Центра педагогического мастерства открылись и в г.Актобе. Программа курсов разработана совместно с Факультетом образования университета Кембридж (Великобритания) в рамках Соглашения между Международным Экзаменационным Советом университета Кембридж и АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» [3].
Обучение проходит по определенной программе, состоящей из семи модулей:
1.Новые подходы в образовании;
2.Обучение критическому мышлению;
3.Критериальное оценивание обучения и результатов обучения;
4.Использование ИКТ и цифровых систем для усовершенствования способов обучения;
5.Работа с талантливыми и одаренными детьми;
6.Психолого-педагогические особенности преподавания в конкретных возрастных группах школьников;
7.Менеджмент и лидерство в среднем образовании в условиях перехода на 12 летнее обучение.
В рамках курсов педагогов обучают развивать у школьников критическое мышление, способность оценивать свою собственную практику; учат эффективно оценивать обучение; использовать ИКТ и цифровые системы для усовершенствования способов обучения; использовать дифференцированные стратегии преподавания и обучения, которые будут учитывать потребности талантливых детей; учитывать возрастные различия и особенности учащихся для обеспечения качественного обучения.
Таким образом, после прохождения курсов у преподавателей появляется множество новых идей для формирования своей системы обучения и развития функциональной грамотности учащихся на уроках истории.
В первую очередь меняется собственный взгляд на преподавание. Педагоги понимают, что уроки нужно строить на принципах сотрудничества учителя и учеников. Учитель не должен управлять учениками, а должен их направлять и оказывать поддержку.
Для начала в классе должна быть создана благоприятная атмосфера на уроке, способствующая плодотворной работе и сплочению коллектива, так как очень важно, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно, могли полностью раскрыться и показать свои возможности и способности. Необходимо применять психологические тренинги и упражнения, направленные на создание атмосферы сотрудничества - «Построй башню», «Я хочу познакомить вас…», «Вавилонская башня» и др. Для проведения тренинга «Я хочу познакомить вас..», учащиеся должны разбиться на пары и за определенное время узнать о своем напарнике какие-то новые сведения. Затем каждый из пары представляет другого остальным и рассказывает о нем как можно больше новых сведений, которые еще не известны другим. Благодаря тренингам, учащиеся учатся невербальному общению, умению координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Эти упражнения способствуют сплочению детей и настраивают их на дальнейшую плодотворную работу в группах.
Использование групповой формы работы способствует развитию навыков взаимообучения, происходит диалоговое обучение, дети учатся обсуждать, рассуждать, высказывать свою точку зрения.
Ребята не всегда могут применять ранее полученные знания; не умеют анализировать и делать выводы, обобщать изученный материал; не могут определять цели урока; не видят как достичь этих целей; не имеют навыков рефлексии. Одной из проблем является то, что ученики на уроках мало говорят, не могут и боятся высказывать свои мысли. То есть, у учеников нет навыков функциональной грамотности. Таким образом, обучение критическому мышлению поможет детям решить эти проблемы, поможет создать атмосферу диалога на уроках, чтобы учащиеся путем совместных рассуждений, споров, обмена мнениями приходили к постижению нового материала.
На всех уроках необходимо использовать приемы развития критического мышления[4]. Уроки делятся на три основных этапа: стадия «вызова», стадия «осмысления», стадия «рефлексии». На стадии «вызова» т.е. при актуализации знаний учащихся надо применять приемы «Корзина идей», «мозговой штурм», составление кластера, которые помогают учащимся вспомнить уже пройденный материал, выдвинуть какие-то свои идеи и предположения, настроиться на изучение новой темы. Активизируются более слабые учащиеся. Они уже не боятся высказываться, так как видят, что все могут говорить то, что думают. На стадии «осмысления» используется в основном работа в группах, где каждый ученик получает определенную роль и задание. Таким образом, в работе задействованы все учащиеся, у каждого развиваются навыки самостоятельной работы с текстом. Затем учащиеся в группе обобщают все полученные данные и представляют материал в общей схеме или таблице. Такая работа позволяет ученикам развивать умения обобщать и систематизировать изученный материал, выделять главное, кратко и лаконично высказывать и записывать свои мысли. Также при выполнении данной работы ученики учатся рассуждать и обсуждать, происходит диалоговое обучение и взаимообучение, так как каждый участник группы должен рассказать другим свой изученный блок темы.
На стадии рефлексии можно использовать прием составления синквейна. Такая работа помогает обобщить все полученные данные и представить их кратко в пяти строках. То есть учащиеся учатся находить и выделять главное, подбирать наиболее подходящие слова и выражения, в которых отражена основная мысль темы.
Необходимо развивать у ребят навыки самооценивания и взаимооценивания. Для этого разрабатываются листы оценивания в группе, где каждый ученик должен сначала оценить сам свою работу, затем лидер группы оценивал работу каждого участника группы. В итоге учитель тоже ставит свою оценку по своим наблюдениям за работой группы и выводит общую оценку за урок. Такие задания способствуют развитию у учащихся ответственности за свое обучение, способствуют формированию объективной самооценки и оценки одноклассников.
Во время работы в группах учащиеся делятся с учетом учебных способностей. В каждой группе находятся ребята с разными способностями. Это делается с целью активизации работы, как способных учащихся, так и слабых. Например, на разных уроках и на разных этапах урока учащиеся получают различные задания. То есть более способные ученики могут выступать как в роли учителя на уроке, обучая других, так и в роли слушателя. Например, после изучения темы, более способным учащимся предлагается задание перейти в другие группы и объяснить им свой блок темы. Таким образом, учащиеся чувствуют свою значимость и ответственность, получают мотивацию для изучения темы.
Формирование функциональной грамотности по истории можно представить в виде плана работы:
1.Продолжить применять психологические тренинги и упражнения для создания атмосферы сотрудничества на уроках.
Использовать приемы развития критического мышления в системе.
На уроках применять такие формы организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа.
Использовать диалоговое обучение, взаимообучение как один из эффективных способов обучения учащихся.
Постепенно внедрять в процесс обучения критериальное оценивание. Критерии разрабатывать совместно с учащимися.
6.На уроках использовать самооценивание и взаимооценивание.
Создать на уроках условия для развития одаренных и талантливых детей. Также уделять особое внимание учащимся с низкими учебными способностями.
Таким образом, подобная система работы помогает формировать на уроках функциональную грамотность учащихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учащихся.
Список использованной литературы:
Послание Президента Р К Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая  модернизация - главный вектор развития Казахстана»
«Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы».- Постановление Правительства РК от 25 июня 2012 года № 832.
Руководство для учителя, факультет образования университета Кембридж, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2011 г.
Истомин А. В. «Сущность технологии критического мышления», http://kollegi.kz ,