СТАТЬЯ Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка в аспекте развивающего обучения.
Потягайло Елена Владимировна
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №39 Красноармейского района
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка в аспекте развивающего обучения.
Вы хотите, чтобы ваши дети были
способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые
шаги по ступенькам творчества,
но…не опаздывайте и, помогая…
думайте сами.
Б.П. Никитин
Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Школа- это мир юности, надежд и радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Находясь в постоянном поиске, стараясь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своём ученике будущего певца, художника, писателя, артиста или просто доброго, любящего человека.
Между тем известно, что при отсутствии специально организованной работы по развитию воображения к концу обучения в 1 классе у детей почти на треть снижаются показатели творческого воображения. Этот сдвиг следует расценивать как, безусловно, негативное последствие стресса, связанного с жёсткими требованиями учебной дисциплины и возрастающими учебными нагрузками.
Такое положение вещей нельзя признать удовлетворительным. Исходя из этого очевидного обстоятельства, следует вести целенаправленную работу по развитию творческих способностей у младших школьников. Задача учителя - не искать, а подумать о совершенствовании всех методов и приёмов обучения, направленных на активную творческую учёбу, выбрать такие, которые способны при наименьшей затрате сил дать наиболее прочные результаты. В своей работе применяю различные формы и приёмы работы.
Творческие игры и развитие творческого воображения на уроках русского языка.
Одной из самых благодатных формой творчества была и остаётся игра. Психологи определяют игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. В ней ребёнок активизируется как личность, через игру познаёт мир. В младшем школьном возрасте роль ведущей школьной деятельности переходит к учению, к учебной деятельности. Этот переход не должен быть резким, поэтому игровые приёмы можно с успехом применить на всём протяжении обучения в начальной школе. Другое дело – игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию, т.е. должна быть творческой.
В начальных классах современной школы одним из эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра.
Использование творческой игры на уроках русского языка в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к предметам.
Дидактическая и творческая игра имеют общие корни, так как сходны приемы их подготовки и проведения: наличие определенного наглядного и раздаточного материала, деление детей на группы или команды, постановка игровой задачи, выявление победителя или победителей.
Однако творческая игра, в отличие от дидактической, предполагает несколько вариантов решения игровой задачи. Научить ребенка думать самостоятельно, отстаивать свою точку зрения - главная задача творческой игры.
Эффективность ее во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в ее результатах. Кроме того, не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому учитель может помочь им в процессе игры.
Задача педагога - создать ситуацию успешности для каждого ребенка, помочь ему раскрыться в полной мере.
Приведу ряд примеров таких творческих игр на уроках русского языка.
Задание: вписать в клетки буквы так, чтобы получилось слово (по заданным правилам).
Л Л Л Л (Лампа, лапка, лучик, лимон и др.)
А А А А
(Аист, ваза, кран, шина и др.)
Сначала надо дать возможность каждому ученику придумать свои слова, поощряя каждый новый вариант. Затем можно усложнить данную игру, попросив ребят подбирать слова только одной части речи, или на заданную тему, или на какое-либо орфографическое правило и т.д. когда данная игра будет освоена детьми в полной мере, следует переходить на новый, более сложный уровень.
Следующим видом такой многогранной творческой игры на уроках русского языка может стать игра «Лишнее слово». Суть этой игры в том, что из целого ряда слов ученикам нужно сначала убрать одно «лишнее слово», обосновав свой ответ, потом из оставшихся еще одно, затем еще одно, пока не останутся два-три «нужных слова». Эта игра полезна тем, что ученикам невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению, составу, грамматическим признакам и т.д.,- что ведет к отработке перечисленных понятий.
Учитель может проводить эту игру многократно при изучении любой темы и на любом этапе урока, главное, чтобы она соответствовала целям и органично вписывалась в структуру урока.
Еще одним примером творческой игры может служить создание собственного шрифта или кода. Простейший вариант - просто продублировать каждую букву русского алфавита своими значками и зашифровать свой текст этими «буквами». Более сложный вариант предполагает изменение какой-либо принципиальной особенности письма, например, заглавную букву изображать тем же значком, что и строчную, но с черточкой наверху. Самый трудный вариант этой игры: школьникам дается зашифрованный неизвестным им способом текст из какого-либо литературного произведения. Зная текст, школьники должны разгадать шифр, и потом с помощью разгаданного шрифта записать тот текст, который составят сами.
А какой простор детской фантазии открывает игра на придумывание собственных слов (обязательно мотивированных, т.е. имеющих связь с реальными словами). Например, при изучении темы «Сложные слова» можно предложить детям придумать свои слова, продолжая ряд. Затем определить значения подобранных слов: самолет, самосвал, самокат…( самовоз , самоход, самопрыг, и др.)
Или при изучении темы «Имена собственные» попросить придумать свои клички для животных, отображая их внешний вид или повадки: коза Бодуля, петух Крикун, собака Лаюшка, конь Быстроног, барашек Кудряшка и др.
При изучении темы «Имя прилагательное» можно предложить ребятам следующие задания:
Представь, что ты видишь, трогаешь, слышишь мамин смех. Какой он? (Теплый, нежный, мягкий, серебристый, васильковый, звонкий.)
Какой голос у папы, бабушки?
Какой запах у счастья?
Образное воображение развивает игра «Укрась 4 слова».
а) За 1 минуту подбери как можно больше имен прилагательных к словам погода, рассказ, улица.
б) За 1 минуту вспомни объекты желтого цвета, черного цвета, горячие, интересные, прекрасные, хорошие объекты.
в) Подбери имена прилагательные, которые изображают злую колдунью и добрую фею.
Подбери как можно больше слов для описания листьев.
«Давай говорить друг другу комплименты».
Кто больше скажет друг другу добрых слов.
Словарные слова.
1. Игра «Изобретатель» (комбинирование несовместимых объектов, используя слова с непроверяемыми безударными гласными в корне).
Детские изобретения: пальто с пуговицами-прожекторами, чтобы видеть в темноте. Пальто с зонтиком. Портфель- холодильник. Портфель- телевизор. Тетрадь-телефон. Карандаш- точилка. Сапоги - грелка для холодной погоды.
2. Нарисуй в своем воображении те плоды, которые соберут с такого странного огорода. Какими вы их себе представляете?
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огорбузы росли, помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Н. Кончаловская.
Помоги этим странным словам стать «настоящими». Запиши. Сколько слов получилось? Придумай свои необыкновенные растения (яблодыня, маливишня, лимоарбуз, огурох и т.д.).
3. На каждую букву придумай слово и составь рассказ:
РРакета В лесной школе.
Идет урок географии. Учитель рассказывает о планетах. В это время сорока и корова привезли ракету. Весь лесной народ полетел в космос. Побывали на Луне, Марсе, а к обеду вернулись домой, на Землю, и сказали: «Нет планет красивее, чем Земля».
И Идет С Сорока У Учитель Н Народ О Обед К Космос 4. Представь себя языком (прием одухотворения неживых предметов). Как живешь, что чувствуешь, о чем бы ты попросил хозяина?
5. Открой словарь, загадай профессию, назови несколько слов, связанных с ней.
Дорога, пассажир – водитель.
Пшеница, комбайн, урожай – хлебороб.
Ракета, планета, космос – космонавт.
Килограмм, грамм, магазин – продавец.
Морковь, огурцы, помидоры – овощевод.
Тема «Глагол».
Вы любите фантазировать? Что с вами будет через 20 лет? Напишите сочинение « Я через 20 лет», используя глаголы будущего времени.
Игра «Загадай объект, используя глаголы прошедшего времени».
Игра «Бумчук». Инопланетяне играют в бумчук. Напиши правила игры, употребив глаголы неопределенной формы.
Напиши правила поведения в общественных местах, употребив глаголы с частицей НЕ.
Запиши правила поведения на уроке.
Полезные советы. Вредные советы.
Тема «Предложение».
Комический эффект. Найди границы предложений.
Очень- очень
Странный вид
Речка за окном
Горит
Чей - то дом
Хвостом виляет
Песик
Из ружья стреляет
Мальчик
Чуть не слопалМышку Кот в очках
Читает книжку
Старый дед
Влетел в окно
Воробей схватил
Зерно
Да как крикнет
Улетая:
«Вот что значит
Запятая!»
Б. Заходер.
Развитию внутренних механизмов процессов воображения способствуют рисунки, схемы, чертежи.
Подобные задания позволяют необычно начать урок, вызывают интерес к изучаемой теме, активизируют деятельность детей. Развитию воссоздающего воображения способствуют загадки, ребусы, кроссворды, преобразования слов, деформированные тексты. Творческое воображение развивают задания, которые предоставляют право выбора в зависимости от желаний ребенка:
составление рассказов по серии рисунков- схем;
придумывание названий к рассказа;
придумывание продолжений сказки.
Так, при написании изложений на уроке можно использовать тексты без концовки, предложенные С. Бондаренко:
попробуй догадаться, что произошло дальше;
помни, что в сказке существуют волшебные предметы и происходят невероятные превращения, напиши продолжение сказки;
напиши, каким людям и для чего ты хотел бы рассказать эту сказку.
Во всех предлагаемых заданиях имеют место процессы комбинирования элементов, привнесения прошлого опыта в новые образы, схемы, композиции. При этом развиваются комбинаторные и структурные механизмы воображения, обеспечивающие многовариантность решения любой творческой задачи.
Преобразующее свойство- основа воображения - врожденная принадлежность мозга. И это свойство необходимо развивать и стимулировать в обучении, в частности на уроках русского языка.
Литература:
Максимов Ю.В. «Родник творчества» - М., 2011 г.
2. Львов М.Р. Школа творческого мышления. Учеб. пособ. М. Дидакт., 2002 г.
3. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 1999 г.
4. Ляшко Т.В., Синицина Е.И. Через игру к творчеству. Обнинск, 2009 г.