Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка


Развитие творческих способностей младших школьников на уроках языка через систему творческих заданий.
Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным и потому нелюбимым предметом школьного курса. Редко можно найти людей, интересующихся русским языком. В реализации задач общего развития младших школьников предмету «Русский язык» принадлежит очень важная роль. Курс русского языка в начальном звене направлен на реализацию основных функций языка, прежде всего коммуникативной и познавательной. Роль русского языка в развитии мышления и речи, в воспитании эмоций и воли определена самой природой, самой сущностью языка – быть средством связи между человеком и окружающим его миром, окружающей действительностью.
Без языка невозможно существование общества, невозможен обмен мыслями между людьми, передача и хранение информации. Именно язык является средством воплощения мысли, средством познания, общения и воздействия. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета», - подчёркивал К. Д. Ушинский. Прошло много времени с тех пор, как были написаны эти строки, но актуальность их не пропадает: через изучение русского языка - к познанию всех наук.
Как пробудить в ребёнке желание учить русский язык? Необходимо помочь ему познать тайны языка, его особенности и, главное, красоту. Решение данной проблемы мы видим в организации процесса обучения через развитие творческого мышления. «Сухое» изучение орфографии и грамматики вызывает только скуку и в результате дети теряют интерес к данному предмету. Только тогда учитель испытывает истинное удовольствие, когда он видит глаза детей, полные любопытства и удивления, когда урок заканчивается массой различных вопросов и высказываний. Когда ребёнку на уроке интересно, он стремиться узнать больше. Такого результата можно добиться, когда урок проходит в интересной, занимательной обстановке. Ребёнок должен жить в мире творчества. «Без этого, писал В. А. Сухомлинский, он засушенный цветок» Развитие творческого мышления – это один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, что всегда приводит к высоким результатам в любой деятельности. Одна из ступеней к этому – выполнение творческих заданий на уроках русского языка в начальной школе. Развитие творческих возможностей учащихся важно на протяжении всего школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте [Трегубова, 1995].
Хорошую возможность для применения творческих заданий дают уроки русского языка. Язык – это богатый материал для выражения своих мыслей, ему присуще не только многообразие средств, но и высокая степень образности. Знакомясь с произведениями классиков, и даже используя язык в бытовом общении, ребенок усваивает универсальность и красоту родного языка.
Конечно, путь к подобному финалу – это долгая и кропотливая работа. А начинать ее надо с первых шагов. Простое речевое творчество детей легко проявляется в игровой деятельности, так как это естественная деятельность, требующая речевых умений. Большое количество коммуникативно-лингвистических игр со словами и игровые задания носят одновременно обучающую, развивающую и развлекательную направленность. Цель игр со словом - превращает урок в увлекательное приключение, развитие у детей эмоциональной сферы, образно-чувственного мышления; развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие; формирование чувства слова, языковой интуиции, обогащение словаря. Занимательный игровой материал применяю в ходе изучения ведущих разделов школьного языкознание: “Фонетики”, “Морфологии”, “Лексикологии”, “Синтаксиса”.
Для работы выбрала следующие творческие задания на уроках русского языка: Анаграммы”. Придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке: адрес (среда), салат (атлас); расшифруй слово и запиши его: екар (река), кащу (щука) и др. “Неполные слова”. На доске записывается столбик букв, с точками на месте согласных. Дети отгадывают слова только по данным гласным..о..а..а .о..а. .е.е.и.о. (комната, вокзал, телевизор).
“Ступеньки”. На доске записывается одна буква. Задача: подобрать как можно больше слов на эту букву. Каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего.
МЫ МИР МЫШЬ МИШКА МОЛОКО МАГАЗИН и т. д.
“Цепочка слов”. Составить цепочку слов, чтобы каждое слово в ней начиналось на ту букву (звук), на которую заканчивалось предыдущее.
Аромат, телефон, набережная, якорь и т.д.
“Укрась слова”. К существительному подобрать как можно больше прилагательных.
“Кто что делает”.
“Угадай подлежащее”.
«Телеграмма»
Берётся одно слово, и каждый придумывает телеграмму, в которой первое слово начинается с первой буквы, второе - со второй и т.д.
«Украсть слово»
К существительному подобрать как можно больше прилагательных. Работа со словарными словами. Ребята, учатся устанавливать ситуативные связи между предметами, им предлагается такое задание:
- Составь как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Постарайся, чтобы вопросы были необычными или смешными.
Например: машина-медведь
Сколько медведей войдет в одну машину?
Сколько необходимо машин, чтобы увезти одного медведя?
Почему, играя в машину, ты рычишь как медведь?
Почему охотник на машине не может догнать медведя в лесу?
Капуста-тетрадь
Сколько раз слово «капуста» можно записать в одной тетради?
Сколько тетрадей можно сделать из одного вилка капусты?
Сколько кочанов капусты можно завернуть в одну тетрадь?
Дети, выполняя упражнения со словарными словами, учатся представлять последствия событий, согласовывать слова в предложения. С этой целью можно предложить такие задания:
- Придумай как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события
-Девочка уронила карандаш на пол….
- Учитель открыл классный журнал…
- Товарищ поехал в деревню на машине…
Для творческой работы можно предложить и группу слов, объединенных одной темой. С этими словами можно составить кроссворд, написать сочинение-миниатюру или рекламу. При изучении группы слов на тему «Одежда» дети пробовали составлять рекламу.
Бабушки и мамы!
Покупайте на зиму
Сапоги да валенки.
А особенно пальто,
Чтобы было вам тепло.
Если вы простудились,
Когда ходили на каток,
Купите обязательно
Носовой платок.

«Эстафета-рассказ»
Кто удачнее напишет коллективный рассказ за определённое время (работа в группах) каждый участник имеет право добавить только одно-два предложения к уже записанному.
Тему рассказа определяет учитель.
Цель игры : активизировать спонтанную речь детей. «Игровое задание «Кто-то начал, ты продолжи…»
Даётся начало строки, известной или не очень. Учащиеся должны самостоятельно закончить, развернуть сюжет.
Игра «Кто как голос подаёт?»
Составь предложения, вставляй пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один рассказ. Озаглавьте его.
П.тух лает
С.рока мычит
С.бака кукарекает
К.рова каркает
В.рона чирикает
В.робей стрекочет
Дидактическая игра „Машина времени»”
Цель: учить детей фантазировать, познакомить с приёмами универсализации.
Ход: учитель предлагает перенестись с помощью машины времени в будущее или прошлое, в жаркую страну или на север, пофантазировать на тему, что можно там увидеть.
«Если бы я был животным, то я был бы…»«Если бы я был цветком, то я был бы…»«О чём мне рассказала… школьная парта, или доска, или кресло в театре и т.д.Метод решения изобретательских задач помогает активизировать учебный процесс, поскольку стимулирует поиск нетрадиционных решений, уберегает учащихся от стереотипов мышления, развивает нетрадиционный взгляд на предметы и явления, приучает учащихся искать свои пути решения проблемы и отстаивать собственную точку зрения
Сочинения совершенствуют письменную речь, развивают фантазию, воображение. Уместно вводить сочинения на определённое правило например: «Сочинение о частях речи или рассказ с использованием определённой части речи», «Сочинение от лица какого- либо предмета». Вот несколько примеров работ:
Сочинение- 4 минуты.
Цель: развитие воображения, гибкости и беглости мышления, волевой регуляции, умение чётко формулировать свои мысли. Содержание: Учитель просить учащихся назвать два существительных, а затем весь класс в течение 4 минут пишет мини-сочинение ровно из четырёх предложений с использованием названных слов. По окончанию времени написания сочинения предлагаю желающим прочитать свою работу. Подобный вид работы способствует развитию речи, умения писать сочинения.
Представляем последствия событий.
Представь, что ты уменьшился до размеров муравья. Придумай историю о своём чудесном превращении, используя вопросы:
Какое у тебя было любимое занятие?
Чего бы ты опасалась?
Через какое время ты бы захотел снова стать большим? Почему?
Что бы произошло, и что бы ты сделал, если бы:
из крана на кухне полился апельсиновый сок;
из тучи, вместо дождя, стал падать изюм;
люди придумали бы таблетки от сна.
Используя каждую ситуацию, сочини небольшой рассказ до семи предложений.
Обозначаем словами существенные признаки предмета.
Игра "Вырази мысль другими словами"
Берётся несложная фраза. Например: "Нынешнее лето будет очень жарким". Надо предложить несколько вариантов передачи той же мысли другими словами, однако, ни одно слово данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл высказывания. Упражнение можно проводить с группой детей. Побеждает тот, у кого больше удачных ответов.
Например:
"К августу, вероятно, реки пересохнут".
"В каникулы, вплоть до сентября, дети смогут купаться и загорать".
Эти высказывания передают одну и ту же мысль. Следует обратить внимание на то, что слова в них не повторяются. Так как количество "использованных" слов увеличивается с каждой фразой, составлять новые фразы становится всё сложнее.
Можно использовать для составления высказываний следующие фразы:
Нынешнее лето будет очень жарким.
Зима в этом году была очень снежной.
На капусте появилось много вредителей.
Дождь начал лить, как из ведра.
Составление слов.
Образуйте как можно больше слов из букв слова "электростанция" ("школьники", "приключения" и т.п.). Буквы не должны использоваться дважды.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Пример : Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Искусство.
При изучении имён прилагательных и их роли в русском языке полезно давать ученикам сочинить тексты с пропусками, а потом на уроках развития речи третьеклассники обмениваются своими работами и подбирают подходящие по смыслу прилагательные, вставляя их на место пропусков. Например:
Арбуз.
На……….столе лежит большой……….арбуз. Вся ……….семья собралась на кухне, чтобы его попробовать. Папа разрезает ……….корку, и нашему взору предстаёт ……….мякоть. К счастью, арбуз оказался ………. . Сердцевина его ……….цвета, а косточки ………. . Мы с удовольствием съели по три ……….куска.
Игра "Определение".
В игру играют группами или всем классом. Детям раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашки, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своём объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть своё слово и жестикулировать руками.
Выводы:
1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка.
2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.
3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.