КТП по истории 5 класс. ФГОС
Календарно-тематическое планирование предмета
«История Древнего мира» для 5 классов на 2015-2016 учебный год
№
Наименование разделов, тем урока
Кол-во
часов
Календар-
ные
сроки обучения
Основные виды учебной деятельности, УУД
Примечание
по плану
факти-чески
Введение 1 час
1
Введение. Откуда мы знаем, как жили наши предки?
1
Общеклассные дискуссии: формирование представлений о том, как жили древние люди; умений работать с историческими картами и иллюстрациями.
Личностные:
- воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам,
- развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива
Метапредметные:
- формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане
- создание условий для практического освоения морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества
Предметные:
Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать историю.
2. «Жизнь первобытных людей» 7 часов
2
Древнейшие люди
1
Общеклассные дискуссии: формирование представлений о том, как жили древние люди; умений работать с историческими картами и иллюстрациями.
Личностные
- воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам.
Метапредтметные
Развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане,
Предметные
Показывать на карте места расселения древнейших людей.
Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.
Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества.
Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества.
3
Родовые общины охотников и собирателей
1
4
Возникновение искусства и религиозных верований
1
5
Возникновение скотоводства и земледелия.
1
6
Появление неравенства и знати.
1
7
Счет лет в истории
1
8
Повторение по теме «Жизнь первобытных людей»
1
«Древний Восток» 19 часов
9
Государство на берегах Нила.
1
Общеклассные дискуссии: географические и климатические особенности Древнего Египта и Древнего Двуречья, Древней Индии и Китая, хозяйственные занятия местного населения, владение понятийным аппаратом по темам, умение правильно показывать на карте исторические объекты, сравнивать географическую среду изучаемых стран, распознавать интересы различных общественных групп.
Личностные
уважение к другим народам России и мира и принятие их, формирование межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству.
Метапредтметные
формирование умения преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
формирование умения связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
Предметные
Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства.
Раскрывать значение понятий и терминов фараон, жрец, раб, пирамида, папирус.
Характеризовать 1) основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положения и др.; 2) особенности власти фараонов и порядок управления страной.
Объяснять в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.
Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах.
10
Как жили землевладельцы и ремесленники в Египте.
1
11
Жизнь египетского вельможи.
1
12
Военные походы фараонов.
1
13
Религия древних египтян.
1
14
Искусство Древнего Египта.
1
15
Письменность и знания древних египтян.
1
16
Древнее Двуречье.
1
Личностные
- воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам .
Метапредтметные
формирование умения использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Предметные
Показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья.
Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита, значение перехода к монотеизму (в иудаизме).
17
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
1
18
Финикийские мореплаватели.
1
19
Библейские сказания.
1
20
Древнееврейское царство.
1
21
Ассирийская держава.
1
22
Персидская держава «царя царей».
1
23
Природа и люди Древней Индии
1
Личностные
уважение к другим народам России и мира и принятие их, формирование межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству.
Метапредтметные
формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Предметные
Показывать на карте территорию Древней Индии.
Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древней Индии, положение представителей различных варн (каст).
Объяснять, какую роль играли идеи индуизма и буддизма в жизни индийцев.
Рассказывать о культуре Древней Индии, высказывать суждения о её вкладе в мировую культуру
24
Индийские касты
1
25
Чему учил китайский мудрец Конфуций.
1
Личностные
уважение к другим народам России и мира и принятие их, формирование межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству.
Метапредтметные
формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Предметные
Объяснять значение понятий империя, конфуцианство.
Характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае.
Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества.
Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев, высказывать суждения
26
Первый властелин единого Китая.
1
27
Повторение по теме «Древний Восток»
1
4. «Древняя Греция» 21 часов
28
Греки и критяне.
1
Общеклассные дискуссии: географические и климатические особенности Древней Греции; умения правильно показывать на карте местоположение ключевых городов Древней Греции и основные военные действия раздела; умение на элементарном уровне различать афинскую и современную демократии; знать ключевые понятия по теме; знание причины и ход основных военных действий раздела; умение на основе учебника, карты и иллюстративного материала давать характеристику событиям и их участникам; формирование у детей умения делать выводы в конце каждого вопроса. Сплочение класса посредством коллективной работы по ряду ключевых вопросов.
Личностные
создание условий для приобретения опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося
Метапредтметные
формирование умения использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Предметные
Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий, направления походов и территорию державы Александра Македонского
Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции, о том, как утверждались демократические порядки в Афинах, каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему, о развитии наук, образовании в Древней Греции, значение понятия эллинизм.
Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе, политический строй древнегреческих городов государств (Афины, Спарта), афинскую демократию при Перикле.
Объяснять значение понятий полис, демократия, олигархия, колонизация, метрополия, что означало в Древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие
Давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты, причины распада державы Александра Македонского, а также эллинистических государств Востока.
Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения.
Составлять исторический портрет (характеристику) Александра Македонского.
Называть и описывать памятники культуры периода эллинизма.
29
Микены и Троя.
1
30
Поэма Гомера «Илиада».
1
31
Поэма Гомера «Одиссея».
1
32
Религия древних греков.
1
33
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
1
34
Зарождение демократии в Афинах.
1
35
Древняя Спарта.
1
36
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.
1
37
Олимпийские игры в древности.
1
38
Победа греков над персами в Марафонской битве.
1
39
Нашествие персидских войск на Элладу.
1
40
В гаванях афинского порта Пирей.
1
41
В городе богини Афины.
1
42
В Афинских школах и гимнасиях.
1
43
В театре Диониса.
1
44
Афинская демократия при Перикле.
1
45
Города Эллады подчиняются Македонии.
1
46
Поход Александра Македонского на Восток.
1
47
В Александрии Египетской.
1
48
Повторение по теме «Древняя Греция»
1
5. «Древний Рим» 20 часов
49
Древнейший Рим.
1
Общеклассные дискуссии: умение оперировать терминами по разделу; знать географические и климатические особенности изучаемого региона; умение формулировать несложные выводы в конце каждого ответа; уметь выделять главное из ответа учителя и одноклассников; знание положение зависимого населения в древнем Риме; знание основных исторических личностей по разделу; знание основного содержания периода правления первого императора Рима и связанных с этим изменений в государственном устройстве республики. Знание основных достижения римской цивилизации и возникновения христианской религии. Умение анализировать правления императоров и вычленять в них общее и особенное.
Личностные
Для приобретения опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
создание условий для практического освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
Метапредтметные
формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию
Предметные
Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии, владения Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после её разделения, местоположение древнейших государств на территории Италии, направления переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи.
Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии, о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов, как строились отношения между Римом и провинциями, о культурной жизни в Древнем Риме.
Раскрывать значение понятий патриций, плебс, республика, консул, трибун, сенат, диктатор, легион, император, провинция, политическую жизнь в Древнем Риме, её участников, важнейшие события.
Объяснять, кому принадлежит власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме.
Характеризовать верования жителей Древней Италии, причины и итоги войн Рима.
Использовать карту при характеристике военных походов Рима.
Составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника.
Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества.
Выявлять примеры влияний античного искусства в современной архитектуре и др.
50
Завоевание Римом Италии.
1
51
Устройство Римской республики.
1
52
Вторая война Рима с Карфагеном.
1
53
Установление господства Рима со всем Средиземноморье.
1
54
Рабство в Древнем Риме.
1
55
Земельный закон братьев Гракхов.
1
56
Восстание Спартака.
1
57
Единовластие Цезаря.
1
58
Установление империи.
1
59
Соседи Римской империи.
1
60
В Риме при императоре Нероне.
1
61
Первые христиане и их учение.
1
62
Расцвет империи во 2-м веке.
1
63
«Вечный город» и его жители.
1
64-65
Римская империя при Константине.
2
66
Взятие Рима варварами.
1
67
Восточная Римская империя при Юстиниане
1
68
Повторение по теме «Древний Рим»
1
69-70
Повторение по теме «Вклад народов древности в мировую культуру»
2
Защита проектов по выбранным темам
Личностные
уважение к другим народам России и мира и принятие их, формирование межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству.
Метапредтметные
формирование умения распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
формирование умения использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
Предметные
Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира.
70