Из опыта работы учителя математики ГБОУ лицея №369 Зайцевой С.П.: Проектная деятельность
Из опыта работы учителя математики Зайцевой С. П.и работы кафедры учителей математики ГБОУ лицея №369
тема: «Проектная деятельность»
Цель школьного образования - «Научить ребенка учиться».Эту цель успешно решает «технология проектов». Суть и идея её заключается в организации самостоятельной, поисковой, творческой деятельности учащихся. Моей задачей становится организовать обучение так, чтобы ученик сам захотел открывать новое, осмыслить его, демонстрировать результаты. Проектная деятельность учащихся даёт наилучшие результаты в старших классах, но подготовка к ней начинается уже в 5-6 классах. В рамках фестиваля математики я предлагаю учащимся темы математических газет. Ребята делятся по группам ( как правило это 6 – 7 групп), выбирают тему газеты, а иногда и сами предлагают свою, 3 недели работают над газетой, получают оценку, а потом даётся неделя на подготовку презентации, за которую выставляется вторая оценка.
В 6 классе ребята составляют кроссворды по темам, здесь они объединяются в группы по два человека или делают индивидуальный проект. Например, по теме «Отношение и пропорции» дети готовят кроссворды с элементами исторического материала по математике. Оценка за проект получается из трёх составляющих: самооценка, взаимооценка, оценка учителя.
Проекты в старших классах учащиеся выполняют в виде творческих работ (реферат, исследовательская работа). Это индивидуальные или групповые проекты, которые выполняются в течение 2 месяцев, года или 2 лет. Большинство учащихся принимают участие в проектной деятельности с 7 по 11 класс и представляют их в виде компьютерных презентаций. Лучшие из них представляются сначала на конкурсе проектов « Шаг в будущее», который проходит в рамках фестиваля математики и информатики, на районной научно – практической конференции « Новые имена» ( 9- 11 классы ) и районном конкурсе проектов(6-11классы). Работа над такими проектами начинается уже в сентябре и проходит в 3 этапа:
1 этап – организационный(сентябрь). На этом этапе я помогаю учащимся в выборе темы, даю рекомендации по подбору литературы, вместе устанавливаем временные рамки и график консультаций.
2 этап – основной(октябрь-ноябрь). Здесь ведётся кропотливая работа ученика над составлением плана, подборе материала для проекта, решением задач. Вот где им очень помогают навыки творческой самостоятельной работы. Выполняя проект, учащиеся существенно углубляются по данной теме. 3 этап – заключительный (декабрь). Учащиеся оформляют свою работу, готовят компьютерную презентацию своего проекта и выступают с ними в школе. Выбираются лучшие работы для районного конкурса проектов.
4 этап (январь – март) – подготовка к выступлению на районном конкурсе проектов, на межпредметной лицейской конференции.
Хорошим мотиватором для проектной деятельности является ежегодный фестиваль математики и информатики, который проходит в декабре. Наши дорогие дети задолго до этого события готовятся к нему, поскольку творческие конкурсы: «НАУЧИТЬСЯ ПРИДУМЫВАТЬ», «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ПАРКЕТ ГЛАЗАМИ ГОЛЛАНДСКОГО ХУДОЖНИКА МОРИСА ЭШЕРА», «ИССТАЛЛЯЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ И НА ПЛОСКОСТИ», «БУДУЩИЕ ИНЖЕНЕРЫ», а также проекты «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА», «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ НОВОГОДНЯЯ ИГРУШКА» требуют тщательной подготовки задолго до начала фестиваля.Из года в год мы не перестаем восхищаться нашими изобретательными и талантливыми детьми: столько новых идей, неутомимой фантазии, любви заложено в работах и реализовано их «очумелыми ручками»…
Самые лучшие работы выставляются в рекреации или вывешиваются на стендах. У ребят появляется возможность набраться опыта в оформлении работ, а у кого-то появляется желание- сделать проект еще лучше.
Таким образом, мы, ненавязчиво, большинство учащихся лицея вовлекаем в проектную деятельность.
С 2005 года мои учащиеся ежегодно принимают участие в районном конкурсе проектов или научно – практической конференции « Новые имена».Что даёт проект:- повышает мотивацию в получение дополнительных знаний;-способствует воспитанию у учащихся значимых человеческих ценностей (социальное партнёрство, толерантность, диалог), чувство ответственности, самодисциплины, способности к методической работе и самоорганизации;- развивает исследовательские и творческие способности личности;- реализация проектного метода ведёт к изменению позиции учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников, из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского и творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся.