КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Мокренко Елены Александровны «НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
КОНЦЕПЦИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Мокренко Елены Александровны
«НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
г. Поворино
2014 год
«К тому, кто глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность»
В.А. Сухомлинский
В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает экологическое образование (воспитание, развитие, обучение) подрастающего поколения. Громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека.
В связи с этим возникает необходимость обновления всей системы учебно-воспитательной работы в школе, в том числе начальной, которая позволила бы воспитать и обучать поколение людей, способных к рациональному природопользованию, гармонизации взаимоотношений с окружающей средой
Познание мира невозможно без познания связей и отношений, существующих в ней. Изучение экологических связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения, речи. Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимосвязи, взаимодействий человека и природы.
В начальной школе дети более глубоко знакомятся с объектами и явлениями природы. Они начинают понимать единство человека и природы, что человек – совершенное творение природы – не может существовать вне ее.
Экология – это связующее звено между различными предметами. Широкие возможности для экологического образования и воспитания учащихся представляет материал многих учебных предметов. Главное в том, что в результате педагогической работы дети смогли бы:
- осознать зависимость жизни и состояния различных природных объектов от деятельности людей и понятий;
- от практических действий, поведения взрослых и детей зависят состояние, благополучие и сама жизнь растений и животных;
- участвовать в движении за здоровую биосферу, начать свое путешествие в будущее.
В соответствии с Программой мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением Кабинета Министров РФ от 3 февраля 1997 года за №137, Министерства образования, культуры и здравоохранения РФ и Министерства экологии и природных ресурсов РФ утвердили национальную программу экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО, определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания. Поэтому среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний среди школьников.
Для меня очевидно, что эффективность реализации экологического воспитания в начальной школе возрастает при широком использовании разнообразных форм активизации познавательной деятельности учащихся как на уроке, так и во внеклассной работе. Можно использовать разнообразные виды учебной и вне учебной деятельности: игровую, познавательную, досугово-развлекательную, трудовую, туристско-краеведческую, художественное творчество. Наиболее эффективными становятся инновационные технологии экологического воспитания, предусматривающие групповую деятельность: дебаты, ролевые игры, проекты, дискуссии, моделирование. Учащиеся начальных классов воспринимают окружающую среду, природу на эмоциональном уровне, чутко улавливают происходящие изменения вокруг. Дети понимают, что в основе добрых дел лежит любовь к природе, ее обитателям, к Родине, бережное отношение к ее богатствам, долг и ответственность перед Отчизной. В силу возрастных особенностей младших школьников необходимо часто ходить в кино, в зоопарк, посещать музеи и выставки, совершать походы и экскурсии в природу.
Цели и задачи.
Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:
- углубить и расширить экологические знания учащихся;
- формировать поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков;
- формировать чувство бережного отношения к природе.
Ожидаемые результаты воспитательной работы по направлению «Экологическое воспитание»
Ученик:
Будет знать/понимать:
- значение природы для себя, для общества, для страны;
- элементарные представления об окружающей среде и ее обитателей;
- важность воспитания уважения и чувства гордости за природу своего края, за страну;
- правила сохранения природных богатств;
- основные правила поведения на природе.
Должен уметь:
- экологически грамотно вести себя на природе;
- проявлять себя в общественно полезном труде;
- проявлять чуткость и милосердие, доброту и отзывчивость ко всему живому;
- любить и беречь природу родного края;
- охранять и беречь природное наследие своего края.
Сможет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- удовлетворения познавательных интересов об экологии;
- ведения активного образа жизни;
- формирования творческого отношения к природе родного края и его обитателям.
На мой взгляд, одной из главных задач школы на современном этапе является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров, воспитание нравственно-экологического отношения к окружающему их миру. В экологическом воспитании не меньшую роль, чем нравственное, играет эстетическое воспитание, в которое существенный вклад вносят и естественно - научные предметы. На этих уроках учащиеся обогащаются новыми эстетическими впечатлениями, чему способствуют разнообразные средства обучения (картины, кинофильмы, диафильмы и т.д.), формирующие образы территорий, различных объектов природы, развивающие у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному в природе и эстетическое восприятие окружающей среды.Таким образом, содержание школьного курса естественно - научных дисциплин способствует экологическому воспитанию школьников и имеет для этого огромные возможности. В их реализации и подготовке экологически грамотного поколения основная роль принадлежит учителю, его творческой инициативе.
Актуальность нравственно-экологического воспитания диктует сама жизнь. Недалёк тот день, когда наше будущее окажется в руках наших детей. От того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее всей планеты. Вот почему так важно сейчас помочь детям усвоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив её господствующей ныне психологии потребления и эгоизма.
У детства нет «вчера», а есть «сегодня» и «завтра». Поэтому разговор о воспитании нравственно-экологических чувств и качеств детей – это разговор о завтрашнем дне. А каким он будет, зависит в первую очередь от нас, взрослых. Именно в этом я вижу актуальность проблемы нравственно-экологического воспитания подрастающего поколения.
Нравственно-экологическое воспитание направлено, прежде всего, на формирование нравственно-экологической культуры.
Компоненты нравственно- экологической культуры
Экологические знания и умения
Нравственно-экологическое мышление
Нравственно-ценностные ориентации
Нравственно-экологически оправданное поведение
Компонентами нравственно-экологической культуры являются, прежде всего, экологические знания и умения, затем нравственно-экологическое мышление, нравственно-ценностные ориентации и, конечно же, нравственное экологически оправданное поведение.
Я определила наиболее важные направления в работе:
▪ приучать детей улучшать окружающую среду своим трудом;
▪ в исследовании природы способствовать развитию, самовыражению ребёнка;
▪ используя путешествия, экскурсии, прогулки в природу, развивать культуру ощущений и восприятий учащихся;
▪ формировать положительное отношение к внешне непривлекательным животным;
▪ учить детей творческому общению с природой, стремиться к тому, чтобы природа стала сферой приложения духовных сил.
Итак, моя задача – не только дать знания учащимся, но и воспитать желание правильно их применять, объективно оценивать своё поведение в социальной и природной среде.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения следующих задач:
1.Доказать ученикам, что в природе всё взаимосвязано.
2.Помочь понять, для чего человек должен знать природные связи, т.е. не нарушать их, ибо нарушение связей влечёт за собой необратимые последствия для природы и человека.
3.Помочь научиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.
Нравственно - экологическое образование и воспитание может осуществляться по следующим направлениям:
- базовое образование: курс «Мир вокруг нас» (автор – А.А. Плешаков) и использование межпредметных связей;
- разработка и реализация экологических проектов;
- организация внеклассной работы по экологии;
- вовлечение в практическую деятельность по взаимодействию с природными объектами;
- организация экологической работы в школьном летнем лагере;
-организация работы по популяризации здорового образа жизни среди детей и родителей.
Как известно, основными формами организации работы по ознакомлению детей с окружающим миром являются: урок, внеурочная деятельность и внеклассная работа. В своей деятельности использую динамичность форм, однако, важнейшей из них является – урок.
Для достижения лучших результатов по программе курса А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» я использую разнообразные формы проведения уроков: урок - исследование, урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-КВН, урок-проект и другие.
На уроках ознакомления с окружающим миром дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природоохранительную деятельность, затем продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Дети получают конкретные знания о растениях и животных, окружающих нас. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрываются сложившиеся противоречия между обществом и природой, пути её расширения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. При изучении курса формируются понятия: экология, экологические цепочки, экологические проблемы, экологическая катастрофа.
На уроке решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у учеников в курсе "Окружающий мир"(1 класс, I - IV).Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса. Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует, внутри природы и неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания как урока изучения нового материала, так и обобщающего урока. Получая определенную систему знаний на уроке "Окружающий мир", ученики также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания. Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу. Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное. Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков чтения: охранять природу – значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи – все это с детства знакомые картины природы знакомого края под воздействием литературных произведений сливаются у младшего школьника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость – значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.
Совершенно меняется отношение детей к природному объекту, когда они наблюдают и оценивают его состояния. Основой эмпатического чувства ребёнка в этом случае является феномен децентрации - способности встать на позицию другого, понять его, увидеть ситуацию чужими глазами.
Очень интересны и целесообразны для этого игровые задания, которые связаны с разыгрыванием ролей различных объектов живой природы. Например: «Встретились ёж с белкой и разговорились…»; «Выглянул подснежник из-под снега, огляделся и подумал…» и другие.
Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще вовлекаются в самостоятельный поиск, учатся прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевают практическими умениями, участвуют в творческой деятельности.
Я стараюсь стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, развивать творческое мышление, умение предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, формировать исследовательские навыки, умения, способности принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания, вовлекать ребят в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.
Очень часто на уроках ознакомления с окружающим миром использую проблемные экологические ситуации, где ребята предлагают свои проекты по защите природы. Увлекает учащихся и такая работа как составление кроссвордов, участие в викторинах, сочинение сказок на экологическую тему, защита экологических плакатов. В нравственно – экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.
К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.
К групповым - клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.
Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.
Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.
Критерий эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы.
Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.
Экологическое образование создаёт реальные возможности для осуществления межпредметных связей. В начальной школе учитель практически все предметы ведёт сам, поэтому тема экологии может прозвучать на всех уроках.
На уроках чтения составляем рассказы по сюжетной картинке, проводим разбор сравнительных оборотов в стихах, обсуждаем книг о родном крае; знакомимся с русскими поэтами.
На уроках русского языка даётся начало рассказа на экологическую тему, его нужно продолжить; пишем сочинения по наблюдениям на экскурсии, сочинения – описания животного (растения). Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе урока русского языка, например при организации словарной работы
На уроках математики составляем задачи на основе экологических знаний, используем цифровые данные о родном крае. Учитывая возрастные особенности младших школьников, вполне реально на уроках математики формировать у учащихся эстетическое восприятие природы. Содержание многих текстовых задач, включенных в учебник математики, дает богатый материал для экологического образования учащихся. При подготовке к уроку я составляю экологические задачи и продумываю краткую целенаправленную беседу к ним, направленную на формирование духовных интересов, воспитывающую чувство прекрасного, формирующую у детей чувство любви к животным, их бережное отношение к природе, понимание ее красоты.
На уроках технологии: работаем с природным материалом.
Система межпредметных связей может обеспечить определённый уровень экологической обученности и воспитанности, который проявляется в экологических знаниях и поведенческих умениях школьников.
Нравственно – экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляется с учётом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование нравственно – экологической культуры.
Экологические представления у детей формируются лишь при непосредственном наблюдении природы. Одной из форм экологического воспитания является экскурсия. На экскурсии учащиеся наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще всего основная цель экскурсии - формирование представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке.
Процесс нравственно – экологического воспитания на экскурсиях будет эффективным, если:
1. На экскурсиях учащимся демонстрируются результаты положительного и отрицательного вмешательства человека в природу;
2. Будут использоваться различные методы и приемы нравственно- экологического воспитания младших школьников;
3. Учитель личным примером в процессе экскурсий будет способствовать воспитанию нравственности.
Каждая экскурсия должна быть подготовлена, иметь тему, цель и задачи. Надо составить план, выбрать место, спланировать организационные формы деятельности учащихся. Все явления рассматриваются в тесной взаимосвязи и развитии. При проведении использую загадки, дидактические игры, такие как: «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было. Перед экскурсией даю детям по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями, дети заучивают стихи о природе. Необходимо уделять большое внимание повышению познавательной активности учащихся. В начале экскурсии обращаю внимание детей на красоту окружающей природы, учу всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом скошенной травы, опавших листьев, полевых и лесных цветов...
На экскурсии приучаю детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям и должны следовать заповедям, обязательным для всех гостей природы. Главнейшая из заповедей – соблюдение тишины.
Следующая заповедь, которую знают мои дети, – это терпение. Надо уметь притаиться, чтобы не беспокоить животных своим присутствием. Только так можно что-нибудь увидеть и «открыть» в природе.
Третья заповедь – это внимательность. Её отсутствие приводит к тому, что многие не замечают красот и чудес природы. Я стараюсь учить ребят находить взаимосвязи в природе, предсказывать погоду, проверять народные приметы, а главное, прогнозировать последствия своего поведения. Именно на экскурсии ребёнок может и должен проявить себя исследователем, открывателем природных тайн и закономерностей. Добиться того, чтобы ребята не только слушали, но и услышали, не только смотрели, но и увидели
Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения.
Н.Г.Томилина считает, что успех экскурсии в лес в основном зависит от умения учителя строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности животных, описывать жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные.
Не менее важным методом, используемым мною в учебно-воспитательном процессе, является игра.
Дидактические и сюжетно-ролевые игры использую на всех этапах уроков, экскурсий. Дети очень любят загадки, которые являются особой формой игры. Ведь они не только развивают мышление, но и привлекают внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые, как правило, остаются незамеченными.
Однако с не меньшим интересом мои ребята составляют на уроках загадки собственного сочинения.
Помимо дидактических игр с загадками, использую игры с вопросами, рисунками. Например, игры с рисунками «Кто, где живёт?», «У какого дерева есть такие листочки?», «Цветочный хоровод». Помимо дидактических игр, на уроках использую ролевые игры. Данные уроки всегда отличаются высокой эмоциональной насыщенностью, наполняются реальными чувствами, мыслями, желаниями детей.
Особенно понравятся ребятам театрализованные игры, основанные на литературных произведениях, в частности текстах Н. Сладкова «Лиса и ёж», «Кабанчик и лисёнок», «Белка и лесная мышь», также коротких рассказах Б. Житкова, Е. Пермяка, М. Пришвина.
Несмотря на важность урока как ведущей формы процесса познания мира, нельзя недооценивать и такую форму как внеурочная деятельность, которая тоже обладает большими воспитательными возможностями.
Внеурочная деятельность в моей практике находит отражение в виде выполнения учащимися домашних заданий, носящих поисково-познавательный характер. Например, выяснить, какие растения или животные, помимо перечисленных в учебнике, так же занесены в Красную книгу России. Своё отражение внеурочная деятельность находит в виде целенаправленных наблюдений в природе, а также в виде трудовой деятельности, направленной на улучшение окружающей среды своим трудом (в форме экологических субботников, трудовых десантов).
Плодами внеурочной деятельности моих учащихся являются: создание книжек-малышек: «Времена года», «Красная книга»; выполнение серии рисунков «Что такое хорошо и что такое плохо» по правилам поведения в природе. Свои знания и умения ребята проявили участием в областной акции «Покормите птиц». Мои ученики изготавливают скворечники и привлекают птиц к своим дворам, а в холодную пору подкармливают пернатых. Также развешивают в осенний период на деревьях в своём саду ловчие пояса для насекомых-вредителей. Вместе с другими учащимися школы активно участвуют в субботниках по наведению санитарного порядка.
Экологическое воспитание должно обеспечить личности потребность собственного здоровья. Так как проблема здоровьесбережения школьников очень актуальна, в систему работы включены и оздоровительные мероприятия:- физкультурные паузы;- физкультурные минутки;- оздоровительные (гимнастика для глаз, гимнастика для пальцев). Работа по здоровьесбережению осуществляется совместными усилиями учителя, детей, родителей. Главная цель этой работы - формирование культуры здоровья, которая является частью экологического мировоззрения, экологической культуры, создание условий сопричастности к решению экологических проблем, расширение экологических знаний учащихся. Проведение дней здоровья, весёлых стартов, спортивных праздников «Папа, мама и я спортивная семья» преследует цель формирование культуры здоровья. Внеклассная работа по экологии продолжает, дополняет процесс обучения, закрепляет полученные экологические знания, умения, навыки.
Большой отклик находят у детей и всевозможные внеклассные мероприятия. Ребята очень любят туристические походы, особенно походы к реке, где, на удивление, без проблем соблюдают правила друзей природы. Большой познавательный и чувственный опыт приобрели ученики во время внеклассных мероприятий. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников. «Охрана природы – долг каждого» - вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через композицию всякого натуралистического дела.
Всегда интересно проходят подготовка и проведение праздников, утренников. Особенно запомнились утренники нравственно-экологической направленности такие как: «Добро творящий – жизнь творит», «Всемирный день защиты животных», «Экологическое ассорти». Не остаются в стороне мои ребята и от участия в школьных олимпиадах по данному курсу. Так, например, кроме школьной олимпиады мы участвовали во всероссийской олимпиаде «Золотое руно» и показали хорошие результаты.
В заключение стоит отметить, что системная работа по экологическому воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста обязательно реализует свои задачи. В сознании ребенка закрепятся знания, правила построения мира, понимание природных явлений. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, потому как даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оценивать результаты своего влияния на природные объекты. Младший школьник имеет незначительный социальный опыт общения. Для него природа - это его семья, двор, школа, дом, село, в котором родился, с его культурой, историческими ценностями, обычаями. «Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своему государству, его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему», - писал Д. С. Лихачев. Главное - заложить в ребенке чувство единения с родной землей и природой; вызвать интерес к истории края; воспитать ответственное отношение к делам и поступкам через введение эколого-краеведческого материала в учебно-воспитательный процесс. Проделанная мною работа дала хорошие результаты Ребята имеют хороший уровень воспитанности. Идёт постоянный рост качества знаний по окружающему миру. Школьный двор стал прекрасным уголком природы, дома у ребят растёт много комнатных растений. Дети стремятся сохранить эту красоту, не нанести вред. И это стремление идёт дальше. От сохранения к умножению. Многие у себя дома стали разводить цветы. Значит, что всё, что заложено в них не пропало, а дало свои ростки. Ребята делятся знаниями с младшими детьми, умеют себя вести в походах, на экскурсиях. Отпала проблема, когда дети ломали комнатные растения, деревья, рубили мотыгами всё, что попадалось под руку. В настоящее время существует много литературы по экологии, где в занимательной форме описана жизнь животных, которую ребята читают, используют при выполнении творческих заданий по окружающему миру, создании проектов.
Библиографический список
1.Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников //Начальная школа.-1997 г.-№4.-С.39.
2.Плешаков А.А. Экология для младших школьников. - М.- «Просвещение».- 1995 г.-С.44.\
Бабакова ТА. Технология краеведения в экологическом образовании Экологическое образование. 2001. № 1. С. 16-18.
Биология охраны природы. М.: Мир, 1983.
Вершинин, Н.А Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям, Начальная школа 1998. №10. С.9-11.
Глазычев, С.Н. Сохраним ценности экологической культуры Начальная школа 1998. №6. С. 13-14.
Д-р Д.Г Хессайон Всё о комнатных растениях. М.: Кладезь-Букс 2001.
Жестнова, Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся Начальная школа. 1989. №10-11. С.23-24.
Иванова Н.В. Возможности и специфика, применения проектного метода в начальной школе Начальная школа. 2004. № 2. С. 75-88.
Ласкина Л.Д. НиколаеваН.В. Экологическое образование младших школьников. Волгоград: Издательство Учитель. 2008. С.4-9.
Лободина Н.В Экологическое воспитание в начальной школе. Волгоград: Издательство Учитель, 2007.
Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников// Начальная школа. №5. 1998. С.16-27.
Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников Начальная школа. №2. 1998. С.25-36.
Степанова И. Живые коллекции. М.: Панорама, 1991.
Тесса Ивелей. Дизайн вашего сада. М.: Росмэн 2001.
Экологические очерки о природе и человеке. М.: Прогресс, 1988.