Система уроков музыки по воспитанию духовных и нравственных качеств учащихся, эстетического и музыкального вкуса

Муниципальное образовательное учреждение
«Новоярковская средняя общеобразовательная школа
Каменского района»






Система уроков музыки по воспитанию
духовных и нравственных качеств учащихся, эстетического и музыкального вкуса


Автор: Новикова Е.И.- учитель музыки








С. Новоярки – 2011



Содержание

«Гармония окружающего мира» - интегрированный урок: музыка - математика (7 кл.)
«Дела давно минувших дней Преданья старины глубокой» - интегрированный урок: музыка – история (8кл.)
«Величие и богатство национального эпоса» - урок искусства (5 кл.)
«Образ героя в русской музыке» - урок искусства (6кл.)
«Красота спасёт мир» - интегрированный урок-дефиле: технология, музыка, история, ИЗО, математика (7кл.)
«По страницам русского рока» - урок-гостиная (8 кл.)
«От рассвета до заката»- урок-путешествие (4кл)
«Русский эпос» - урок - «Деревенские посиделки» (4кл.)
«Счастье! Звучит нестареющий Моцарт» - урок искусства (6кл.)


















Гармония окружающего мира» - интегрированный урок: музыка - математика (7 кл.)
Тема: Гармония окружающего мира
Цель: - воспитание духовных и нравственных качеств;
- видение окружающего мира.
Задачи:
- привитие навыков: эмоционального восприятия, художественного мышления;
- воспитание художественного вкуса;
- повторение интервалов, знакомство с формулой построения мажорной и минорной гаммы, знакомство с понятием функции в математике.
Оборудование: музыкальный центр, муз. инструменты: ф-но, гитара,
Синтезатор, плакаты, карточки.
Ход урока
(Эпиграф)
«Природу и силу числа можно видеть в преизбытке
не только в духовных и божественных вещах, даже
в произведениях искусств и в музыке».
Пифагор
У.муз: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы побываем в царства госпожи Математики. Да, да, я не оговорилась, именно математики. Заинтригованы? Ну, тогда в путь! А поможет найти верную дорогу ваш учитель математики Валова Л.Ф.
У.м: Рассказывает о функции.
Ученики: выступают с подготовленной дома информацией (показ таблиц с соотношением звука и цвета).
У.муз: - Пифагор – известный греческий математик. Но почему я – учитель музыки завела речь о математике и Пифагоре?
Да потому, что именно Пифагору принадлежит учение об интервалах. Почему о музыке говорит не музыкант, а математик? И на этот вопрос отвечу я. В древней Греции музыка звучала повсюду, и не было тогда музыкантов-профессионалов. Музыкой занимались все: земледельцы, воины, учёные Древнегреческие учёные, например, увлекались музыкой не только, как искусством, но видели в ней ещё и науку.
Уверенные в том, что всё в мире находится в строгой взаимосвязи, они и музыку стремились «алгеброю проверять».
А эти цифры – Пифагор был убеждён в этом – образуют те же соотношения, что и интервалы между различными ступенями гаммы. «Весь мир, вся Вселенная, утверждал Пифагор, - есть распределённая по цифрам гармония».
Эти глобальные утверждения были позднее забыты, в музыке осталось лишь учение об интервалах.
Опрос учащихся: - Что такое интервал? Какие вы знаете интервалы?
Ответы учащихся: (карточки с интервалами – 1–прима, 2-секунда, 3-терция и т.д.)
У.муз: Молодцы, ребята! А теперь давайте послушаем и споём интервалы (пение интервалов).
У.м: сообщение по теме – функция.
Выступления учеников.
У.муз: чтение эпиграфа.
В музыке, как утверждал Пифагор, есть математическая закономерность. Лад – основа музыки.
- Какие вы знаете лады? (мажор и минор)
- А знаете ли вы, что в музыке, как и в математике, есть свои формулы?
- Мажор строится по формуле (1. 1. Ѕ. 3. Ѕ - на доске), строение минора (1. Ѕ. 2. Ѕ. 2. – на доске) или можно сказать так: тон, тон, полутон, три тона, полутон – это мажорная гамма; тон, полутон, два тона, полутон, два тона – это минорная гамма.
Диатонический звукоряд – изобретение Пифагора. А теперь поём гамму до-мажор и до-минор вверх и вниз (хоровое исполнение гамм).
Высотная окраска лада – тональность, являющаяся очень важным элементом в музыке, ею композиторы пользуются так же, как художники красками, создавая холодный или тёплый тон произведения, яркий или мрачный. Например: тональности си-минор или си-бемоль-минор особенно мрачные, и в них написаны почти все знаменитые траурные марши Шопена, Бетховена и др (слушание фрагмента траурного марша Ф.Шопена).
А тональности ми-мажор и ми-бемоль-мажор прекрасно создают колорит яркого и холодного морского пейзажа. Их в опере «Садко» использует Римский-Корсаков. (слушание фрагмента)
Чем больше мы будем прислушиваться к той или иной тональности, тем больше красок тебе будет открываться.
У.м.: слово учителю математики Валовой Л.Ф.
Ученики решают математическую задачу: «Какого цвета миллион?», «Какого цвета ваши имена?»
У.муз: А теперь мы послушаем, как звучит миллион. (слушание фрагмента сонаты до-мажор Бетховена)
Работа с таблицей (раскрашиваем таблицу)
Пока дети работают, звучит фрагмент концерта до-минор С.Рахманинова.
У.м: слово учителю математики

Итог урока: Мы побывали в гостях у великой царицы Математики, окунулись в прекрасный мир гармонии.
У. муз: Уместным будет замечательная фраза: "Ничто не вечно в этом тленом мире. Лишь песня остаётся на века!" Так давайте же мы с вами закончим наш урок замечательной песней «А после меня, что останется» (хоровое исполнение песни)

































«Дела давно минувших дней Преданья старины глубокой» - интегрированный урок: музыка – история (8кл.)
Тема: «Дела давно минувших дней Преданья старины глубокой»
Цель: Помочь детям услышать жизнь в звуках
Задачи:
Создание художественного образа;
Творческое исполнение произведений;
Пробуждение музыкальной и духовной памяти.
Оборудование: Т.С.О. , портреты Шаляпина, репродукции эскизов к оперным сценам, ф-но.
Ход урока
Эпиграф
«Бесконечная Россия,
Словно вечность на земле
Тонут время и пространство
В необъятности твоей»
Вяземский
Вступление:
У.муз: «Дела давно минувших дней Преданья старины глубокой» (слушание фрагмента оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского «Ещё одно последнее сказанье») Во вступлении создаётся музыкальным и эмоциональный настрой. Введение в эпоху смутного времени.
Чтение из поэмы Некрасова фрагмента «Крестьянские дети» ( Ватутина Н.)
Просмотр репродукции Шаляпин в роли Бориса и т.д.
Слушание и анализ детьми сцены смерти Бориса.
У.муз: - Какими были последние часы жизни Бориса?
Уч: - Страх перед лицом смерти, смятение чувств, галлюцинации, безумие и т.д.
У.и: сообщение учителя истории Глебова Я.И. о смутном времени 1613
Слушание арии из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя», «Ария Сусанина» «Ты взойдёшь, моя зоря» - анализ с детьми (форма, содержание)
Образ, состоящий из 2-ух характеров – любящий, заботливый, чуткий родитель, верный, смелый, честный, преданный гражданин Отечества, отдавший жизнь за царя. Цельный героический образ. Гибель Сусанина – с достоинством, с чувством выполненного долга. Смело глядя смерти в глаза. Сравнить детьми 2-х поведений перед лицом смерти – Годунова и Сусанина. Стремление к высшей власти любым способом, с одной стороны и подвиг перед Отечеством с другой. Два образа – два характера.
Исполнение с классом песни К.Кельни «Замыкая круг», передать философский смысл произведения, доброе отношение к другому (дела, мысли, поступки)
Итог: Дела человека хорошие или плохие никогда не проходят бесследно. История знает множество гениев и злодеев, живших на Руси, но добро, творимое людьми, всегда остаётся мерилом человеческих ценностей, примером для подражания.
«Давайте поклоняться доброте!»
Я.Дубравин

















«Величие и богатство национального эпоса» - урок искусства (5 кл.)
Тема: Величие и богатство национального эпоса
ХПИ: Единение человека и природы
Цель: Пробуждение духовной памяти, души всего живого на Земле
Задача: Помочь ученикам научиться уважать культуру другого народа.
Оборудование: плакаты с попевками, репродукция картины Куинджи «Ночь на Днепре», т.с.о.
Эпиграф:
«Жизнь есть создание
солнечного луча»
Вернадский
Ход урока

Вход: Песня «Ой, при лужку» из муз. комедии Александрова «Свадьба в Малиновке».
- настрой на урок, создание худож. образа, атмосферы украинского села.
Муз. приветствие.
- «Здравствуйте, ребята!»
- «Здравствуйте, учитель!»
Беседа с детьми о прозвучавшей музыке, стиле, жанре.
Слуховой настрой и распевка от звука «ми1».
Слушаем и поём с закрытым ртом (нычим), ощущаем тепло, посылаем чувство доброты соседу (звуком), человеку, который нравится, не нравится, всем людям на Земле.
Исполняем УНП «Веснянка» a’capella. Проводим анализ произведения, беседуем о народных праздниках, «Масленице», «Рождестве».
Разучиваем мелодию УНП «Щедрик». Работаем над ритмом, текстом. Разучиваем двухголосие.
Слушаем «Гопак» М.П.Мусоргского из «Сорочинской ярмарки», анализируем услышанное, беседуем об украинском танце.
Демонстрация национальных костюмов на рисунках детей (Д.З.)
На доске портрет Мусоргского (сообщение о композиторе учениками - Д.З.)
- краткое сообщение о «Сорочинской ярмарке» Гоголя, показ иллюстраций.
Исполнение песни «Ой, при лужку»
Итог урока: Между музыкой Украины и России нет границ.
Выход: Увертюра Александрова «Свадьба в Малиновке»








«Образ героя в русской музыке» - урок искусства (6кл.)
Тема: Образ героя в русской музыке.
ХПИ: «Бесконечная Россия.
Словно вечность на земле
Тонут время и пространство
В необъятности твоей.»
Вяземский 1849 (на доске)
Цель: Помочь услышать жизнь в звуках.
Задачи:
через создание худож. образа;
через исполнение, пробуждение музыкальной и духовной памяти
Оборудование: Т.С.О. , репродукции картин русских художников, поэма Пушкина «Руслан и Людмила».
Ход урока

Вход в класс: (Колокольные звоны»
Муз .настрой, создание пространства
Слушание «Ростовских звонов»
Что вы сейчас услышали?
Колокольный звон.
Когда звонят колокола?
(ответы учащихся)
Слушание увертюры «Рассвет на Москве» - Мусоргского.
Знакома ли музыка?
Композиторская или авторская?
Какие образы у вас возникли?
Какие интонации? (анализ)
Подвести к понятиям:
Приволье;
Раздолье;
Широта;
Бескрайность.
Знакомство с мелодией РНП «Вижу чудное приволье»
Пытаемся сочинить свой текст, опираясь на муз. интонацию. Сравниваем с оригиналом.
Разучиваем песню.
Работа над интонацией
Разговор о песне (колокольный звон, летящий звук)
Кого рождает русская земля? (рассуждение учащихся)
Чтение «У Лукоморья» до слов «колдун несёт богатыря», А.С.Пушкин, отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Показ репродукции картины Васнецова.
Слушаем увертюру к опере «Руслан и Людмила» М.Глинки. Анализ услышанного.
Эта музыка родная?
О многом или об одном? (рассуждение учащихся)
Подойти к тому, что родная земля рождает героев и людей верных, истинных, преданных, сильных духом.
Объединить РНП и увертюру лейтмотивом. «Ни вблизи, ни вдали я не знаю земли, лучше той, что меня растила» (Аедоницкий)
Просмотр репродукций картин Репина и Шишкина.
Что объединяет?
Какие краски подобраны?
Исполнение песни «Родные места» Ю.Антонова, музыкально грамотно. Следить за чистотой интонации, плавным голосоведением, legato, четкой дикцией.
Итог урока: Основная мысль: «Ни вблизи, ни вдали я не знаю земли, лучше той, что меня растила», прозвучавшая на уроке, прошла лейтмотивом через все произведения, которые мы прослушали на уроке.
Выход: «Как упоительны в России вечера»

























«Красота спасёт мир» - интегрированный урок-дефиле: технология, музыка, история, ИЗО, математика (7кл.)
Тема: «Красота спасёт мир»
Цель: Помочь детям постичь и образно представить духовные и этнографические корни своего народа посредством ИЗО, музыки, истории, технологии.
Задачи:
Воспитание эстетического и музыкального вкуса;
Знакомство с классическим и городским-бытовым романсом 19-20вв
Оборудование: ф-но., плакаты, рисунки
Эпиграф:
«Вдохновение – это гостья,
которая не любит посещать ленивых»
П.Чайковский
Вступление
История костюма – источник творческой деятельности (уч.технологии – Моисеева С.Н., уч.истории – Глебов Я.И.)
Гармония цвета в одежде (уч.технологии – Моисеева С.Н. , уч.ИЗО – Комник В.А.)
Математические расчёты применяемые в различных технологиях (уч.математики – Валова Л.Ф,)
Стили (выступление учащихся)
Музыкальное иллюстрирование
Ход урока
Учащиеся прослушивают романс А.Варламова «На заре ты её не буди» в моём исполнении, после рисуют костюм, в котором (по их мнению) можно исполнить это произведение. Небольшой экскурс в историю городского бытового романса 19в.
Слушаем романс А.Алябьева «Соловей», после также рисуют костюм.
Слушаем романс «А на последок я скажу». Рассказ о классическом романсе 20 в.
Слушаем произведение Рахманинова «Сирень». После исполнения рисуют костюм. Народный стиль. Уч.технологии – Моисеева С.Н.
Выступление учащихся. Музыкальная иллюстрация.
Слушаем РНП «Я в садочке была». Учащиеся выполняют наброски, эскизы народного стиля, образно представив их себе.
Итог: «Любите труд!
Уникальная сила не делает
Человека великим и мудрым,
Как это делает сила труда»
М.Горький























«По страницам русского рока» - урок-гостиная (8 кл.)
Тема: По страницам русского рока.
Цель: Популяризация русской рок-музыки.
Задачи:
Знание стилей, определение популярных рок-групп по произведениям, исполнение песен;
Воспитание патриотизма, пробуждение духовной памяти.
Оборудование: Т.С.О. , фонограммы (-), CD и DVD - диски, фотографии и плакаты рок-групп.
Эпиграф:
«А после меня что останется?»
Музыкальный настрой
Ход урока
Создание муз. настроя, худож.- эстетического пространства, прослушивание песни «Мы желаем счастья вам» С.Намина.
Вступление
1 стр. журнала. «Стоял вопрос в любые времена:
«Что жизнь такое? Для чего она?»
Сто мудрецов на то ответ искали
У звёзд, Богов, земли, воды, огня.
А что известно?
Тоже, что в начале,
На старой тайне – старая броня.
А может лучше подойти иначе
К извечно не решаемой задаче,
А суть в таком аспекте изложить:
«Раз есть она, то как её прожить?»
О.Хайям
Сообщение о теме.
2 стр. журнала. Слушание песни гр. «Воскресенье» «Музыкант». Сообщение о группе. (Д.З.)
3 стр. журнала. Исполнение соло песни «Ты был из тех» из репертуара гр. «Машина времени»; сообщение о группе. (Д.З.)
4 стр. журнала. Хоровое исполнение песни «Город золотой» - «Аквариум» сообщение. (Д.З.)
5 стр. журнала. Слушание песни «Шар цвета хаки» - «Наутилус» сообщение. (Д.З.)
Хоровое исполнение песни «Я хочу быть с тобой»
6 стр. журнала. Кульминация урока, прослушивание арий из рок-оперы «Юнона и Авось» - Рыбникова. Сообщение. (Д.З.)
Слушание арии «Ты меня никогда не забудешь».
Хоровое исполнение арии «Белый шиповник»
Слушание заключительного хора «Аллилуйя»
Итог урока: « Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим!»
С.Намин
















«Русское село от рассвета до заката»- урок-путешествие (4кл)
Тема: Русское село от рассвета до заката.
ХПИ: Песня моя – Россия.
Цель: Создать условия для пробуждения духовной памяти, национальных традиций.
Задачи:
Знание жанров народной песни;
Исполнение народных песен в образе;
Умение определить жанры на слух;
Уважение к культуре и традициям своего народа.
Оборудование: Т.С.О. , народные муз. инструменты, репродукции картин Айвазовского, Шишкина, Серова, сборники стихов Тютчева, Асадова, Есенина, Рылеева, сборник «Россия в песне».
Эпиграф:
«На зелёной поляне сидит девочка,
Вплетая ромашки в венок.
Не зная, что всё это уже было?»
«Русский свободный стих»
А.Тюрин
Ход урока
Звучит увертюра из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова (фрагмент).
Вступление. Мы отправляемся в путешествие во времени, мы переносимся в русскую деревню прошлого 19 века.
«О России петь, что стремиться в храм
По лесным горам, полевым цветам.
О России петь, что весну встречать,
Что невесту ждать,
Что утешить мать.
О России петь, что тоску забыть,
Что Любовь любить,
Что бессмертным быть.
Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! –
Могущественные слова!
И не от них ли на опушке
Нам распускается листва!»
И.Северянин 1921г.
Рассказать об историческом месте (образ), в которое мы попали. Затем звучит фрагмент увертюры (Китеж-град).
«Ты - реченька, реченька» РНП, исполняет группа учащихся. a’capella
На доске репродукция картины «Бурлаки на Волге» - Репина. Учащийся читает фрагмент из Некрасова о бурлаках.
Слушание – «Эй, ухнем!» РНП.
«Выдь на Волгу, чей стон раздаётся над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовётся, то бурлаки идут кочевой»
К какому жанру относится эта песня и почему?
Трудовая. Тяжкий труд бурлаков.
Исполнение хором РНП «Уж мы сеяли ленок». Особое внимание обращать на вокально-хоровые навыки. Рассказ о трудовых песнях, Д.З. прошлого урока (учащиеся)
А какие песни ещё складывал русский народ? (Пример: солдатские походные и лирические)
Хоровое исполнение РНП «Солдатушки»
«Над окошком месяц.
За окошком ветер,
Облетевший тополь серебрист и светел.
Дальний плач тальянки.
Голос одинокий
И такой родимый и такой далёкий»
Есенин
Рассказ о вечерних посиделках.
«Светит месяц» РНП – слушание музыки.
Диалог с учащимися о плясовой музыке.
«Частушки» - хоровое исполнение
Заключение: - В чём сила русской песни? Почему народная песня жива?
Выход: фрагмент из концерта №1 С. Рахманинова, экспозиция ГП.






«Русский эпос» - урок - «Деревенские посиделки» (4кл.)
Тема: Русский эпос.
Цель:
Воспитание учащихся на лучших примерах русского устного и музыкального творчества;
Знание народных традиций и песенных жанров;
Помочь детям в понимании русской музыки и любви к национальной культуре.
Задачи:
Правильное и выразительное исполнение русских народных песен;
Умение определить на слух жанры народной музыки;
Связь устного и музыкального творчества, понимание сущности.
Оборудование: класс оформлен в стиле русской горницы (вышитые полотенца, скатерть, прялка, самовар). Дети одеты в народные костюмы. Доска задрапирована под окошко. Русские песни в рисунках детей, прослушанных на других уроках. Русские сказки и сборники пословиц, поговорок, загадок. Записи русской музыки.
Декорации: пеньки, лавочки, платки, свечи.
Ход урока
Вступление:
Рассказываю присутствующим в классе о том, что такое посиделки, когда и по какому поводу они проводились. Участники посиделок по окончанию моего выступления парами входят в класс, поют a’capella РНП «Ты – река – ли, моя реченька», садятся на пеньки и лавочки. Загадывают загадки друг другу и присутствующим в классе слушателям. (6 кл. и гости)
За правильный ответ – очко.
Скороговорки
На дворе трава, на траве дрова.
Пение хором и сольно. За правильное исполнение очко.
Прибаутки, нескладушки, шутки:
Федул, чего губы надул?
Кафтан прожёг.
А велика – ли дыра?
Один ворот остался.
И т.д. (дети)
Вопрос: Как называется короткая шуточная попевка?
Ответ: Частушка (жетон)
Частушки. Исполняем частушки. (выразительно, легко, задорно, не формируя звук)
Слово учителю литературы Л.И.Анциферовой
Инсценирование сказки «Курочка ряба»
После рассказа о прялке, слушание фрагмента РНП «Пряха».
После окончания музыки входит дед. Обращается к присутствующим.
Что-то скучно у вас на посиделках, а вот у нас бывало
Запевает песню РНП «Солдатушки», все подхватывают. Поют задорно, чётко, звонко.
Итог: Гости и участники, у кого в руках жетоны становятся в хоровод и поют РНП «В хороводе были мы», танцуя.
Затем вопрос: какие жанры народной песни сегодня прозвучали?
Ответ учащихся.
Ответное слово учащихся 6 класса на приглашение песней «Во деревне то было в Ольховке».
Прощание с гостями, приглашение встретиться вновь.




































«Счастье! Звучит нестареющий Моцарт» - урок искусства (6кл.)

Тема: Счастье! Звучит нестареющий Моцарт
ХПИ: Музыка света, тепла, нежности.
Цель: Пробуждаем спящие силы души.
Задачи:
Воспитание эстетического и музыкального вкуса;
Исполнение, слушание, умение рассуждать, развитие образного мышления.
Оборудование: Т.С.О. , муз. инструменты, репродукция «Джоконды» Леонардо да Винчи, карточки..
Эпиграф:
«Музыка даже в самых ужасных положениях должна пленять слух,
всегда оставаться музыкой»
В.А.Моцарт
Ход урока
Муз. настрой с закрытым ртом «м», ласковое касание души. «Приветствие, сообщение о теме, цели и задачах урока.
Сегодня мы путешествуем в Австрию 18 века. В нашем путешествии гидом будет великий Моцарт, его прекраснейшая музыка. Ни один композитор так не утончён, не требует такой музыкальной культуры, как Моцарт. Он ближе всего к Леонардо да Винчи.
Показы репродукции «Джоконда» Леонардо да Винчи.
«Джоконда» есть музыка Моцарта в красках. Моцарт больше композитор XXв, чем XIXв, и больше композитор XIXв, чем композитор XVIIIв, от которого он оторвался и ушёл в будущее.
Слушание серенады «Маленькая ночная серенада». Анализ.
Понравилась музыка?
Где может звучать?
Какие чувства, эмоции возникли?
Дайте название.
(На разделенной на 2 части доске, записывать ответы характеристики)
У Моцарта «Маленькая ночная серенада»
(Объяснить значение слова серенада)
Веселье, жизнь, радость, счастье, добро, гармония, праздник, игра, оживление души, солнечность, светлость, лёгкость.
«Поэзия – послушная дочь музыки» (Моцарт)
Давайте послушаем, как говорят о Моцарте и его музыке поэты (ученики читают стихи). (Д.З.)
«Счастье!» - В.Боков.
«Моцарт» - Вицас Миколайтис-Путинас
Исполняю 1 куплет «Тоска по весне» на скрипке.
О чём говорит музыка?
Что выражает?
Какие цвета можно подобрать? (карточки)
Прочитать текст песни.
Какой инструмент наиболее подойдёт для аккомпанемента? (Ответы)
Пою 1-ый куплет, аккомпанируя себе на гитаре.
Разучиваем 1 и 2 куплеты. ВХР над произведением.
«Нет, не так звучать вам надо флейты, скрипки!
Ваши радости так зыбки,
Я страдаю от разлада
С непонятной новой темой.
Мне нужна от вас иная речь.
И в тот же час
В ярком блеске свеч задрожала,
Муки не скрывая,
Странная мелодия, иная,
Бьётся и трепещет, как в лесу,
Превращаясь в горькую слезу»
Путинас
Слушание «La crimosa» - слёзная.
Что вы услышали?
Молитва, мольба, тревога, горе, скорбь, трудность, тяжесть, воспоминание о людях, которых уже нет, одиночество, печаль. Тоска, жалость.
Сравниваем 2 произведения. («Маленькая ночная серенада» и «La crimosa»)
Что общее?
Жизнь, душевная, устремлённость. 1-ая – праздничные, яркие моменты. К 5-летнему юбилею женитьбы на Констанции.
2-ая – прощание, воспоминание об умершем. «Реквием».
Да, это не просто скорбь – это открытие души вечности. Путь души в дальний мир, о котором нет понятия.
Красота!
1-ое – игра духа перед лицом создателя.
2 полоса – вечная радость, вечная скорбь. От начала круга и до конца.
«Реквием» - С. Граховский
Выразительное исполнение песни «Замыкая круг» Криса Кельми.
Итог урока: «И вместе с ними сердцу пелось
Дышалось, думалось легко.
И жить хотелось, жить хотелось!
Шагать хотелось далеко.
Земля щедра, земля богата
Да будет свет, да синий мрак!
От всей души клялась соната, что будет так и только так.
Музыкальное прощание.
Выход: музыка Моцарта.