Выступление на МО учителей естественного цикла. Тема. Использование интерактивных методов обучения в процессе преподавания географии


Выступление на МО учителей естественного цикла
на тему: «Использование интерактивных методов обучения
в процессе преподавания географии».
Групповая учебная деятельность – это форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей целью под непосредственным руководством учителя.
Отношение между учителем и учащимися приобретают характер сотрудничества, поскольку педагог непосредственно включается в работу группы только в том случае, если у учеников возникают вопросы и они сами обращаются за помощью учителя. Групповая деятельность в отличие от фронтальной и индивидуальной не изолирует одного от другого, а наоборот, позволяет организовать природное стремление к общению, взаимопомощи и сотрудничеству. Групповая форма работы имеет много преимуществ:
Высокая результативность в усвоении знаний и формировании умений.
Экономия времени.
Формирование умений сотрудничества.
Формирование мотивов обучения, развитие доброжелательных отношений между детьми.
Групповая деятельность не требует дополнительного времени, а наоборот экономит его. Поэтому этот метод особенно эффективным является при изучении социальной и экономической географии в 10 классе, которому отводится лишь один час в неделю. Так, изучая тему «Политическая карта Мира», учащиеся работают в группах, используя учебник, атлас. Каждая группа получает конкретное задание.
Например, группа 1.
Задание:
- Дайте определение понятиям «страна», «государство».
- В чем отличие этих понятий?
- Приведите примеры стран и государств.
Группа 2.
Задание:
- Дайте определение понятию «зависимые страны».
- Составьте классификацию зависимых стран.
- Что такое колонии, протектораты, подопечные территории?
- Приведите примеры видов зависимых стран.
Используя текст учебника, учащиеся быстро отвечают на поставленные вопросы. Таким образом, здесь групповая работа – это небольшой фрагмент урока.
Изучая отдельные страны мира, я использую групповую форму работы, рассчитанную на весь урок. Например, изучая Индию, я предварительно делю учащихся на группы, сообщая при этом тему, над которой они будут работать. Так что, придя на урок, они уже знают круг вопросов, которые требуется обсудить. На уроке они получают инструктивные карточки с вопросами и заданиями и даже дополнительным материалом, работают с учебником, атласом, а затем каждая из этих групп излагает результаты своего исследования (3-4 минуты).
Дайте краткую характеристику населения Индии по типовому плану.
Сформулируйте группу проблем, связанных с населением.
Каковы пути решения этих проблем?
В идеале это занятие удобно проводить в течение двух спаренных уроков, тогда учащиеся аргументировано, полно раскрывает свои вопросы, приводят примеры, делают выводы. При этом используют разные источники географической информации. Такую форму работы я использую в других классах. Например, изучая тему «Степная зона» (8 класс), я разделяю класс на несколько групп:
- геоморфологи;
- климатологи;
- почвоведы;
- биологи;
- экологи.
Работая с текстовым материалом, картами атласа, статистическим материалом, ребята характеризуют компоненты природного комплекса, определяют основные их черты, устанавливают взаимосвязи между компонентами в ПК. Экологи выявляют главные экологические проблемы этой зоны и предлагают пути их решения.
В этой работе можно использовать листы оценивания учебных достижений учащихся. Их главная особенность в том, что дети имеют возможность самостоятельно дать оценку уровня выполненной работы, выполнения домашнего задания, активности на уроке инициативы и творчества. Таким образом, групповая форма работы одна из наиболее активных форм, способствующая активизации деятельности учащихся на уроке.
Дискуссия – организованное обговаривание разных проблем, которое может придать им еще большую значительность.
Цель дискуссии – выявить отличия в понимании вопроса, установить истину.
Задачи дискуссии:
Углублять знания слушателей по теме, которая рассматривается.
Развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения оппонентов.
Формировать и развивать культуру обсуждения спорных вопросов.
Главные правила ведения дискуссии:
Спорить по сути, помня, что главное в дискуссии – аргументы, факты, доказательства.
Не допускать обидных реплик, не навязывать своего мнения. Уважать взгляды оппонентов.
Проявлять сдержанность в спорах.
Стараться устанавливать истину, а не демонстрировать свое красноречие.
Проявлять демократичность, умение готовность признать недостатки соей аргументации.
Дискуссии можно проводить в разных формах, например, в виде «Мозгового штурма», который предусматривает выслушивание идей без обсуждения: перед группой ставится дискуссионный вопрос, а учащиеся отвечают на него. «Круглый стол» предполагает организованный обмен мнениями и взглядами участников группы по данной теме, он тоже развивает мышление, помогает формировать взгляды и уверенность, вырабатывает умение формировать мысли и высказывать их, уметь подходить к своему мнению.
Во время подготовки к дискуссии учитель должен четко сформулировать цели, подобрать литературу, ее перечень предположить учащимся.
Перед проведением дискуссии целесообразно познакомить учащихся с памяткой.
«Как вести дискуссию»
Выслушай вопрос, определи, в чем проблема.
Сформулируй гипотезу.
Внеси предложения, четко его аргументируй.
Внимательно слушай доказательства товарищей, которые придерживаются другой точки зрения.
Найди в них сильные и слабые стороны.
Обоснованно отвергни их утверждения.
Определи, что дала тебе дискуссия.
Элементы дискуссии использую в темах «Альтернативные источники энергии», «Рациональное использование природных ресурсов» и т.д.
Дискуссия – очень эффективный метод проведения урока при условии высокого уровня подготовленности учащихся.
Учебная игровая деятельность на уроках – один из методов активизации самостоятельной познавательной деятельности школьника. Игра для детей – это обучение и работа, серьезная форма воспитания. В.О. Сухомлинский игру называл животрепещущим источником мышления.
Подбирая игры, следует соединять два элемента – познавательный и игровой. Создавая игровую ситуацию, соответственно содержанию программы, требуется четко планировать деятельность учащихся, направляя их на достижение цели.
Игры-упражнения дают возможность выделить из всего фактического материала, который предлагается детям, те явления и факты, которые могут быть сохранены памятью, как наиболее жизненно важные и интересные в плане познания. Это кроссворды, ребусы, викторины.
В своей работе я стараюсь научить детей учащихся самостоятельно выполнять такие работы, используя учебник, карты, энциклопедии, словари. Ребята любят составлять и разгадывать кроссворды, в этом процессе активно принимают участие даже ребята слабоуспевающие. Игровые моменты особенно уместны на уроках обобщения материала.
Большой интерес вызывает игра «географические чемпионы». Я предлагаю ребятам названия географических объектов, а они называют ту область, в которой они являются самыми, самыми…

Например, чемпионы Крыма:
Роман-Кош – самая высокая вершина
Салгир – самая длинная река
Мисхор – самое теплое место в Крыму
Солдатский – самый глубокий карстовый колодец
Кизил-Коба – самая протяженная пещера
Караби-яйла – самая обширная яйла
Донузлав – самое большое озеро
Лисица – самый крупный хищник и т.д.
Предлагаю краткое описание какого-либо объекта (город, страна, природная зона), необходимо его узнать. Например:
- «Государство Западной Европы, половина площади которого лежит ниже уровня океана. Ведущие отрасли – машиностроение, химическая, пищевая промышленность. Славится своими тюльпанами…»
Или:
- Страна Европы, ее называют страной «льда и огня». Здесь дома без дымовых труб, наводнения бывают без дождей. Одна из главных отраслей – вылов рыбы и ее переработка.
При изучении темы «Политическая карта мира», дети изготавливают сигнальные карточки с буквами «У», «Ф», «Р», «М», я называю государство, они показывают карточки, если это унитарное – У, если федеративное – Ф, если монархическое – М, а если это республика – Р, такая игра способствует лучшему запоминанию, вызывает интерес, а самое главное – участвует в игре весь класс.
Учащиеся с удовольствием играют:
- «Третий лишний»
Записываются три понятия или географических названия. Убери лишнее.
Амазонка, Нил, Джомолунгма.
Межень, русло, мантия.
- «Почта»
Карточки с названием рек, растений, почв, равнин и т.д. разложить по соответствующим адресам (на уроках обобщения знаний).
В процессе изучения Географии материков и океанов даю задание написать небольшое сочинение о свершенном путешествии в какой-либо район нашей планеты «Один день в Сельве», «Африканская саванна».
В шестом классе использую устный рассказ-игру «Я очевидец…», «Я был членом экспедиции…».
Прежде чем начать любую игру, необходимо создать у учащихся эмоциональную установку, как правило, в увлекательной форме. Например, «Давайте представим, что наша подводная лодка опускается на дно океана…». Игровая ситуация разыгрывается в определенном вымышленном пространстве, очерченном географической картой.
На уроках и во внеклассной работе использую КВН и ролевые игры.
КВН – это творческий подход к применению географических знаний. Уместны на уроках обобщения знаний. А во внеклассной работе – это традиционные «Крымуша», «Крымские каникулы».
Для старшеклассников необходимы ролевые игры, так как они помогают овладевать другими видами деятельности (трудовой, познавательной). Примером может служить игра-экскурсия по кабинету географии, в которой дети играют роль экскурсоводов.
Игры воздействуют на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферу школьников. В игре процесс мышления протекает значительно активнее.
Игра вызывает у ребенка наибольший интерес, способствует активизации его деятельности, поэтому игры – это очень важная составляющая процесса обучения и использование ее в преподавании географии просто необходимо.
Добровский учебно-воспитательный комплекс
«Общеобразовательная школа-гимназия»
имени Я.М. Слонимского
Использование интерактивных методов обучения в процессе преподавания географии.
Выступление на МО учителей естественного цикла.
Яценко Л.С.
Учитель географии
с. Доброе
2014 г.