Описание результатов педагогической деятельности в соответствии с образовательной программой учителя биологии, географии МБОУ Паутовская СШ
Описание результатов педагогической деятельности в соответствии с образовательной программой учителя географии и биологии муниципального бюджетного образовательного учреждения «Паутовская средняя школа» Мищук Людмилы Николаевны
Основная цель моей педагогической деятельности - воспитать самостоятельную, мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся. Мой опыт направлен на решение этой задачи. Свои уроки я стараюсь строить так, чтобы каждому ребенку было интересно учиться, чтобы как можно полнее раскрывались его творческие способности, умственный потенциал. Именно поэтому я и обратилась к теме: «Активизация самостоятельной работы учащихся на уроках географии как форма организации познавательной деятельности». А слова К. Д. Ушинского, - «Учитель идет в класс не учить детей, а побуждать их к учению», - стали для меня девизом.
За время работы в качестве учителя географии и биологии накопила большой практический опыт, поскольку всегда старалась найти и использовать все лучшее и передовое, что уже имеется в этой области, но и внести свой собственный вклад. В процессе своей деятельности я работала над методическими темами – «Интегрированные уроки», «Самостоятельная работа учащихся на уроках географии», «Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения географии», «Использование технологии ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности)». Везде были свои находки – большего или меньшего масштаба, которые приносили практическую пользу и доставляли
удовлетворение. Мною подобраны различные занимательные материалы (ребусы, кроссворды, игры, загадки, отрывки из литературных произведений) и методические рекомендации по включению их в учебный процесс. Считаю своей главной задачей самосовершенствование своих профессиональных компетентностей.
Как учитель географии и биологии средствами своего предмета стараюсь научить учащихся думать, самостоятельно принимать решение, делать открытия, самостоятельно добывать знания, решать возникающие проблемы, нести ответственность. Новые информационные технологии привлекают учащихся и являются одним из главных их интересов. Использование информационных технологий в учебном процессе способствует формированию только положительной мотивации в обучении. А чтобы мотивация учащихся имела рост, создаю условия систематических занятий, уже с наработанной тактикой обучения ИКТ. Повышается познавательная, творческая активность у детей. У детей наблюдается рост конструктивно- коммуникативных компетентностей. Формируются интеллектуальные, творческие и коммуникативные умения и навыки, если:
. работать с информацией, текстом (выделяя главную мысль); вести поиск нужной информации;
. анализировать, делать обобщения и выводы – лучше получается у старшеклассников;
. работать со справочным материалом;
. лаконично излагать мысль.
Существуют интерактивные программы, которые при выполнении заданий реагируют и на успех обучаемого ребёнка, и на его неудачу. Компьютерное обучение даёт возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных и порицание неверных решений. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся по любой теме, учёта их личностных особенностей, отработки необходимого учебного материала до необходимого уровня знания до тренировки определённых умений и навыков. В заключении можно сделать следующий вывод: компьютер является эффективным помощником учителя, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля. Использование компьютера в учебном процессе хотя и проблематично, но очень важно.
Применяя разные современные технологии, я пришла к выводу, что основной составляющей многих технологий является самостоятельная работа школьников. Ее я организовываю на всех стадиях обучения. На уроках использую различные виды самостоятельных работ: работа с учебником, наблюдения, результаты домашних опытов, работа с раздаточным материалом, работа с дополнительной литературой и др.
В моей практике нашли место интегрированные уроки, связь с другими предметами позволяет формировать у учащихся представление о единстве мира. В разработке интегрированных уроков мне помогают сайты.
Интегрируя географию и биологию, я провожу внеклассные мероприятия, которые помогают учащимся видеть эти школьные дисциплины не скучными и строго научными предметами, а вносить элементы эмоционального плана.
Веду разностороннюю внеурочную работу с учащимися. Совместно с учащимися принимаю активное участие в проведении школьных предметных недель биологии и географии, конкурсов, учащиеся отвечают на вопросы викторин. Ежегодно проводим в школе День птиц, День Земли. Внеурочные занятия помогают в воспитании экологической культуры школьников, формировании у них исследовательских навыков, развитии смекалки, интереса к чтению дополнительной литературы по предметам.
Результаты внеурочной деятельности по учебному предмету:
На протяжении многих лет провожу внеурочную деятельность по преподаваемому предмету – география в следующих направлениях:
· разработка программ, содержания и проведение элективных курсов по географии, биологии;
· организация и проведение предметных декад по географии, биологии, экологии;
· разработка содержания школьных олимпиад.
Преподавание биологии и географии осуществляю в соответствии с Федеральной программой, утвержденной Министерством образования и науки РФ. Осваиваю и внедряю в учебный процесс современные педагогические технологии, постоянно знакомлюсь с новинками методической литературы. Большую помощь в работе оказывают журналы «География в школе», «Биология в школе».
Накоплен достаточный объем заданий для контроля, раздаточный материал. Использую презентации к урокам биологии и географии, Интернет-ресурсы. Интересен и насыщен разнообразной информацией в области географии Сайт компании Кирилл и Мефодий ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), содержащий разнообразную образовательную информацию для учителей и их учеников; привлекают сайт газеты «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), GeoPort.ru: страноведческий портал ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и т.д.
В 2012, 2013 и в 2014 учебном году в рамках предпрофильной подготовки в 10-11 классах вела курс по выбору «Биология твоего здоровья». Цель привлекают сайт газеты «География» и сайт для учителя преподавания данного курса - приобщение учащихся к здоровому образу жизни, формирование навыков самоопределения, саморегуляции, самосохранения. В своей профессиональной деятельности применяю знания педагогики, психологии и возрастной физиологии, что помогает осуществлять индивидуальный подход в обучении, воспитании и развитии учащихся. При обучении школьников географии и биологии предпочтение отдаю практико-ориентированному образованию, используя приемы создания проблемных ситуаций, диалоговый метод подачи учебной информации, разнообразные приемы работы с картой.
Данные методы и приемы способствует формированию у учащихся комплексного подхода к рассмотрению географических объектов и процессов, что позволяет учащимся самостоятельно добывать знания, работать с информацией, применять полученные знания на практике. Качественному обучению способствует применение электронных средств, статистических данных, наглядных пособий, географических документов.
Практико-ориентированное образование позволяет формировать практические навыки работы на местности, работы с различными картами, пробуждает интерес к изучению географии, формирует коммуникативные, информационные компетентности. Для развития интереса к географии и биологии также использую в своей работе эффективные формы обучения: дидактические игры, нестандартные уроки, применяю на уроках географии и биологии произведения художественной литературы, легенды, сказания.
В своей профессиональной деятельности использую разнообразные формы контроля: устные ответы, письменные творческие задания, работу с картой, зачеты, разноуровневые тестовые задания, географические диктанты. На уроках стараюсь создать благоприятную для работы атмосферу сотрудничества, эмоциональной сопричастности к происходящему, социализации мышления.
Постоянно обмениваюсь опытом с коллегами на ШМО и РМО учителей географии. В течение всего учебного года старалась реализовать задачи, поставленные в конце предыдущего:
- развитие интереса школьников к изучению биологии и географии
- повышения качества знаний по предметам.
- использование ИКТ по мере необходимости;
- подготовка учащихся к участию в различных конкурсах, в том числе в научно- практических конференциях.
Для каждого учителя важным является повышение эффективности и качества обучения. Эта тема очень актуальна и для меня, так как качество знаний обучающихся желает быть лучше в настоящее время. Для оптимизации учебного процесса, формирования стойкой положительной мотивации к изучению преподаваемых предметов, активизации умственной деятельности стараюсь применять на уроках различные методы, приемы, технологии: приемы игрового метода, проблемный метод, информационно- компьютерные технологии, тестовые технологии и т.д. В течение нескольких лет при 100% успеваемости наблюдается положительная динамика качества обучения учащихся.
Учебный год
Качество обучения, %
География
Биология
2012 - 2013
48
36
2003 - 2014
39,8
43,1
2014 – 2015
44,8
48,6
На основе диагностик выбираю проблемные вопросы для обсуждения, ролевых и ситуативных игр. Обучающиеся класса активно участвуют в реализации школьных и районных проектов, различного уровня конкурсах –спортивных соревнованиях. Выпускники успешно поступают в высшие учебные заведения и успешно в них обучаются.
Роль учителя сегодня мне видится в следующем:
не давать готовых решений, а помочь учащимся в поиске правильных ответов на вопросы;
создавать ситуации, заставляющие их самостоятельно думать;
включать в сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся все разнообразие содержащихся в предмете знаний;
направлять процесс обучения и осуществлять контроль.
Учитель – профессия особая. Учитель – строитель человеческих душ, его влияние на ученика велико, останавливаться в своем развитии не имею права. Лишь постоянно повышая свой профессиональный уровень знаний и умений, можно идти в ногу со временем. В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям.
Воспитательную работу со своим классом строю под девизом: “Мы такие разные, но мы – вместе!”, “Мы счастливы, потому что мы вместе!”, “Последний год – он лучший самый!”, “Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!”
Цель воспитательной работы: создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся, их успешной социализации в обществе. Исходя из целей воспитательной работы, свою деятельность осуществляю по следующей системе:
1. Изучение класса и отдельно каждого ученика(личные дела, характеристики, наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, руководителями кружков и секций). Изучение учащихся продолжается на протяжении всего срока их обучения. 2. Формирование и развитие классного коллектива – одно из главных направлений в работе, предполагает также изучение учащихся в процессе разнообразной деятельности, с учетом основных типов высшей нервной деятельности.
3. В классе всегда функционирует орган самоуправления: совет класса во главе с дежурным командиром. В основном члены совета самостоятельно решают вопросы планирования и организации классных дел.
4. Работа с родителями учащихся. Принципы работы с родителями:
а) помнить, что их дети– самое дорогое в жизни
б) каждая встреча – полезна и результативна
в)только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов г) общение с родителями должно служить не во вред, а во благо ребенку. Любой классный руководитель знает, что от уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого ученика и удовлетворенность жизнью в школе все ребят. Именно в коллективе у подростков формируется умение сосуществовать в обществе, развиваются навыки ролевого и статусного поведения, разнообразные коммуникативные навыки. Эти навыки вместе со знаниями и умениями – залог успеха выпускников. Сообщаю о себе следующие сведения: 1. 1.Образование высшее, закончила Омский государственный «Ордена «Знак Почета»» педагогический институт имени А.М. Горького по специальности «учитель географии и биологии» 2. Стаж педагогической работы (по специальности) - 39 лет, в данной должности - 39 лет; в данном учреждении - 39 лет.
За последние годы прошла несколько курсов по совершенствованию своей квалификации.
Сведения о повышении квалификации:
Место прохождения
год
Количество часов
Вид документа
Тема ПК
г. Омск
2010
72
удостоверение
Введение новых образовательных стандартов (ФГОС) начального общего образования.
г. Омск
2011
72
удостоверение
Современный образовательный менеджмент в образовательном учреждении.
г. Омск
2011
72
удостоверение
Проектирование образовательного процесса по географии при переходе на ФГОС.
г. Омск
2014
72
удостоверение
Проектирование и реализация образовательного процесса по географии в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
Неформальное образование
Форма образования
год
Вид документа
Тема (для выступлений, публикаций и семинаров)
МО учителей географии
.2010г.
Свидетельство
Методика организации познавательной и творческой деятельности школьников на уроках географии.
Семинар
.2011г.
Сертификат
Повышение эффективности преподавания географии с использованием УМК «География Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И.»
Семинар
2014г.
Сертификат
Реализация требований ФГОС к результатам обучения средствами линии учебно-методических комплектов по географии системы УМК «Алгоритм успеха».
Семинар
2015
Справка
Проектирование ООП основного общего образования.
Августовское совещание работников образования
2015
Свидетельство
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение как фактор осознанного выбора обучающимися профессинальной деятельности.
13PAGE 15
13PAGE 14915
Заголовок 215