Публичная лекция Воспитание нравственной культуры школьников на уроках литературы.
Добрый день! Своё выступление я хочу посвятить проблемам нравственной культуры школьников.
Эта проблема видится по-разному в зависимости от нашего мировоззрения, то есть от наших взглядов на современный мир и место человека в нём, от наших убеждений, ценностей, взглядов, нашей веры. Меняется время, меняется мир, меняется и ребёнок. Но что остаётся неизменным, так это нравственная роль высокой литературы, высокой поэзии. Когда-то Чингиз Айтматов сказал: «От литературы нередко зависит, как сложатся личные принципы и гражданская совесть человека». Гражданская совесть – это очень важно!
Когда мы начинаем изучать литературу XIX века в 10 классе, я говорю ребятам: «Мы будем изучать произведения, названия которым – жизнь! Ответ на любой вопрос мы можем найти в произведениях Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Льва Толстого, Некрасова. Почему? Да потому, что эти творцы жили под девизом: «Веленью Божию, о муза, будь послушна…» Они учат нас разумному, доброму, вечному. Я стараюсь учить этому своих учеников. Нам это просто необходимо, ведь ещё Н.В.Гоголь говорил: «Как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утончённой, образованной светскости, и – о, Боже! – даже в том человеке, которого свет признаёт благородным и чистым».
Довольство ваше – радость стада,
Нашедшего кусок травы.
Быть сытым – больше вам не надо,
Есть жвачка – и блаженны вы! А.Блок
Эти слова прозвучали более 100 лет назад. Что же изменилось? Сегодняшнее состояние общественной морали по-прежнему оставляет желать лучшего. С нашим обществом происходит что-то удивительное: всё, что плохо – преподносится как хорошо, нужно, единственно возможно.
На вопрос: «Как жизнь прожить?» кумиры сегодняшней молодёжи, не задумываясь, ответят: «Бери от жизни всё!» И практически никто сейчас не задаёт себе вопросов подобно героям Толстого: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, а что – ненавидеть? Для чего жить и что такое Я?» Отвечать на эти вопросы придётся, и именно сейчас, пока не поздно. А нам, учителям, не только отвечать, но и действовать, каждый по-своему, согласно своим взглядам, убеждениям, своему характеру. Учителю в этой жизни досталась трудная, ответственная и чрезвычайно важная доля – борьба за душу ребёнка. Учителю литературы трудно вдвойне, ведь перед ним стоит сверхзадача – та, всю тяжесть которой ощущал на себе шекспировский Гамлет:
Порвалась дней связующая нить,
Как мне отрывки их соединить?
А соединить надо, иначе так и уйдут наши ребята из школы с твёрдым убеждением, что жажду утолить можно только спрайтом. А духовную жажду? Вспомните Пушкина: «Духовной жаждою томим…»
Каким же должен быть учитель, чтобы противостоять всей пошлости и бездуховности? Ведь он тоже живёт в этом мире, на этой же земле, в этой же среде. Где ему брать силы? И вот здесь нам на помощь приходит русская литература и христианские традиции.
Хорошо быть богатым, но врезается в память образ Пелагеи из повести Фёдора Абрамова, которая сидит у стола среди развешенных отрезов крепдешина и думает о жакетах, которые не могла достать 3 года, об отрезах материи в сундуках, о прожитой жизни. И вдруг: «Господи! На что ушла жизнь? Ведь недосыпала, мужу отдыха не давала – и ради чего? Ради того, что сейчас тряпками зовётся, именно тряпками, зачем себя обманывать?»
Некоторые ребята тут же возражают: что плохого в сытной и разнообразной пище, в красивой и модной одежде – ведь это неотъемлемое право человека! Да! Это так! Но если пища, одежда, вещи или ванна с шампанским заслоняет от человека всё остальное, он постепенно утрачивает человеческое начало и начинает движение назад (как у Салтыкова-Щедрина в «Диком помещике»).
«Не хлебом единым жив человек»,- говорится в Евангелии от Матфея. И вот уже жаль Пелагею, и хочется сделать что-то доброе, полезное для людей. И если у меня на уроке так начинают мыслить дети, то это уже победа. Победа над злом.
Побеждает зло и любовь. Хорошо быть любимым. Но что такое настоящая любовь? Какое понятие любви может сложиться у подростков, если повсюду доносится, что любовь – это «муси-пуси» и так далее. Такую пошлость можно победить только целомудренным:
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,
Чистейшей прелести
чистейший образец. (А.С.Пушкин)
Я верю, что моя боль, моя надежда, моя вера в добро сильнее зла окружающего мира!
Ребёнка милого рожденье
Приветствует мой запоздалый стих.
Да будет с ним благословенье
Всех ангелов небесных и земных!
Да будет он отца достоин,
Как мать его, прекрасен и любим!
Да будет дух его спокоен
И в правде твёрд, как божий херувим.
Пускай не знает он до срока
Ни мук любви, ни славы жадных дум,
Пускай глядит он без упрёка
На ложный блеск и ложный мира шум,
Пускай не ищет он причины
Чужим страстям и радостям своим,
И выйдет он из этой тины
Душою бел и сердцем невредим!
Да будет так! А иначе зачем существуем на земле мы, учителя? Спасибо за внимание!