Статья Индивидуализация и дифференциация в обучении математики как средство творческой самореализации личности
Индивидуализация и дифференциация в обучении математике как средство творческой самореализации личности.
КарагодинаН.А.
учитель МОУ « Лесноуколовскаяоош»
Краасненского района, Белгородской области
В настоящее время - время огромного потока различной информации, компьютеров, платного образования заметно снизился интерес учащихся к учёбе.
Серьёзное беспокойство вызывает уровень развития логического мышления учащихся, снижение математического интеллекта учащихся, угасание потребности к учёбе.
Что нужно сделать, чтобы у детей возник мотив, побуждающий желание учиться, как развить стремление к знаниям?
Ответ очевиден - детям должно быть интересно. Известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определённых целей в любой деятельности является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших результатов в учёбе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.
Интересный урок можно создать за счёт следующих условий:
личности учителя ( часто, даже скучный материал, объясняемый
любимым учителем, хорошо усваивается);
содержания учебного материала (когда ребёнку нравится данный
предмет);
методов и приёмов обучения.
Проблема индивидуальных различий учащихся и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой. Требования учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа индивидуального подхода.
Когда мы употребляем словосочетание "индивидуализация обучения", то необходимо выделить как минимум два аспекта его значения:
1) учет индивидуальных особенностей детей с последующей адаптацией учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого ребенка;
2) оказание каждому ребенку индивидуализированной педагогической помощи с целью развития его индивидуальных психологических ресурсов.
Индивидуальный подход обеспечивает:
-устранение трудностей в учении отдельных школьников.
-возможность развития всех сил и способностей учащихся.
Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Спокойный тон обращения к ребёнку, слово поощрения, одобрения за удачный ответ, красиво написанную строчку дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Ученик, особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение, радуется вместе с ним. Конечно, такая позиция не снижает требовательности к ученику. Эти общие положения особенно важны при индивидуальном подходе к ребёнку, индивидуализации обучения. Индивидуализация создаёт предпосылки для развития интересов и специфических способностей ребёнка; при этом учитель должен не только стараться учитывать имеющиеся познавательные интересы, но и пробуждать новые. Индивидуализация обладает дополнительными возможностями вызвать у детей положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе.
Следующая важная предпосылка осуществления индивидуального подхода к ученику – направленность обучения на формирование личности ученика, которая предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности на каждом уроке. Прежде всего, необходимо воспитывать у детей интерес к занятиям, учебному труду и ответственного отношения к учению. Для того чтобы пробудить интерес, необходим и коллективный подход: поставить перед классом цель, познавательную задачу, создать поисковую ситуацию, раскрыть важность поиска и помочь каждому включиться в учебный труд. Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться классные задания.
Реализация индивидуального подхода в обучении школьников не разовое “мероприятие”, это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребёнка, уровенем его знаний, сформированности умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии с чем изменяются цели, содержание, приёмы подхода к ребёнку. Поэтому важно видеть перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними.
Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:
систематическое изучение каждого ученика;
постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
фиксация и анализ полученных результатов;
постановка новых педагогических задач.
Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.
Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы и реальные возможности каждого ученика. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности.
Необходимость учёта индивидуальных особенностей учащихся влечёт за собой вопрос: как всё это осуществить организационно? В сельской школе, где учитель занимается с небольшой группой учащихся, это не является проблемой.
Одним из вариантов индивидуализации обучения является дифференциация, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов.
В настоящее время применяются две основные формы дифференциации обучения:
1. Дифференциация внешняя: основным её показателем является разделение учащихся по возрасту, интересам, успеваемости.
2. Дифференциация внутренняя, или внутриклассная: по степени продвижения в обучении и признакам сочетания относительно сходных индивидуальных психологических качеств учащихся каждого класса, которых можно разделить на три группы – «сильных и слабых», соответствующих одинаковому уровню подготовленности.
Дифференцированное обучение должно быть гибким и подвижным, позволяющим учителю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать общей активизации класса. Дифференцированное обучение предполагает учебную деятельность учащихся на разном уровне для овладения единым программным материалом. Оно содействует умственному развитию учащихся и формированию самостоятельности, учит учиться, овладевать опытом творческой деятельности, содействует развитию мышления. Процесс овладения знаниями и умениями в условиях дифференцированного обучения становится также процессом становления личности.
Много возможностей для дифференциации представляет групповая работа. Под групповой работой понимается такое построение работы, где класс делится для выполнения того или иного задания на группы в зависимости от количества учеников. Задание даётся группе, а не отдельному ученику. В группе учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, условиях и возможностях где можно действовать в соответствии со своей индивидуальностью. В беседе внутри группы он может высказать своё мнение, активнее участвовать в решение учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями. Особенно благоприятные возможности для индивидуализации представляют группы, которые сформированы на основании уровня развития учащегося. В таких случаях более сильной группе предоставляются и более сложные (трудные) задания, а более слабой – задания легче. Группа может быть сформирована и на основе пожелания самих учащихся. В таком случае совместно работают ученики со сходными интересами, стилем работы и связанные дружескими отношениями. Работа в такой группе создаёт особа благоприятные условия для проявления личностных качеств. Кроме того, здесь можно предложить группам задания по выбору. Однако вместе с тем в групповой работе таится известная опасность для активности учащихся: более сильный и старательный их них начинают заглушать инициативу более пассивных, слабых и ленивых учащихся и сами решают за них задания.
Наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения представляет дифференцированная самостоятельная работа. Индивидуализация здесь осуществляется главным образом таким способом, что учащимся даются не одинаковые задания, а задания, которые учитывают индивидуальные особенности учащихся, по различным признакам.
Предоставляя право на самостоятельный выбор заданий, а также на переход от менее сложных заданий к более трудным, допускается работа учащихся в соответствии с их учебными возможностями, то есть в полную меру их сил и способностей.
В основе уровневого дифференцированного обучениялежит планирование результатов обучения: выделение уровня обязательной подготовки и формирование на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Сообразуясь с ними и учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку. Достижение обязательных результатов обучения становится тем объективным критерием, на основе которого может видоизменяться ближайшая цель каждого ученика и перестраиваться содержание его работы: либо его усилия направляются на овладение материалом на более высоких уровнях, либо продолжается работа по формированию важнейших опорных знаний и умений.
Благодаря такому подходу дифференцированная работа получает прочный фундамент, приобретает реальный, осязаемый и для учителя и для ученика смысл. Заметно увеличиваются возможности для работы с сильнымиучениками, поскольку можно уже не спрашивать данный на уроке материал в полном объеме со всехшкольников. Кроме того, отпадает необходимость постоянно разгружать программу и снижать общий уровень требований, оглядываясь на слабых школьников.
В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням. Не следует предъявлять более высоких требований тем учащимся, кто не достиг уровня обязательной подготовки. Трудности в учебной работе должны быть для школьников посильными, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения. В то же время если для одних учащихся необходимо продлить этап отработки основных, опорных знаний и умений, то других не следует необоснованно задерживать на этом этапе.
Каждый ученик имеет право добровольно и сознательно решать для себя, на каком уровне ему усваивать материал. Такой подход позволяет формировать у школьников познавательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности.
Известно, что в процессе обучения оценка играет немаловажную роль. Она является определителем уровня знаний и стимулятором в работе, особенно если выставляется сразу же после выполнения задания. Но сложно осуществить полный контроль и оценить работу каждого ученика в течение урока. Дифференцированный подход в обучении позволяет на уроке поставить каждому ученику две оценки - за домашнюю работу и за классную сразу же после её выполнения. При такой активной системе контроля домашнее задание выполняется всеми учащимися, и не работающих в классе во время урока нет. В то же время не приходится тратить массу времени на проверку тетрадей после уроков, а ученик получает необходимые разъяснения и замечания не в письменной, а в устной форме (что намного эффективнее). Оценка зависит от объёма и качества выполненной работы. Объём выполняемой работы ученик выбирает для себя сам в соответствии со своими желаниями и возможностями и оценку себе ставит сам по результатам своих знаний. Остаётся лишь убедиться в её правильности, бегло просмотрев работу и задавая по необходимости вопросы.
Предлагаемый метод включает в себя элемент групповых занятий, так как, получив задание, учащиеся могут воспользоваться помощью более знающих товарищей, консультантов, учителя.
При подготовке к уроку самым важным и сложным моментом является подбор материала для дифференцированных заданий в оптимальном объёме. Объём должен быть таким, чтобы ученики не были перегружены и смогли с пониманием выполнять задания. Однако, в крайнем случае, задания могут быть подкорректированы в процессе урока и, конечно, должны отличаться для сильного и слабого класса.
Список использованной литературы
КравченкоТ.В. Технология уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математики. / Т. В. Кравченко// Математика в школе.- 2001.-№ 1.-с.7-11.
Дорофеев Г.В. Дифференциация в обучении математики/ Г.В.Дорофеев// Математика в школе -1998.-№4.-с.15-21.
КульневичС.В. Современный урок/С.В.Кульневич.-Ростов на Дону:Учитель,2005;-285с
Рогозина Л.Д.Современный урок/Л.Д.Рогозина.-Белгород:2001-69с.
Атаханов Р.А. Математическое мышление и методика его развития/Р.А.Атаханов// Москва-Рига.-2000.-2008с.
Московский Центр Интернет образования. Дифференцированный подход в обучении математики на современном этапе развития общеобразовательной школы.