Рабочая прогамма курса Секреты русского языка 5 класс
Внеурочная деятельность по ФГОС.
« Секреты русского языка»
для учащихся 5 класса
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Цель:
-развить кругозор и мышление учащихся.
Задачи:
-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
-способствовать развитию творческих способностей школьников.
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
особенности ударения в русском языке;
основные правила орфоэпии;
основные способы образования слов;
основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
правила русской орфографии;
морфологические признаки частей речи;
нормы употребления в речи языковых единиц;
виды словосочетаний;
виды предложений;
основные группы пунктуационных правил;
признаки текста.
Уметь:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые слова;
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
определять способы образования разных частей речи;
соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех частей речи;
объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
строить пунктуационные схемы предложений.
Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
Формы проведения занятий
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
проектная деятельность.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
Планируемые результаты.
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Содержание программы
1 год обучения (35ч)
Организационное занятие.(1ч)
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.
Раздел1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)
Тема 1.1. Звучание и написание слова.
Тема 1.2. Звуковые повторы в речи.
Тема 1.3. Роль интонации в устной речи
Тема1.4. Презентация проектов .
Тема 1.5 « Умеющий слышать,говорит..» Практическое занятие
.
Раздел 2
Загадки русского словообразования.
( Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)
Тема 2.1. Секреты словообразовательной модели слова.
Тема 2.2. «Двое из ларца». Гнездо однокоренных слов
Тема 2.3. «В реке времени» изменения в морфемном составе слова
Тема 2.4 Словари - наши друзья и помощники.
Тема 2.5 Сказочные метаморфозы.
Тема 2.6 Презентация проектов
Раздел3.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)
Тема3.1. « Алфавит учить-ум точить»
Тема3.2. « Коренные секреты»
Тема3.3. Пунктуация и смысл.
Тема3.4. Тайны письма.
Тема3.5. Презентация проектов
Раздел 4
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)
Тема 4.1. Словарный состав русского языка
Тема 4.2. Употребления слова в художественном тексте.
Тема 4.3. Секреты фразеологизмов
Тема 4.4 Фразеологизмы в художественных произведениях. Лабораторный практикум.
Раздел5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)
Тема5.1. Склоняемые части речи- друзья, но не родственники..
Тема5.2. Секрет глагола и его форм.
Тема5.3. Грамматические омонимы.
Тема5.4. Предложения
Тема5.5 Как грамматика « ..ум в порядок приводит.»
Раздел 6
Речевой этикет.(3 ч)
Тема 6.1 Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета.
Тема 6.2 «Ежели Вы вежливы..».Лабораторный практикум.
Раздел 7
Обобщающее занятие. (1ч)
Тема 7.1 Защита проектов
№
Тема
Теория
Практика
1
Организационное занятие
1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)
2
Звучание и написание слова.
1
1
3
Звуковые повторы в речи.
1
1
4
Презентация проектов
1
1
5
«Умеющий слышать,говорит»
1
Морфемика. Словообразование. Этимология (7 ч)
6
Секреты словообразовательной модели слова.
0,5
0,5
7
«Двое из ларца».Гнездо однокоренных слов
0,5
0,5
8
« В реке времени». Изменения в морфемном составе слова
0,5
0,5
9
Словари- наши друзья и помощники
0,5
0,5
10
Сказочные метаморфозы
0,5
0,5
11
Презентация проектов
1
1
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)
12
« Алфавит учить-ум точить»
0,5
0,5
13
«Коренные секреты»
0,5
0,5
14
Пунктуациия и смысл
0,5
0,5
15
Тайны письма.
0,5
0,5
16
Презентация проектов
0,5
0,5
Секреты русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)
17
Словарный состав русского языка
0,5
0,5
18
Употребление слова в художественном тексте.
0,5
0,5
19
Секреты фразеологизмов
0,5
0,5
20
Фразеологизмы в художественных произведениях.
0,5
0,5
21
Лабораторный практикум .
0,5
0,5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)
22
Склоняемые части речи. Друзья,но не родственники.
0,5
0,5
23
Секрет глагола и его форм.
0,5
0,5
24
Грамматические омонимы.
0,5
0,5
25
Предложения .
0,5
0,5
26
Как грамматика « ..ум в порядок приводит»
1
1
Речевой этикет.(3 ч)
27
Правила речевого этикета.
1
1
28
2 «Ежели Вы вежливы..».Лабораторный практикум.
1
Обобщающее занятие. (1ч)
29
Защита проектов
1
Итого часов 35
Материально-техническое обеспечение
Для учителя
Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г
Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2011
для учащихся
Львова С.И. «Позвольте пригласить вас» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2011
15