Использование интерактивных методов обучения в процессе изучения общественных дисциплин






















































Тема: Использование интерактивных методов обучения в процессе изучения общественных дисциплин


Б.Т. Тулебаева
учитель истории НИШ ХБН , г. Павлодар



Каждый учитель перед подготовкой урока задается вопросом, как сделать урок интересным, увлекательным, как добиться того, чтобы урок развивал мыслительную активность учащихся. Для решения данной проблемы учителя обращаются к теоретическим и практическим достижениям педагогической науки.
Среди большого разнообразия педагогических методов, приемов, технологий, в последнее время особый интерес вызывают интерактивные методы обучения. Эта форма организации занятий находится в центре исследования, как ученых-педагогов, так и учителей школ.
Вопросам интерактивного обучения посвящены работы многих ученых и специалистов: Р.Ч. Бектургановой, М.В.Кларина, В.Х.Шейне, С.Ю.Курганова, Исалиева Б.М и др. В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. XXв. Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.), “Педагогики – сотрудничества” (70-80-егг) - Шаталова, Амонашвили, Лысенковой. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в массовой школе. Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”.
Актуальность данной темы обусловлена педагогической значимостью интерактивных методов обучения, также необходимостью всесторонне изучить и применить на уроке истории.
В настоящее время, несмотря на широкое распространение интерактивных методов обучения, само явление интерактивности остается мало изученным. При этом целостно познать интерактивность в системе образования возможно лишь на основе системного подхода.
Проблема исследования заключается в устранении противоречия между необходимостью обеспечения интерактивности обучения на основе системного подхода и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике среднего образования.
Решает противоречия: психологические, социальные, образовательные, коммуникативные.
Объект исследования: процесс обучения учащихся в общеобразовательной школе.
Цель: теоретическое обоснование, разработка и проверка интерактивности в условиях системного подхода к обучению.
Гипотеза: если на основе системного подхода осуществляется интерактивность процесса обучения, то это способствует повышению эффективности и качества обучения.
Сущность темы работы: Создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в классном коллективе работать с каждым в отдельности с учетом познавательных возможностей, потребностей, интересов.
Ведущая педагогическая идея: интерактивные методы являются средством активизации внутренних саморегулирующих механизмов развития личности; способствуют формированию личностных качеств:
самостоятельности, творчества, самообучение, взаимообучение, коммуникативных навыков.
Теоретическая база: идеи развивающего обучения, системный подход к организации учебного процесса, инновационные педагогические технологии, ТИСО, технология критического мышления через чтение и письмо.
Условия реализации темы:1.Четкая организация взаимодействия учителя и учащихся во время учебного занятия;
2.Инструктаж;
3.Самостоятельная работа учащихся;
4.Проверка выполненных заданий учителем, само и взаимопроверка;
5промежуточный контроль
6.Творческая деятельность обучаемых;
7.Рефлексия.
Перспектива развития темы: повышение качества знаний , развитие творческих способностей учащихся; формирование мотивации к учению; создание КМС, создание учебно-дидактических разработок, метод.пособия для учителя и тетрадей для учащихся.
В системе интерактивного обучения используется работа в группах, в парах, в тройках, четверках . Решает три основные задачи: познавательную; -коммуникативно-развивающую;- социально-ориентационную.
Что дает различным субъектам образовательного процесса внедрение интерактивного режима? Для конкретного ученика:
- осознание включенности в общую работу;
- развитие личностной рефлексии;
- становление активной, субъектной позиции в учебной деятельности;
Для учебной микрогруппы:
- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
- формирование ценностно-ориентационного единства группы;
- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности.
Для связки «класс-учитель»:
- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
- многомерное освоение учебного материала;
-формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию.

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода:
1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3) Интерактивные: От англ. (inter - “между”; act – “действие”) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно- ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока. Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи: -познавательную;-коммуникативно-развивающую;-социально-ориентационную.


И позволяет:
-реализовать субъект - субъектный подход в организации учебной деятельности; -формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся; -усилить мотивацию к изучению предмета;
-создать благоприятную атмосферу на уроке;
-исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников; самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения; -отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.
Что же позволяет достигать активизации познавательной деятельности учащихся при интерактивном обучении? Конечно же, научно-методические основы, на которых базируется интерактив. Это:
-обучение через опыт и сотрудничество;
-поисковые и исследовательские методы;
-игровые методы.
В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:
-решение поставленных задач(учебных, поведенческих)
-оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
Выбирая ту или иную форму проведения урока, учитель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами. Например, для меня было важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:
-задействовать на уроке весь класс (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей);
-в полной мере учесть возрастные особенности детей
-учитывала бы мои личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.
Этапы проведения интерактивных форм.
-Разминка
-Объединение в группы
-Организация учебной деятельности учащихся в группе
-Подведение итогов
-Презентация групповых решений
-Рефлексия.
Формирование групповой общности можно начать со своеобразной разминки – эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и т.д.
Затем формирование микроклимата занятия продолжаются на этапе объединения в группы. Как правило, здесь есть три пути:

Первый путь предлагает школьникам объединяться в группы «по желанию». Плюсы такого подхода заключаются в учете межличностных связей школьников. Но существуют и минусы: формируются группы, неравные по силе, поэтому результаты совместной деятельности могут сильно различаться. Кроме того, внутри группы может сложиться атмосфера, когда интерес к общению вытесняет необходимость решения учебной задачи. И еще важный момент: упускается возможность общения с разными учащимися, искать компромиссы при неприятии их по каким-либо причинам, учиться строить отношения с разными людьми.



Второй путь заключается в формировании групп самим учителем, принимая во внимание конкретные задачи урока, учитель предусматривает состав группы. Например, при изучении темы «Домашние животные» учитель обязательно включает ученика, у которого живет кошка, или собака, или рыбки и пр. В противном случае у учащихся не будет предмета для заинтересованного обсуждения.
Третий путь – формирование малых групп путем случайного подбора. Здесь в качестве способов используются специальные приемы. Например, разрезанная открытка, «Сколько ног?», «Что в руке?» и др.
Следующий этап интерактивного обучения – организация учебной деятельности учащихся в группе. Он включает несколько ступеней:
-усвоение учебной задачи, стоящей перед группой;
-процесс поиска (обсуждения) лучшего решения;
-суммирование мнений и подведение итогов групповой работы;
-презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом.
Функции в группе могут быть четко распределены на основе самоорганизации участников: учитель предлагает роли, а участники определяют, кто какую будет исполнять. Важно, что роль лидера отсутствует, а обязанности распределены так, что ни один участник в группе не доминирует. Невозможность доминирования обеспечивается и сменой ролей в ходе выполнения заданий, что также дает возможность каждому участнику освоить широкий спектр функций.
Организация групповой деятельности
Компоненты деятельности
Функции группы, ведущие к успешной деятельности


Решение задач
Оказание поддержки

Роли членов группы
Инициатор, разработчик, координатор, контролер, оценщик, интерпретатор, секретарь, «гонец», докладчик, хранитель времени и др.
Вдохновитель, гармонизатор, организатор общения, доброжелательный слушатель.

Содержание деятельности
Внесение, принятие предложений, сведений, мнений, их обработка.
Поддержка начинаний, побуждение к высказываниям, принятие чужих идей.

Результат
Мобилизация всех членов на поиск и достижение поставленной перед группой цели.
Укрепление взаимной приязни членов группы и их сплоченности, что облегчает достижение групповой цели.




От внутригруппового общения обсуждение переходит к межгрупповому. Организация презентации  групповых решений зависит от задуманного построения всего занятия и может реализоваться в различных формах.




Организация межгруппового общения
Формы межгруппового общения
Варианты презентации групповых решений

Совместно – индивидуальная
Каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них выбирается лучшее («ярмарка»)

Совместно – последовательная
Продукт деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы («лесенка», «эстафета»)

Совместно – взаимодействующая
Из предложений выбираются определенные аспекты групповых решений, на основании которых затем вырабатывается общий для всего коллектива итог («мозаичная картинка»)

Следующий этап интерактивного обучения – рефлексия. Эффективность этого этапа зависит от многих факторов: -учебное взаимодействие должно выполнять не только функцию решения учебной задачи, но и оказания поддержки членам группы; - от готовности учащихся к самоанализу. Важно, чтобы рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в нее на первых порах включались все без исключения учащиеся.
Интерактивное обучение определенным образом изменяет требования к работе учителя. Учитель с учетом актуальных запросов развития системы образования должен обладать следующими умениями:
-организовывать процесс исследования задачи таким образом, чтобы оно воспринималось обучаемым как собственная инициатива;
-целенаправленно организовывать для учащихся учебные ситуации, побуждающие их к интеграции усилий; создавать учебную атмосферу в классе и дозировать свою помощь учащимся;
-осознавая педагогическое взаимодействие как влияние реакций обучаемых на управляющие воздействия педагога, решать нестандартные учебные и межличностные ситуации. В таком понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно стать тем фактором, который оптимизирует сущность и структуру педагогических взаимодействий.
Список использованной литературы
1.Соловьва А.Р Интерактивность в условиях системного подхода к обучению как дидактическое средство достижения его целей. Астана,2008.
2.Исалиев Б.М. Интерактивные методы обучения на уроках граждановедения. Менеджмент в образовании.2002.№3
3.Коротаева Е.В. Интерактивное обучение. Директор школы,№5 2001.

4.Лепин П.В., Чепель Т.Л. Непрерывность образования как основа становления педагогического мастерства. //Информационный вестник  городского центра развития образования. Новосибирск, 2000. № 5 (14).
5. Матвеева Н.В. Интерактивные методы обучения развития творческой деятельности учителя и учащихся.История Казахстана: преподавание в школе и ВУЗах 2007,№2.
6.    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /под ред. Е.С.Полат. М.,2000.
7.Саплина Е.в. Как сделать эффективным урок истории преподавания в школе. №6, 2001.
15