Полиязычие-как основа современной личности
как основа современной личности
Учитель физики
специализированной гимназии
для одаренных детей
г. Аксу Павлодарской области
Республики Казахстан
Кабылбекова А.С.
Только то государство может успешно и гармонично развиваться, которое сумеет создать для своих граждан достойные условия для приобретения качественного образования.
Современное образование должно быть конкурентоспособным, таким, чтобы выпускники школы могли легко продолжать обучение не только у себя в стране, но и в вузах высокоразвитых стран мира.
Для формирования конкурентоспособного специалиста, коммуникабельной позитивной личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым пониманием и чувством уважения других культур, умением жить в мире и согласии необходимо поликультурное и полиязычное образование.
Полиязычное образование рассматривается как одна из предпосылок интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство.
Из Концепции развития системы образования РК до 2015 года: «Знание родного, государственного, русского и иностранного языков расширяет кругозор человека, содействует его всестороннему развитию, способствует формированию установки на толерантность и объемное видение мира»
В республике ведутся экспериментальные работы по внедрению полиязычия во всех типах учебных заведений для обучения и воспитания всесторонне гармонично развитой личности, способной свободно ориентироваться в международном пространстве, свободно владеющей казахским, английским и русским языками, уже в стенах школы определившейся с выбором профессии и получившей знания по её основам, стремящуюся найти достойное место в обществе и быть истинным патриотом своей Родины.
Английский язык является родным для более чем 400 000 000 человек, живущих в 12 странах мира, к которым относятся: США, Канада, Англия, Австралия, Новая Зеландия и др. В более чем в 30 странах мира, таких, например, как Индия, Сингапур, Филиппины, Малайзия, Бирма, и многих других, он широко используется в государственных масштабах наравне с национальными языками. Английский язык занимает 1 место в мире среди иностранных языков, изучаемых в средней и высшей школах, а также на различных курсах системы образования взрослых. В Казахстане, например, английский язык изучают порядка 70 % учащихся и студентов средних и высших учебных заведений. Владение английским языком становится нормой для научно-технической интеллигенции большинства развитых стран. Он является основным средством общения при контактах иностранных туристов с обслуживающим персоналом на всех континентах. Полагают, что в настоящее время около 1 миллиарда людей, то есть 1/5 населения нашей планеты, в той или иной степени владеют английским языком.
В наше время английский язык играет чрезвычайно важную роль в таких сферах человеческой деятельности, как наука, техника, экономика, торговля, спорт, туризм. Этот язык стал международным языком в авиации и судоходстве. Английский язык выступает в качестве рабочего языка абсолютного большинства международных научных, технических политических и профессиональных международных конференций, симпозиумов и семинаров.
Учитывая вышесказанное, наша гимназия вносит свой вклад в развитие полиязычия, внедряя его в предмет физики.
С 2005 года началось последовательное и системное введение предмета “физика на английском языке”.
Одной из важных предпосылок для внедрения трехъязычной системы обучения
·послужило обучение английскому языку в гимназии со второго класса, то есть присутствие хорошей базы иностранного языка. Учащиеся задействованные в этом проекте приходят в седьмые классы (физика изучается с седьмого класса) в тот период, когда их коммуникативные возможности возрастают, и преодоление психологического барьера в изучении предмета дается легче.
Поэтапное введение предмета явилось результатом продуманной организационно-управленческой работы администрации гимназии в лице директора школы Р.Х.Сламбековой, заместителя директора по науке К.М.Аккентаевой, заместителя директора по учебной части С.С.Джамалбаевой.
На практическом этапе мною были разработаны «Терминологический словарь по физике» для 7, 8, 9 классов, сборники задач, тестов на английском языке. Они были рецензированы К.Н. Булатбаевой, доктором педагогических наук, профессором ПГПИ, директором НПЦ перевода и межкультурной коммуникации, и Г.Х. Демесиновой, кандидатом наук, доцентом, зав.кафедрой теории и практики ПГУ им.С.Торайгырова.
Следующим пошаговым действием было внедрение системы контроля качества знаний по физике: в конце каждой четверти проводятся тесты на проверку знаний терминов на английском языке по изученным темам; в конце учебного года принимается зачет на знание терминологии на английском языке в присутствии администрации гимназии, на конец основной школы проводится экзамен (разработаны 25 билетов по 2 вопроса) в присутствии представителей ИПК ПК, городского отдела образования, учителей физики КТЛ.
На итоговом этапе был разработан факультативный курс «Основы механики» для 5-6 классов с целью повышения усвоения терминологической базы у учащихся.
За время проведения эксперимента на базе гимназии было проведено 4 семинара областного уровня. Целью эксперимента является формирование полиязычной личности, владеющей терминологической базой на английском языке по физике, способной осуществлять коммуникативно-деятельностные операции на 3-х языках во всех ситуациях, личность, владеющая английским языком на уровне переводчика, с речевыми навыками и умениями, позволяющими успешному обучению в англоязычных вузах:
-эффективно читать специальную литературу с максимальным извлечением информации,
-адекватно воспринимать на слух лекции, читаемые иностранными преподавателями,
-составлять резюме, писать аннотации к научным работам,
-участвовать в дебатах, дискуссиях,
-вести беседу и общаться на английском языке.
Системная и непрерывная работа в эксперименте легла в основу моих педагогических изысканий. Неоднократно выступала со своими творческими наработками на областных и республиканских семинарах. На V республиканском фестивале инновационных педагогических идей заняла призовое место. Педагогический опыт работы по обучению физики на 3-языках в общеобразовательной школе распространён на областном уровне и обобщен на республиканском уровне.
В век технологизации и глобализации не возникает сомнения в актуальности поликультурного образования, его достойном месте в теории и практике формирования подрастающего поколения, необходимости активной разработки и уточнении целей, задач, функций, содержания, технологий этого важного компонента в отечественном образовании.
15