МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03 ТЕХНИЧЕСКОЕ О
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»
ГО ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ имени МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
579056546672500Донецк, 2016
Разработчик: Святенко А.А., кандидат экономических наук, доцент, преподаватель высшей квалификационной категории, ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского».
Рецензенты:
Арешидзе Л.Н., методист ГУ «УМЦ СПО», методист высшей категории.
Прохорова В.Г., методист ГПОУ «ДКТД» ДонНУЭТ, преподаватель высшей квалификационной категории, преподаватель-методист.
В методике рассматриваются вопросы подготовки и проведения занятий с применением информационно-коммуникационных технологий обучения. Методика разработана на основе многолетнего личного опыта применения информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности.
Рекомендуется для применения преподавателям профессионального модуля ПМ.02. Организация деятельности коллектива исполнителей при подготовке специалистов среднего звена по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта в ОУ СПО.
Рассмотрено и одобрено на заседании методического совета ГПОУ «ДКТД» ДонНУЭТ
Протокол № ___ от ______ 2016 года
Рассмотрено и одобрено на заседании Учебно-методического совета ГУ УМЦ СПО
Протокол № ___ от ______ 2016 года
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Пояснительная записка…………………………………………….. 4
2. Введение……..……………………………………………………… 5
3. Основные положения методики ………………………………….. 8
4. 1. Общие рекомендации по применению ИКТ…………………... 8
5. 1.1. При подготовке преподавателя к занятиям………………….. 12
6. 1.2. При проведении занятий преподавателем…………………… 13
7. 1.3. При подготовке студентов к занятиям……………………….. 19
8. 1.4. При работе студентов на занятиях…………………………… 21
9. 2. Электронный журнал группы…………………………………... 22
10. Заключение ………………………………………………………… 23
11. Список использованных источников …………………………….. 27
12. Приложение 1.Скриншот блога для студентов на Google………. 28
13. Приложение 2. Скриншот блога для преподавателей НВиМСП и БЖД УМО 1-2 г. Донецка на Google …………………………… 28
14. Приложение 3. Скриншот группы для преподавателей НВиМСП и БЖД УМО 1-2 г. Донецка Вконтакте ……………… 29
15. Приложение 4. Скриншот группы для студентов Вконтакте…… 29
16. Приложение 5. Скриншот сайта на Инфоуроке………………….. 30
17. Приложение 6. Скриншот публикации на портале УМЦ СПО «Сокровищница педагога СПО»………………………………….. 30
18. Приложение 7. Скриншот страницы в Skupe…………………….. 31
19. Опросный лист студента…………………………………………... 32
20. Опросный лист родителей студентов…………………………….. 33
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из приоритетных направлений, указанных в Законе «Об образовании» Донецкой Народной Республики, является инновационная образовательная деятельность, ориентирована на совершенствование учебно-методического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ [1].
В свою очередь ГОС СПО, утвержденный приказом № 602 Министерства образования и науки ДНР от 25 сентября 2015 г. по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. одной из общих компетенций (ОК 5), определяет: использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности [2].
Внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее–ИКТ) в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения занятий, освободить преподавателя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.
«Золотое правило дидактики – наглядность» (Ян Каменский). Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.
В методической разработке применение ИКТ рассматривается на примере изучения студентами 3-го курса профессионального модуля ПМ.02. Организация деятельности коллектива исполнителей.
Профессиональный модуль ПМ.02 предназначен для изучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, реализующую образовательную программу среднего профессионального образования, при подготовке специалистов среднего звена по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта [2].
Специфика модуля состоит в том, что в процессе обучения, студенты получают теоретическую и практическую подготовку управления коллективом исполнителей автопредприятия или станции технического обслуживания автомобилей с использованием ИКТ.
Актуальность изучения модуля состоит в том, что использование ИКТ повышает мотивацию студентов к обучению, экономит время при подготовке к занятиям, способствует овладению общими и профессиональными компетенциями, пригодится студентам в дальнейшей трудовой деятельности, будет способствовать их профессиональному росту, расширит их знания и умения в области организации деятельности коллектива исполнителей в автотранспортных предприятиях и станциях технического обслуживания автомобилей.
Методическая разработка профессионального модуля может быть использована в образовательных учреждениях СПО при подготовке специалистов среднего звена по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, квалифицированных рабочих, должностей служащих по профессии: код 11442 Водитель автомобиля и код 18511 Слесарь по ремонту автомобилей.
ВВЕДЕНИЕ
Применение ИКТ по сути не является новым направлением в профессиональной деятельности педагогов. В последнее десятилетие ИКТ широко применяется в образовательных учреждениях, изучается студентами на занятиях по информатике и информационным технологиям. Преподаватели и студенты активно пользуются поисковыми системами для сбора информации при подготовке к занятиям [3-10].
Дело в том, что современные студенты, это представители нового, «цифрового» поколения, которое возникло в последнее десятилетие. Молодежь перестала читать книги, журналы, периодику, их им давно заменили социальные сети, форумы, Википедия, Студопедия и др. И с этим фактом нужно согласиться, его необходимо учитывать в профессиональной деятельности педагога. Нам просто необходимо разговаривать с ними на одном «языке».
По моим наблюдениям, студенты охотнее общаются с преподавателями, которые свободно владеют современными цифровыми технологиями, и с сарказмом относятся к педагогам старшего поколения, которые до сих пор не освоили в достаточной мере хотя бы начальный уровень компьютерной грамотности. Для них это «динозавры», хотя это педагоги с огромным педагогическим и жизненным опытом, они пользуются заслуженным авторитетом среди коллег, но, увы, не среди студентов.
Несомненны преимущества ИКТ: свободный доступ к информации, быстрота обработки информации, наглядность и бесконечные возможности переработки и подачи информации. В настоящее время студенты свободно владеют персональными компьютерами (далее - ПК), всевозможными гаджетами, программным обеспечением, приложениями, проводят большую часть свободного времени в социальных сетях: Вконтакте, Одноклассники, Instagraм, Facebook, Тwitter, Livejournal и др. Применение специальных программ и приложений типа Torrent, Skype, Viber, WhatsApp позволяет скачивать не только информацию для обучения, фильмы и музыку, но и общаться в режиме On-line.
К недостаткам ИКТ можно отнести: современную проблему интернет-зависимости молодежи; негативное влияние мониторов электронных устройств на зрение пользователей, слабую техническую оснащенность аудиторий образовательных учреждений (недостаточность мультимедийного оборудования, интерактивных досок, сети Wi-Fi), устаревшие компьютерные классы, поток плагиата при написании студентами рефератов, сообщений, научных статей, докладов; угроза заражения ПК вредоносными вирусными программами, блокировки персональных сайтов и страниц в социальных сетях модераторами без объяснения причин, взломы страниц хакерами вследствие недостаточной защищенности персональных данных паролями доступа.
Сфера применения ИКТ в педагогической деятельности мною обобщена, упорядочена и расширена, в результате чего появилось больше возможностей для ее реализации.
Актуальность и новизна методической разработки состоят в том, что использование ИКТ при преподавании студентам указанного модуля, позволяет использовать ряд вариантов применения ИКТ:
при изложении нового материала - визуализация знаний (презентации по темам, электронные плакаты, выполненные в программе MS Power Point, CorelDRAW, ACDSee Pro, Corel PHOTO-PAINT, видеоуроки, видеопрезентации);
при проведении практических занятий c использованием специального программного обеспечения (базами данных Access, программ Word и Еxcel);
для контроля и проверки усвоения материала преподаваемой дисциплины (в основном тестирование с оцениванием);
при самостоятельной работе студента и для работы со студентами-заочниками и обучающимися по индивидуальным учебным планам (поиск информации в электронном пособии, сети Интернет, облачном хранилище данных (cloud storage); обмен информацией с помощью моих персональных блогов в Google, программе Skupe проектах «Инфоурок», «Сокровищница педагога»; по электронной почте и открытой группе в социальной сети Вконтакте) (Приложения 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7);
для тренировки конкретных способностей учащегося (внимание, усидчивость, память, мышление и т.д.).
Для реализации указанных вариантов применения ИКТ широко применяются технические средства обучения: на занятиях – установленные в аудиториях Колледжа; при самостоятельной работе студента и для его коммуникации с преподавателем – у него дома; при подготовке учебно-методических материалов и поддержания коммуникации преподавателя со студентами – дома у преподавателя.
Цель предлагаемых методических рекомендаций - оказать методическую помощь педагогам-практикам при преподавании профессионального модуля ПМ.02. Организация деятельности коллектива исполнителей, или аналогичных дисциплин.
Ожидаемый результат от использования данных методических рекомендаций в системе образования может стать основой для проведения подобных мероприятий по аналогичным ПМ. Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет автору:
активизировать познавательную деятельность студентов;
способствовать повышению мотивации студентов;
проводить учебные занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
повысить объем выполняемой работы на занятии в 1,5-2 раза;
усовершенствовать текущий и промежуточный контроль знаний;
рационально организовать образовательный процесс, повысить эффективность учебного занятия;
формировать навыки исследовательской деятельности;
обеспечить максимальный доступ к различным справочным и поисковым системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Кроме того, использование ИКТ помогает также:
при работе с отстающими студентами;
в режиме самообучения;
в режиме графической иллюстрации изучаемого материала;
в режиме введения видео- и звукоряда в учебные занятия;
при проведении открытых мероприятий (викторин, брейн-рингов и т.д.);
при проведении профориентационных мероприятий;
при проведении мастер-классов;
при проведении уроков педмастерства;
в руководстве учебно-методическим объединением;
в работе куратора учебной группы;
при проведении научно-практических конференций;
при подготовке и защите курсовых и дипломных работ студентов.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ
1. Общие рекомендации по применению ИКТ
Рассмотрим основные положения методики на примере Профессионального модуля ПМ.02. Организация деятельности коллектива исполнителей, который является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС СПО по специальности 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (утвержденный приказом № 602 Министерства образования и науки ДНР от 25 сентября 2015 г.) [2], укрупненной группы специальностей 23.00.00. Техника и технологии наземного транспорта, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей, МДК.02.02. Организация и управление грузопассажирскими автомобильными перевозками, МДК.02.03. Организация ТО и ТР в АТП и СТО, ПП.02.01. Производственная практика, и соответствующих профессиональных (ПК) компетенций.
Учитывая огромную приверженность современных студентов к компьютерным технологиям и почти полное отрицание бумажных носителей информации, на современном этапе педагогической деятельности необходимо менять стратегию преподавания. Для наиболее успешного выполнения преподавательской миссии, необходимо вовлечь студентов в образовательный процесс таким образом, чтобы им было интересно, легко и продуктивно выполнять домашние работы, готовиться к занятиям, создавать презентации, сообщения и получать дополнительную информацию. Особенно актуально применение ИКТ-технологий для студентов-заочников и студентов, занимающихся по индивидуальным планам.
Из моих многолетних наблюдений, я делаю вывод, что именно такой, современный подход наиболее импонирует студентам. Ведь не секрет, что 99% информации, при подготовке к занятиям, студенты черпают из бездонных глубин Интернета. По данным исследователей, преподаватели старой школы из Интернета получают не более 10-15 % информации, в то время как молодые преподаватели (а это в недалеком прошлом студенты) также получают около 90% информации из всемирной «паутины».
Таким образом, огромным подспорьем для коммуникации со студентами, для преподавателя является создание персональных блогов, персональных страниц или групп в социальных сетях. В том числе регистрация в аналогичных группах, сообществах и подписка на блоги, созданные студентами. Это импонирует студентам, повышает доверие к преподавателю, мотивирует их к получению новой информации по учебной дисциплине, и особенно, что важно, к получению или поиску информации по выбранной ими специальности. Таким образом, преподаватель и студенты могут общаться в режиме on-line, обмениваться информацией, получать консультации и т.д. А это прямой путь к освоению студентами общих и специальных компетенций!
Важным элементом внедрения в образовательный процесс ИКТ, является оборудование учебного кабинета хотя бы одним мощным ПК (в идеале - на каждом учебном месте), мультимедийным оборудованием со звуковыми колонками (в идеале - интерактивной (мультимедийной доской)), экраном, лазерной указкой, точкой доступа к сети Wi-Fi, USB- разветвителем для подключения нескольких Flesh-накопителей (в идеале 12-ти портовым) (Рис. 1).
А Б
Рис. 1. А – USB-разветвитель, используемый мной (на 4 порта). Б – USB-разветвитель рекомендуемый (на 12 портов).
Я в образовательном процессе в аудитории использую обычный ПК, со стандартным набором программ (Word, Ecxel, Mediaplayer, FleshGet, Winamp, KMPlayer, VLC media player, Windows Media Player), настенный экран с электроприводом, мультимедийный проектор, лазерную указку, USB-разветвитель для подключения 4-х Flesh-накопителей. Точкой доступа к сети Wi-Fi, при отсутствии роутера, служит личный смартфон.
До начала занятий с новой группой, мною создается соответствующий персональный блог в глобальной поисковой сети Google, группа в социальной сети Вконтакте. На первом занятии я сообщаю студентам адреса этих электронных ресурсов, они, в свою очередь, сообщают мне адрес своей группы или сообщества в социальной сети. В тот же день студенты регистрируются на моих электронных ресурсах, я регистрируюсь у них в группе или сообществе. Каждый студент после регистрации или подписки на мою страницу или блог, отображается у меня на соответствующем ресурсе. Таким образом, я контролирую посещаемость каждого ресурса. Моя регистрация в группе или сообществе учебной группы дает возможность оперативно доносить информацию, делать объявления, проводить консультации и т.д.
Кроме того, для налаживания коммуникационных связей со студентами, я предлагаю им заполнить небольшую табличку и выслать мне вечером на мой электронный адрес (Табл. 1). Таким образом, я создаю базу данных студентов, куда входят следующие данные:
Таблица 1
№
п/п ФИО
студента № группы Моб. тел.
(МТС, Феникс) Адрес эл. почты Адрес в Skupe Наличие Viber Адрес группы или сообщества Вконтакте
1 2 3 4 5 6 7 8
1 2 3 Студенты, в свою очередь, получают от меня на первом занятии визитку следующего содержания (Табл. 2):
Таблица 2
-48260-1003300 Моб. тел.
(МТС, Феникс) Адреса эл. почты Адрес в Skupe Наличие Viber Адрес группы Вконтакте,
Адрес персонального блога в Google
Святенко Анатолий Андреевич 050-626-19-85
071-313-14-71 svyat0212@meta.ua;
svyat0212@google.comAnatol0212 + https://vk.com/club101049703http://dondktd.blogspot.com
В процессе педагогической деятельности, мною постоянно создается, приобретается и накапливается электронная библиотека, в которую входят: учебные пособия, книги, лекции, презентации, методические разработки, видеозанятия и другие дидактические материалы. Указанные ресурсы тщательно систематизируются, и хранятся в электронном виде на домашнем ПК с целью использования в педагогической деятельности.
Опыт показал, что накопление информации в больших объемах требует достаточно много места на жестком диске ПК. Таких возможностей у меня не было, поэтому пришлось освоить облачные технологии (Cloud-хранилища) для хранения информации.
В качестве примера, использования облачных технологий в образовании, можно назвать:
электронные дневники;
журналы;
личные кабинеты для студентов и преподавателей;
интерактивная приемная;
тематические форумы, где студенты могут осуществлять обмен информацией;
поиск информации, где студенты могут решать определенные учебные задачи даже в отсутствии педагога или под его руководством.
Для этого можно использовать:
компьютерные программы;
электронные учебники;
тренажеры;
диагностические, тестовые и обучающие системы;
прикладные и инструментальные программные средства;
лабораторные комплексы;
системы на базе мультимедиа-технологии;
телекоммуникационные системы (например, электронную почту, телеконференции;
электронные библиотеки и другое.
Все перечисленные возможности обеспечивают: обработку текстов, составление таблиц, создание презентаций и т.д.
Самыми распространенными облачными провайдерами на сегодня являются: Amazon, The Rackspace, Google, Microsoft, Joyent, GoGrid, Terremark, Savvis, Verizon, NewServers. Все они предлагают размещение информации от 5 до 50 Гб бесплатно, свыше этого необходимо платить. Но система оплаты очень гибкая, платишь только за место и использованное время на работу с информацией. Программное обеспечение, антивирусное обеспечение и другие службы поддержки – бесплатные.
Весь трафик между клиентом и «облаком» шифруется (используется, как минимум, протокол SSL, а в некоторых RSA+AES), что очень сильно затрудняет просмотр передаваемой информации посторонними лицами. Поэтому уровень безопасности работы с данными выше, чем, например, при отправке обычным письмом по электронной почте. Некоторые сервисы облачного хранения (SpiderOak, Wuala) предлагают шифрование данных не только при передаче, но и при хранении в «облаке».
Лично я пользуюсь облачным сервисом от корпорации Microsoft – live@edu. Указанный сервис позволяет хранить до 25 Гб информации бесплатно (Рис. 2).
Рис. 2. Скриншот персональной страницы на облачном сервисе Microsoft – live@edu.
Необходимо заметить. Что регистрация на указанном сервисе бесплатная и занимает не более 15 мин. Пользоваться информацией, размещенной в облаке, студенты могут свободно. Для этого нужен ПК или смартфон и доступ к сети интернет. Вход с любой точки планеты не представляет трудностей. То есть получать информацию и готовиться к занятиям можно и на каникулах, находясь даже в другой стране на отдыхе.
Для оперативного обмена информацией, просмотра подготовленных студентами презентаций, рефератов, сообщений, индивидуальных заданий и т.д. обязательным условием при посещении занятий, является наличие при себе Flesh-накопителей. Таким образом, удается уйти от бумажных носителей при подготовке, в частности, рефератов и сообщений. Они пополняют мою электронную базу, и электронное портфолио студента. Приветствуется также наличие у студентов ноутбуков, планшетов, смартфонов.
Все это позволяет мне готовиться и проводить занятия на достаточно высоком техническом уровне с использованием технологий ИКТ.
1.1. При подготовке преподавателя к занятиям
Помимо традиционных способов подготовки преподавателя к занятиям (работа с основной и дополнительной литературой, периодикой), неограниченные возможности нам дает применение ИКТ, что в современных условиях нехватки специальной литературы на бумажных носителях не старше 2010 года и ее дороговизны особенно актуально.
В поисковых системах: Google, Yandex, Mail.Ru; веб-браузерах: Opera, Google Chrome, Firefox, Internet Explorer, Yandex Browser и др., я нахожу недостающие мне методические и дидактические материалы. После скачивания необходимой информации на ПК, ее необходимо обработать.
Обработка текстовой информации включает в себя: вычитку текста, форматирование или преобразование текста в нужный нам формат, редактирование текста (вырезка лишнего и дополнение своим текстом, таблицами, инфографикой, фото и т.д.). после обработки информации она сохраняется в ПК и при необходимости распечатывается на принтере.
Обработка фотографий включает в себя редактирование в программах: MS Power Point, CorelDRAW, ACDSee Pro, Corel PHOTO-PAINT. При этом фотографии можно обрезать, осветлять, создавать фотоколлажи, уменьшать размер, изменять формат и т.д.
Обработка видеоматериалов достаточно легко производится в программах: Киностудия Windows Live, Windows Movie Maker. В указанных программах можно накладывать звук, эффекты, фотографии, делать обрезку и склеивание видеоряда.
Создание презентаций, как правило, производится в программе PowerPoint. Причем любая версия указанной программы достаточно проста в пользовании, и не требует много времени для ее изучения. Набор функций программы широк. Можно выбрать цвет обоев, назначить эффекты просмотра слайдов, дополнить текст презентации фотографиями, видео- и звукорядом.
Создание тестовых заданий рекомендуется в программах: Access, Word и Еxcel. Тестовые задания могут быть распечатаны и использованы как раздаточный материал для контроля знаний студентов в аудитории, при проведении викторин, мастер-классов, конкурсов. Могут быть размещены в интернет-ресурсах для проведения дистанционного контроля знаний; могут быть использованы в электронном виде и размещены в компьютерном классе или на смартфонах студентов при наличии точки доступа Wi-Fi.
1.2. При проведении занятий преподавателем
При проведении занятий я максимально использую возможности установленного в аудитории: ПК, мультимедийного оборудования, звукоусилительной аппаратуры, экрана с электроприводом; лазерную указку, личный смартфон, с приложением «мобильный интернет» как точку доступа к сети Wi-Fi.
Подготовленные заранее методические материалы по профессиональному модулю ПМ.02. Организация деятельности коллектива исполнителей загружены в ПК, в соответствующую папку на диске D. Там же находятся презентации, которые выводятся на экран. При отсутствии мультимедийного оборудования мною предусмотрен специально сконструированный и построенный поворотный стол, на котором установлен монитор. В конце аудитории, на стене, установлено зеркало, в которое я вижу информацию, отображающуюся на экране. Таким образом, я могу листать слайды и контролировать изображение на экране и студентов в аудитории (Рис. 3; 4).
Повернув экран в сторону аудитории, можно комментировать также тексты, таблицы, видеозанятия и другие материалы.
-177808578850010477514605000
Рис. 3. Использование зеркала на задней стене аудитории для контроля за экраном монитора.
Рис. 4. Использование поворотного стола для демонстрации презентаций и видеозанятий.
Рассмотрим возможности и преимущества использования персонального мобильного телефона-смартфона. Я использую смартфон Samsung Galaxy Grand Prime, на базе операционной системы Android, предварительно загрузив на устройство необходимые материалы для проведения занятия.
Любой смартфон или планшет на базе операционной системы Android можно превратить в 3G-роутер за несколько движений пальцем по экрану.
Начинаем с включения Wi-Fi на самом смартфоне или планшете. Для этого идем в «Настройки» и ставим переключатель «Wi-Fi» в положение «ВКЛ» [11].
Затем выбираем пункт меню «Режим модема». В некоторый случаях пункта «Режим модема» может не быть - тогда кликаем по пункту «Ещё» и в нем выбираем пункт «Точка доступа Wi-Fi».
Теперь надо поставить галочку «Точка доступа Wi-Fi», а затем нажать на кнопку «Настройка точки доступа». Здесь нужно ввести идентификатор беспроводной сети - SSID. Можно, как вариант, оставить идущий по умолчанию - AndroidAP
Тип сертификата безопасности - «WPA2-PSK». Осталось только ввести в поле «Пароль» - ключ безопасности создаваемой сети. В качестве пароля на Wi-Fi может быть любое слово, набор символов в английской раскладке или число не короче 8 знаков. Нажимаем кнопку «Сохранить». Теперь в списке беспроводных сетей появится и Ваше устройство на Android. Остается только к нему подключиться.
После подключения студентов к моей точке доступа, подключаются к глобальной сети интернет. После чего они входят в мой блог, или облако, либо отправляют мне информацию, либо получают от меня информацию, в том числе по каналам электронной почты (Рис. 5).
Рис. 5. Порядок настройки смартфона в режиме «Точка доступа Wi-Fi».
Если у преподавателя не хватает денежных средств, или они закончились, услуга «Мобильный интернет» будет недоступна. В таком случае у любого из студентов, у кого есть смартфон и данная услуга доступна, может активизировать свою точку доступа. Остальные студенты также получат доступ в сеть интернет.
Существует еще одна, простая возможность подключить смартфон в качестве USB-модема. Для реализации этого способа необходимо подключить смартфон кабелем к одному из USB-портов на компьютере под управлением Windows. В большинстве случаев необходимые драйвера система обнаружит и установит самостоятельно, но, если этого не произошло, вам придётся скачать их на сайте производителя гаджета и установить вручную. Лучше всего использовать комплектный кабель, так как его качество может косвенным образом повлиять на скорость соединения (Рис. 6).
Рис. 6. Порядок настройки смартфона в режиме «USB-модема».
После подключения смартфона откройте его настройки и в разделе «Беспроводные сети» выберите пункт «Ещё». Перед вами откроется раздел дополнительных настроек, где нас интересует пункт «Режим модема».
Рис. 7. Скриншот окна на ПК для настройки в «Режиме модема».
Здесь необходимо поставить флажок возле пункта «USB-модем». В результате на вашем компьютере появится новое соединение. Для его активации откройте окно сетевых подключений, щелкните правой кнопкой мыши по иконке «Подключение по локальной сети» и в появившемся контекстном меню выберите пункт «Включить» (Рис. 7).
Существует еще один простой и быстрый способ передать информацию студентам прямо в аудитории, во время занятий, или получить информацию от студентов. Никаких материальных затрат при этом способе не требуется. Все современные мобильные телефоны оборудованы приложением Bluetooth. Я с удовольствием пользуюсь этой функцией.
Для создания этого подключения вам необходимо точно так же, как описано выше, открыть настройки смартфона и перейти к выбору режима модема, который находится по адресу «Настройки» - «Еще…» - «Режим модема». Только в этот раз требуется уже отметить пункт «Bluetooth-модем». Обратите внимание, что ваш гаджет должен быть видим для других устройств. Проверьте обязательно эту опцию в настройках Bluetooth смартфона (Рис. 8).
Рис. 8. Порядок настройки смартфона в режиме «Bluetooth-модем».
После выполнения этих операций щёлкните по иконке смартфона в окне «Устройства и принтеры» правой кнопкой мышки и выберите в контекстном меню пункт «Подключаться через» - «Точка доступа» (Рис. 9).
Опыт показывает, что именно подключение с помощью Wi-Fi показало самую лучшую скорость, на втором месте оказался USB, а Bluetooth оказался самым медленным видом беспроводного соединения.
Рис. 9. Завершение настройки смартфона и ПК в режиме «Bluetooth-модем».
Еще одна точка приложения ИКТ, используемая мною на занятиях, это проведение проблемных лекций с использованием кейс-метода. Содержимое кейса предъявляется в мультимедиа варианте (с включением в кейс видео- и аудиоматериалов). Необходимо учесть, что и в этом случае материалы кейса предлагаются группе не только в мультимедиа варианте, но и на бумажных носителях.
Всеобщее обсуждение увиденного на экране побуждает студентов к активной дискуссии, поиску ответа на смоделированную преподавателем ситуативную задачу, и в конце концов, к решению задачи и выработке предложений по ее решению.
Таким образом, при проведении занятий существенно экономится время, бумага, студенты с азартом и с большим интересом применяют перечисленные технологии. Им это близко и понятно.
Например, при изложении нового материала, или проведении практического, лабораторного занятия, преподаватель имеет возможность прокомментировать свое выступление не «на пальцах», а вывести на экран монитора картинку, график, видео, блок-схему и т.д.
1.3. При подготовке студентов к занятиям
Создание презентаций, как правило, производится в программе PowerPoint. Причем любая версия указанной программы достаточно проста в пользовании, и не требует много времени для ее изучения. Студенты обычно знакомы с этой программой еще со школьной скамьи, поэтому особых проблем при создании презентаций у них не возникает.
Создание презентации - отличный способ показать свою техническую эрудицию, оживить иногда скучное выступление с использованием видео- и звукоряда, с применением различных эффектов и т.д. Занимает создание презентации не более 1-2 часов, что соответствует требованиям нормативных документов Министерства образования и науки ДНР. А выступление на круглом столе, научно-практической конференции, при защите курсового или дипломного проекта или ином открытом мероприятии просто немыслимо без качественно созданной презентации, призванной сопровождать выступление студента (Рис. 10).
Рис. 10. Скриншот фрагмента презентации по Профессиональному модулю ПМ.02. Организация деятельности коллектива исполнителей, подготовленной студентом гр. ТРТ 41/13 Рудь В.А.
При создании презентаций на уровне занятия, студент решает задачу ее создания самостоятельно. Но при более высоком уровне выступления, научный руководитель, в лице преподавателя консультирует студента.
Например, во время работы над дипломным проектом в режиме дистанционного общения «студент-преподаватель», просто незаменимы: электронная почта, блоги и группы (сообщества) в социальных сетях, облачные технологии (при больших объемах файлов). Студент высылает файл, папку, или архив на один из ресурсов доступа, преподаватель просматривает информацию, делает необходимые правки и высылает студенту. Снова экономится самое ценное в учебном процессе – время!
Подготовив реферативное сообщение, студент имеет возможность не распечатывать его, а сразу отправить преподавателю, используя уже перечисленные ресурсы ИКТ. Я, получив реферат, в любое время, и в любом месте, где имеется техническая возможность, могу ознакомиться с ним, и тут же направить студенту свой отзыв, скопировать реферат в базу данных рефератов (стоящий реферат, а не перепечатку с интернета). При хорошо выполненной работе студент допускается мною к защите реферата.
Подобная работа студентов способствует повышению их познавательной активности, усилению интереса к изучаемому материалу, так как задействует интересные для них формы самостоятельной работы.
Студенты, которые по разным причинам пропустили занятия, могут с помощью ИКТ воспользоваться теми же ресурсами доступа к информации и в любое время, скачав необходимую информацию, подготовиться к занятиям (восполнить конспект лекций, выполнить практическую работу, подготовить реферат, получить консультацию преподавателя и т.д.).
Для студентов-заочников и студентов, которые обучаются по индивидуальному графику, ИКТ-технологии служат очень важным подспорьем, учитывая дистанционную форму обучения. Для них алгоритм получения, доступа и обмена информацией с преподавателем тот же что и для студентов дневной формы обучения (Рис. 11).
441452086995преподаватель
00преподаватель
40703539370студент
00студент
19177019685облако
00облако
Рис. 11. Графическая схема коммуникации студент – ИКТ – преподаватель – ИКТ – студент.
1.4. При работе студентов на занятиях
Подготовившись дома к занятиям, студент в полной мере может использовать все возможности ИКТ в аудитории. Для этого можно использовать возможности своего смартфона, имеющегося в аудитории ПК, мультимедийного оборудования и т.д.
Например, при прочтении реферативного сообщения, или ответа с места, студент имеет возможность прокомментировать свое выступление не «на пальцах», а вывести на экран монитора картинку, график, видео, блок-схему и т.д. преимущества таких технологий очевидны: можно вернуться к ранее просмотренным слайдам. Можно поставить видео на паузу и «по горячему» обсудить тот или иной сюжет. Иногда несколько студентов готовят рефераты на одну тему, тогда появляется возможность сравнить оба выступления, обсудить сильные и слабые стороны обоих презентаций, и выставить оценку с учетом качества предоставленных студентами работ.
Иногда на занятиях возникает ситуация, когда студенты не могут найти ответ на поставленный преподавателем вопрос или необходимо уточнить какие-то факты. Дискуссия в группе также не дала положительного ответа на проблемный вопрос. В таком случае я разрешаю с мобильного телефона зайти в интернет и там найти правильный ответ. Студентам это нравится. Они наперегонки пытаются найти ответ, и первым ответить, заработав при этом дополнительные баллы к оценке на занятии.
Допустим, студент не выполнил домашнее задание, не зашел на информационный ресурс, указанный преподавателем и не скачал задание. Иногда это объективная причина (личная недисциплинированность, забывчивость студента), а иногда и объективная причина (не было дома электричества, болел, не было технической возможности и т.д.). Я даю ему шанс зайти с мобильного телефона на информресурс, произвести поиск задания, подготовиться и в конце занятия получить положительную оценку. Такой подход дает студенту надежду реабилитироваться в процессе занятия и избежать получения отрицательной оценки. Мотивация прийти на занятие и получить оценку возрастает!
В конце занятия студентам не нужно записывать подробно домашнее задание, а только ссылку, предоставленную преподавателем: где получить задание и что выполнить. Снова экономия времени!
2. Электронный журнал группы
В персональном блоге преподавателя создан электронный журнал, где выставляются текущие оценки и результаты промежуточных аттестаций. В любое время студент может посмотреть текущие результаты своей работы, пропуски, неотработанные практические работы и т.д. и что самое важное, этот журнал могут просматривать родители студента. Это дополнительная мотивация не запускать учебу, чувствуя многократный контроль!
Работу с электронным журналом рассмотрим на примере группы ТРТ 41/13. Создается и ведется журнал в стандартной программе для работы с таблицами Excel (Рис. 12). Ежедневно. После окончания занятий преподаватель заполняет электронный журнал. Туда вносятся сведения о присутствии студентов на занятиях, полученных оценках и отработках практических работ. В примечаниях я отмечаю, кому могу выставить зачет «автоматом». Отдельная графа журнала (графа Х) автоматически просчитывает средний балл студента. После заполнения журнала. Я копирую его и размещаю в своем личном блоге (Рис. 13).
Заполнение электронного журнала и размещение его в блоге, занимает не более 10-15 минут.
Рис. 12. Скриншот страницы в программе Excel с фрагментом электронного журнала.
Рис. 13. Скриншот страницы в блоге на Google с фрагментом электронного журнала.
ВЫВОДЫ
Учитывая, что современные образовательные информационные технологии, в первую очередь, это средства для активизации и индивидуализации процесса обучения, повышения эффективности контроля знаний, оптимизации труда преподавателя, возрастает актуальность и целесообразность использования их в учебном процессе, открывается реальная возможность для построения образовательной системы, основанной на принципах открытого информационного пространства.
Использование информационных технологий - это обновление роли преподавателя, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. И поэтому, в первую очередь, должен быть подготовлен преподаватель для грамотного использования компьютера в преподавании своих дисциплин.
Использование ИКТ в образовательном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только студента, но и преподавателя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.
Таким образом, использование ИКТ в учебном процессе позволило мне:
активизировать познавательную деятельность студентов;
способствовать повышению мотивации студентов;
проводить учебные занятия на высоком техническом, эстетическом и эмоциональном уровне;
обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
повысить объем выполняемой работы на занятии в 1,5-2 раза;
усовершенствовать текущий и промежуточный контроль знаний;
рационально организовать образовательный процесс, повысить эффективность учебного занятия;
формировать навыки исследовательской деятельности;
обеспечить максимальный доступ к различным справочным и поисковым системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Кроме того, использование ИКТ помогает также:
при работе с отстающими студентами;
в режиме самообучения;
в режиме графической иллюстрации изучаемого материала;
в режиме введения видео- и звукоряда в учебные занятия;
при проведении открытых мероприятий (викторин, брейн-рингов и т.д.);
при проведении профориентационных мероприятий;
при проведении мастер-классов;
при проведении уроков педмастерства;
в руководстве учебно-методическим объединением;
в работе куратора учебной группы;
при проведении научно-практических конференций;
при подготовке и защите курсовых и дипломных работ студентов;
обеспечить доступ к образовательным ресурсам в сети Интернет;
обеспечить доступ к электронным образовательным ресурсам, которые расширяют возможности образовательной среды и создают условия для развития творческого мышления студентов.
Применение ИКТ в образовательном процессе трудоемкий во всех отношениях процесс, но он оправдывает все затраты, делая обучение более интересным, увлекательным и содержательным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон об образовании Донецкой Народной Республики. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/.
2. Государственный образовательный стандарт № 602 Министерства образования и науки ДНР от 25 сентября 2015 г. по специальности среднего профессионального образования 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
3. Гаврилов, М.В. Информатика и информационные технологии: Учебник для бакалавров / М.В. Гаврилов, В.А. Климов; Рецензент Л.В. Кальянов, Н.М. Рыскин. - М.: Юрайт, 2013. - 378 c.
4. Гвоздева В.А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы: Учебник / В.А. Гвоздева. – М.: ДОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 544 c.
5. Душенко, П.В. Мотивацтонные методы и процессы / П.В. Душенко, А.А. Смоляков. – М. : Владос, 2012. – 154 с.
6. Ефимова, Е. А. Интерактивное обучение как средство подготовки профессионально мобильного специалиста / Е.А. Ефимова // Среднее профессиональное образование. – 2011. - № 10. – С. 23-24.
7. Ивасенко, А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, А.Ю. Гридасов, В.А. Павленко. – М.: КноРус, 2013. – 158 c.
8. Максимов, Н.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие / Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. – М.: Форум, 2010. – 496 c.
9. Рудик, П.А. Мотивы поведения деятельности: Учебное пособие / П.А. Рудик П.А., Н.И. Потоцкий, И.В. Якушев. – Питер, 2010. – 457 с.
10. Хлебников, А.А. Информационные технологии: Учебник / А.А. Хлебников. - М.: КноРус, 2014. - 472 c.
11. Как раздать интернет с Android на компьютер или планшет. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://4pda.ru/2015/1/27/198819/.
Приложение 1
Скриншот блога для студентов на Google
Приложение 2
Скриншот блога для преподавателей НВиМСП и БЖД УМО 1-2
г. Донецка на Google
Приложение 3
Скриншот группы для преподавателей НВиМСП и БЖД УМО 1-2
г. Донецка Вконтакте
Приложение 4
Скриншот группы для студентов Вконтакте
Приложение 5
Скриншот сайта на Инфоуроке
Приложение 6
Скриншот публикации на портале УМЦ СПО «Сокровищница педагога СПО»
Приложение 7
Скриншот страницы в Skupe
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
Студент гр. ТРТ 41/13________________
Оцените по пятибалльной шкале методику организации учебного процесса при изучении профессионального модуля ПМ.02. Организация деятельности коллектива исполнителей с применением информационно-коммуникационных технологий, применяемую преподавателем Святенко А.А.
Вопросы 1 2 3 4 5
1. На сколько хорошо, по Вашему мнению, Вы владеете компьютерными технологиями (ИКТ)? 2. Помогает ли Вам в учебе владение ИКТ? 3. Насколько удобен Вам предложенный преподавателем доступ к информационным ресурсам (блог, «облако», группа в Вк)? 4. Удобно ли Вам предоставлять информацию преподавателю в электронном виде, в отличие от бумажных носителей? 5. Считаете ли Вы удобным пользоваться удаленным доступом к информационным ресурсам (блог, «облако», группа в Вк) непосредственно из учебной аудитории? 6. На сколько, по-Вашему, дороги услуги операторов мобильной связи в режиме доступа к мобильной сети Интернет? 7. Своевременно ли отвечает преподаватель на запросы, или предоставленную информацию студентов? 8. Следует ли применять ИКТ и при изучении других учебных дисциплин? 9. На сколько полезен и функционален электронный журнал? 10. Нравится ли вашим родителям прозрачность и доступ к информации, предоставляемой преподавателем? 11. На сколько Вам удобнее получать информацию с помощью ИКТ в отличие от учебников? 12. Испытываете ли Вы трудности при подготовке рефератов и сообщений? 13. Испытываете ли Вы трудности при подготовке презентаций? 14. Как часто вы пользуетесь электронной библиотекой, расположенной в «облаке»? 15. На сколько Вам удобно решать тестовые задания, предложенные преподавателем, в электронном виде, по сравнению с распечатанными на бумажных носителях? 16. На сколько Вам удобно получать консультации преподавателя по Skype? 17. На сколько Вам удобно получать консультации по электронной почте? 18. На сколько Вам удобно получать консультации преподавателя по Viber? ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
Отец (мать) студента гр. ТРТ 41/13________________
Оцените по пятибалльной шкале методику организации учебного процесса при изучении профессионального модуля ПМ.02. Организация деятельности коллектива исполнителей с применением информационно-коммуникационных технологий, применяемую преподавателем Святенко А.А.
Вопросы 1 2 3 4 5
1. На сколько хорошо, по Вашему мнению, Вы владеете компьютерными технологиями (ИКТ)? 2. На сколько хорошо, по Вашему мнению, Ваш сын владеет ИКТ? 3. Помогает ли Вашему сыну в учебе владение ИКТ? 4. Посещаете ли Вы блог, «облако», группу в Вк где преподаватель выкладывает информацию для контроля за учебой сына? 5. Насколько удобен Вам предложенный преподавателем доступ к информационным ресурсам (блог, «облако», группа в Вк)? 6. Своевременно ли отвечает преподаватель на запросы, или предоставленную информацию родителей? 7. Нравится ли Вам прозрачность и доступ к информации, предоставляемой преподавателем? 8. На сколько полезен и функционален электронный журнал? 9. Следует ли применять ИКТ и при изучении других учебных дисциплин? 10. Испытывает ли Ваш сын трудности при подготовке рефератов, сообщений, презентаций? 11. На сколько Вам удобно общаться с преподавателем по Skype? 12. На сколько Вам удобно общаться с преподавателем по электронной почте? 13. На сколько Вам удобно общаться с преподавателем по Viber?