Для младших школьников разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования второго поколения
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Программа
по коррекции звукопроизношения для младших школьников
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования второго поколения
Учитель-логопед МОУ СОШ №2
Коновалова Т.В.
с. Кочубеевское
Пояснительная записка
1.Роль и место дисциплины Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространённым является нарушение звукопроизношения. В этом случае все остальные операции высказывания остаются не нарушенными. Такой дефект принято называть «дислалией». При дислалии звуки искажаются, пропускаются или заменяются другими звуками. По данным некоторых авторов, до 30% детей шестилетнего возраста имеют различные дефекты звукопроизношения при сохранном слухе и интеллекте.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.
Воспитание чистой речи у детей — задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: логопеды, родители, воспитатели, учителя.
Система коррекционной работы по воспитанию у детей правильного звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода. Логопедическая работа включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия и работу с родителями, рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта. Большое значение программа имеет и в своевременной информированности взрослых о возможностях и методах коррекционной педагогики, а также в повышении культуры родителей в области воспитания и обучения детей младшего школьного возраста.
2. Адресат Программа адресована младшим школьникам.
3.Соответствие Государственному образовательному стандарту Примерная программа разработана на основе федерального государственного стандарта второго поколения по начальной школе, в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (приказ Минобразования России № 655 от 23.11.2009). Специфические задачи, непосредственно связанные с практическим овладением дошкольниками языковыми нормами, формированием ритмико – мелодической стороны речи, решаются в различных формах и видах детской деятельности (в рамках образовательной области «Коммуникации») в каждой возрастной группе.
4. Целевая установка Построение комплексной системы коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы в школе, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов образовательного учреждения и родителей обучающихся. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
Программа способствует решению ряда задач:
- устранение речевых дефектов;
-организация комплексной медико-педагогической работы специалистов
- восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
- восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя и речи;
-развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
- обеспечение условий для возможности приобретения младшими школьниками знаний, умений, навыков, необходимых для успешного усвоения учащимися материала по русскому языку и чтению,
- нормализация мышечного тонуса в речевой мускулатуре, голосообразования и дыхания, выработка подвижности речевого аппарата
5.Результаты обучающихся Итоговые показатели к концу коррекционного обучения:
Обучающиеся должны знать:
- Слушать инструкцию логопеда и последовательно её выполнять;
- Знать все части артикуляционного аппарата и их функции.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно выполнять артикуляционные упражнений перед зеркалом ( сопряжённо, отражённо, самостоятельно);
- выполнять простейшие приёмы самомассажа;
- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
- замечать ошибки в произношении;
- добиваться правильного произношения звука в слогах, словах, предложениях, тексте;
- задавать вопросы, пользоваться в речи распространённым предложением;
- определять место ударения в слове;
- вычленять слова из предложений;
- составлять точные, полные рассказы по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок;
свободно артикулировать, правильно произносить звук и исправлять в речи свои ошибки и ошибки своих товарищей
различать звуки в слогах, словах, предложениях, тексте;
определять сходство и различие дифференцируемых звуков;
уметь дать характеристику звукам;
владеть навыком пересказа;
уметь организовать учебную работу,
проявлять наблюдательность к языковым явлениям,
производить самоконтроль, контрольные действия.
Обучающиеся и воспитанники получат возможность научиться:
опознавать основные выразительные средства художественного текста
различать омонимы – антонимы
умению составлять план устного высказывания
извлекать необходимую информацию из текстов книг, словарей, интернета
овладеть навыком пересказа небольших по объёму текстов
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм родного языка
6.Специфика программы Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических, организационных и коррекционно-развивающих.
В диагностическом блоке ведущей задачей на первом этапе является организация логопедического обследования и анализ данных медико-психолого-педагогической диагностики ребенка в целях установления этиологии и механизмов возникновения речевых нарушений и уточнения логопедического заключения. На заключительном этапе проводится итоговая диагностика, целью которой является определение уровня развития речи детей после прохождения курса коррекционно-развивающих занятий и разработка дальнейшей системы сопровождения для каждого учащегося.
В организационном блоке решаются задачи формирования и комплектации логопедических групп по итогам диагностики и анализа полученных данных. Ведущим принципом при комплектации групп является принцип общности речевого нарушения.
Коррекционно-развивающий блок направлен на формирование способов усвоения необходимого материала, развитие компенсаторных механизмов, на преодоление первичных и предупреждение появления у обучающихся вторичных отклонений в развитии.
Организация работы во всех этих блоках предполагает также тесный контакт с педагогами начальной школы, воспитателями и родителями (лицами, их заменяющими) с целью обучения их отдельным коррекционно-развивающим приемам и способам организации совместной деятельности с ребёнком, с целью создания максимально эффективной среды для преодоления недостатков речевого развития и успешного усвоения нового материала.
В условиях логопедического пункта МОУ СОШ №2 занятия проводятся индивидульно или в подгруппах, зачисляются дети с диагнозами: ФН, ФФН, ОНР 3 уровня речевого развития.
Коррекционная работа с детьми, имеющих диагноз ОНР (3 уровень) проводится 3 раза в неделю, ФФН, ФНР-2 раза в неделю, индивидуальные занятия с каждым ребёнком -2 раза в неделю.
Продолжительность логопедических занятий в каждой возрастной группе регламентируется СанПиНом 2.4.1.2660-10
Участниками коррекционно-образовательного процесса на логопедическом пункте являются ребёнок, родитель, учитель-логопед.
Программа рассчитана на исправление одного дефектного звука, по окончании работы над одним звуком переходим к следующему
ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ производится в такой последовательности:
- свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
- шипящий Ш
- сонор Л
- шипящий Ж
- соноры Р, Р'
-шипящие Ч,Щ
7.Универсальные учебные действия В результате освоения программы у обучающихся формируются общие умения и следующие УУД:
Личностные:
1.Смыслообразование – установление связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность
2. Знание моральных норм
3. Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Регулятивные:
1.Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и воспитанниками
и того, что ещё неизвестно
2.Планирование – составление плана и последующих действий
3.Прогнозирование – предвосхищение результата
4.Контроль в форме сличения способа действия с заданным эталоном
5.Коррекция – внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения с эталоном
6.Самооценка – осознание что усвоено и что нужно усвоить
7.Саморегуляция – способность к волевому усилию
Познавательные:
1.Поиск и выделение необходимой информации (картинки, материал в книгах, в интернете)
2.Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
3.Смысловое чтение
4.Моделирование
5.Анализ и синтез
6.Сравнение и классификация объектов
7.Установление причинно-следственных связей
8.Построение логической цепи рассуждений
9.Доказательство
Коммуникативные:
1.Планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками
2.Постановка вопросов
3.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
4.Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
8.Основные содержательные линии курса Курс логопедических занятий отражает завершённую, целостную по времени, задачам и содержанию систему работы с логопатами. По времени проведения и общим задачам он делится на периоды:
1 этап – Подготовительный.
Цель этапа : Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Содержание работы: Работа идёт по нескольким направлениям одновременно: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики пальцев рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков.
2 этап – Постановка звука.
Цель этапа: Добиться правильного звучания изолированного звука.
Содержание работы: Объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких звуков), отработка произношения изолированного звука.
Три способа постановки звука:
По подражанию:
Внимание ребёнка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Используются тактильно – вибрационные ощущения (ладонью), проверяем толчкообразную струю воздуха. На этом этапе используются звукоподражания.
Постановка звука с механической помощью:
Он используется, когда ребёнку бывает недостаточно зрительного, слухового, тактильно – вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам арт. аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. При этом способе также часто пользуются опорными звуками.
Смешанный способ:
Используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука. Собственно сама постановка звука – это выработка у ребёнка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее.
3 этап – Автоматизация звука:
Цель этапа: Добиться правильного произношения звука во фразовой речи.
Содержание работы: Постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь ребёнка. К новому материалу нужно подходить, если усвоен предыдущий.
4 этап - Дифференциация звуков:
Цель этапа: Учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Содержание работы: Постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.
В каждом периоде все занятия по коррекции звукопроизношения распределены по степени нарастающей сложности:
- упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов, широко используется декламация.
- упражнения в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.
- закрепление приобретенных навыков в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.
9. Структура программы Обследование речи – сентябрь
1 этап – подготовительный
Вводное занятие
Статические артикуляционные упражнения : «Заборчик», «Лопатка», «Иголочка», «Чашечка».
Динамические упражнения: « Накажем непослушный язычок», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Качели»,
«Гребешок».
Динамические упражнения: «Маляр», «Индюк», «Лошадки», «Грибок».
Динамические упражнения: «Гармошка», «Саночки», «Киска сердится», «Футбол».
Отработка всех ранее изученных упражнений.
Постановка звука по подражанию. Специальные артикуляционные упражнения:
«Автомат», «Барабан», «Моторчик», «Пароход», «Насос».
2 этап - Постановка звука
( до 6 час)
Постановка звука механическим способом (с использованием логопедических зондов).
Постановка звука смешанным способом
3 этап - Автоматизация звука
( до18 часов).
Введение звука в прямые открытые слоги под ударением
Введение звука в прямые открытые слоги без ударения.
Введение звука в обратные слоги.
Введение звука в слоги со стечением согласных.
Введение звука в слова, в которых содержится два таких звука.
Обобщающий урок. Введение звука в слова.
Введение звука в словосочетания.
Введение звука в предложения
Введение звука в предложения – чистоговорки.
Введение звука в предложения – скороговорки.
Введение звука в связную речь. Обучение самостоятельной постановке вопроса
Введение звука в связную речь. Составление предложений с несколькими определениями и объединение их в
рассказ.
Введение звука в связную речь. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Введение звука в связную речь. Пересказ текста по картинкам.
Введение звука в связную речь. Составление рассказа (с элементами творчества) по сюжетным картинкам.
Итоговое занятие по правильной и красивой речи.
4 этап - Дифференциация звуков (до 10 ч)
Дифференциация изолированных звуков.
Дифференциация звуков в слогах.
Дифференциация звуков в словах.
Дифференциация звуков в словосочетаниях и предложениях.
Дифференциация звуков в предложениях, тексте
Итоговое занятие по дифференциации звуков.
10. Требования к знаниям и умениям учащихся. - Уметь слушать инструкцию и последовательно её выполнять;
- знать все части артикуляционного аппарата и их функции.
- правильно выполнять артикуляционные упражнений перед зеркалом ( сопряжённо, отражённо, самостоятельно);
- выполнять простейшие приёмы самомассажа;
- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
- замечать ошибки в произношении;
- добиваться правильного произношения звука в слогах, словах, предложениях, тексте;
- задавать вопросы, пользоваться в речи распространённым предложением;
- определять место ударения в слове;
- вычленять слова из предложений;
- составлять точные, полные рассказы по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок;
свободно артикулировать, правильно произносить звук и исправлять в речи свои ошибки и ошибки своих товарищей;
различать звуки в слогах, словах, предложениях, тексте;
определять сходство и различие дифференцируемых звуков;
уметь дать характеристику звукам;
владеть навыком пересказа;
уметь организовать учебную работу,
проявлять наблюдательность к языковым явлениям,
производить самоконтроль, контрольные действия
12. Базовые технологии, методическая основа стандарта. Формы организации учебного процесса Базовые технологии: уровневая дифференциация, здоровьесберегающие, личностно-ориентированная
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.
Методическая основа – системно-деятельностный подход
Литература 1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.-СПб.: Детство-Пресс, 2009.
2.Будённая Т.В «Логопедическая гимнастика», СПб, «Детство-Пресс» 2001г.,
3. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
4.Залмаева Р.А. «Сам себе логопед», СПб, «XXI век» 1997 г.
5.Каше Г.А. « Подготовка к школе детей с недостатками речи», М., «Просвещение», 1985г.,
6. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практическое пособие. – СПб.: КОРОНА, 2004.
7.Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок», М., «Просвещение» 1989 г.,
8. Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. – М.: Айрис-пресс, 2010.
9.Нищева Н.В. « Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
11. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. – М.: КНОРУС, 2011.
12.Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Т.В. «Основы логопедии», М., «Просвещение», 1989г.,
13.Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения», М., «Просвещение», 1989г.
13. Мониторинг и итоговый контроль Итоговый контроль по истечении сроков коррекционной работы над звуком (результат отражён в речевой карте)
Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических занятий:
- Чистая, правильная речь,
- со значительным улучшением,
- с незначительным улучшением,
- без улучшения.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии
14. Объем и сроки изучения Программа рассчитана на 30 часов (2 раза в неделю) – диагноз ФН, 40 часов (10 часов на дифференциацию) ( 2-3 раза в неделю) – диагноз ФФН, ОНР 3 уровень речевого развития, что соответствует срокам коррекционной работы
Тематическое планирование
№
урока Тема Цели Кол-во
часов УУД Планируемый
результат Оборудование
1 этап -
Подготовительный (до 6 часов)
1. Вводный урок. Ознакомить детей с устройством артикуляционного аппарата. Воспитание направленной воздушной струи. Развитие мелкой моторики. 1 Планирование – составление плана и последующих действий Слушать инструкцию логопеда и последовательно её выполнять. Знать все части артикуляционного аппарата и их функции. Магнитный календарь природы
2. Статические артикуляционные упражнения : «Заборчик», «Лопатка», «Иголочка», «Чашечка». Ознакомить детей с четырьмя артикуляционными упражнениями. Развивать слуховое внимание. Развитие плавного длительного выдоха. 1 Планирование – составление плана и последующих действий Добиваться правильного выполнения упражнений перед зеркалом. Различать звучание предметов, музыкальных инструментов. Картинки — символы упражнений, инд. зеркала,варежка — язычок.
3. Динамические упражнения: « Накажем непослушный язычок», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Качели», «Гребешок». Ознакомить детей с динамическими артикуляционными упражнениями. Развивать фонематическое восприятие. Развитие плавного длительного выдоха. 1 .Поиск и выделение необходимой информации Добиваться правильного выполнения упражнений перед зеркалом. Выделять из потока слогов заданный звук. Картинки — символы упражнений, инд. зеркала,варежка — язычок.
4. Динамические упражнения: «Маляр», «Индюк», «Лошадки», «Грибок». Ознакомить детей с четырьмя динамическими артикуляционными упражнениями.
Развитие фонематического восприятия. Развитие плавного длительного выдоха. 1 Уметь графически оформлять звук и слово Добиваться правильного выполнения упражнений перед зеркалом. Выполнение простейших приёмов самомассажа. Выделение заданного звука на фоне слова. Картинки — символы упражнений, инд. зеркала,варежка — язычок.
5. Динамические упражнения: «Гармошка», «Саночки», «Киска сердится», «Футбол». Ознакомить детей с данными упражнениями. Развитие фонематических представлений. 1 Совершенствование эмоциональной сферы Добиваться правильного выполнения упражнений перед зеркалом сначала отражённо, затем сопряжено. Картинки — символы упражнений, инд. зеркала,варежка — язычок.
6. Отработка всех ранее изученных упражнений. Отрабатывать полученные артикуляционные навыки. Закрепить понятие «согласный звук». Развивать фонематический слух, активизировать словарь детей. 1 .Планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками Определять позицию данного звука в словах, замечать ошибки в произношении. Картинки — символы упражнений, инд. зеркала,варежка — язычок.
2 этап - Постановка звука
( до 6 час)
7-8 Постановка звука по подражанию. Специальные артикуляционные упражнения:
«Автомат», «Барабан», «Моторчик», «Пароход», «Насос». Ознакомить детей со специальными упражнениями артикуляционной гимнастики. Вызывание правильно произносимого звука путём различных звукоподражаний животным, предметам, явлениям природы. Развитие фонематического анализа. 2 Сравнение и классификация объектов Добиваться правильного звучания звуков. Закрепление определённого артикуляционного движения. Картинки — символы упражнений, инд. зеркала,варежка — язычок.
9-10 Постановка звука механическим способом (с использованием логопедических зондов). Формирование первоначальных произносительных навыков с использованием специальных вспомогательных средств. 2 .Постановка вопросов Добиваться правильного произношения звука с помощью роторасширителей, логопедических зондов, шпателей. Инд.зеркала, логопедические шпатели.
11-12 Постановка звука смешанным способом. Отработка каждого элемента артикуляционного уклада, объединение изолированных элементов в единый артикуляционный уклад. 2 .Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и воспитанниками
и того, что ещё неизвестно
Добиваться правильного произношения изолированного звука с помощью всех известных средств. Картинки — символы упражнений, инд. зеркала,варежка — язычок.
3 этап - Автоматизация звука
( до18 часов). 13. Введение звука в прямые открытые слоги под ударением Закрепление условно- рефлекторных речедвигательных связей на слоговом материале. 1 Саморегуляция – способность к волевому усилию Правильно произносить звук на материале прямых открытых слогов и слов, содержащих эти слоги. Игра «Живые цепочки слогов».
14. Введение звука в прямые открытые слоги без ударения. Закрепление условно- рефлекторных речедвигательных связей на материале слогов и слов, содержащих эти слоги. 1 Формирование привычки к рефлексии Правильно произносить звук на материале прямых открытых слогов и слов, слдержащих эти слоги, но без ударения. Игра «Пальчики и речь».
15. Введение звука в обратные слоги. Закрепление произношения звука в обратных слогах 1 Формирование привычки к рефлексии Правильное произношение звука на материале обратных слогов и слов с обратными слогами. Игра «Посмотри и назови».
16-17 Введение звука в слоги со стечением согласных. Выработка и укрепление новых речедвигательных связей на данном слоговом материале. 2 Совершенствование эмоциональной сферы Правильное произношение звука в слогах со стечением согласных и словах с этими слогами. Игра «Кто быстрее?».
18. Введение звука в слова, в которых содержится два таких звука. Усложняя речевой материал, вырабатывать более прочные связи между речевым и речедвигательными анализаторами. 1
Самоконтроль за правильностью произношения Правильное произношение звука в словах с двумя данными звуками. Игра «Живое – неживое».
19. Обобщающий урок.
Введение звука в слова. Укрепление связей между речевым и двигательным анализатором на материале слов. 1 Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Правильное произношение звука в словах, независимо от места звука в слове. Речевые игры:
«Ассоциации»,
«Волшебные цветы»,
«Слова: предметы,
действия, признаки».
20. Введение звука в словосочетания. Вырабатывание новых произносительных навыков на более сложном речевом материале. 1 Анализ и сравнение Правильное произношение звука в словосочетаниях. Упр-е «Повтори отражённо».
21. Введение звука в предложения Вырабатывание правильной артикуляции на материале предложений. Развитие фонематических процессов (восприятия, анализа и синтеза). 1 Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Правильное произношение звука в простом нераспространённом предложении (2 – 3 слова). Уметь выделять последовательно все звуки в слове. Игра «Телефон»
22. Введение звука в предложения Вырабатывание правильного артикуляционного навыка на материале предложений. Совершенствование навыка согласования числительного и существительного в роде, числе и падеже. 1 Оценка выбора слов для успешного решения коммуникативной задачи Правильно произносить звук в предложениях. Пользоваться числительными, согласовывая их в роде, числе и падеже. Упр-е « Замени число один числами два и пять и правильно произнеси предложение.
23. Введение звука в предложения – чистоговорки. Вырабатывать и укреплять правильный артикуляционный навык. Формирование навыков самоконтроля за речью. Совершенствование интонационной стороны речи 1 Самооценка своей деятельности Выучить наизусть несколько чистоговорок с данным звуком. Конкурс «Кто лучше?»
24. Введение звука в предложения – скороговорки. Та же 1 Самооценка своей деятельности Выучить несколько скороговорок с данным звуком, произносить их в быстром темпе. Конкурс скороговорок «Кто быстрее?»
25. Введение звука в связную речь. Обучение самостоятельной постановке вопроса. Учить детей запрашивать информацию, правильно и самостоятельно формулировать вопрос, грамматически правильно строить предложение из 4 – 5 слов, развивать речевую активность детей, их память и внимание. 1 Постановка вопросов Задавать вопросы, пользоваться в речи распространённым предложением. Правильно произносить звук в предложении. Контроль за звуком в речи. Игры «Хочу всё знать!», «Сказочный зверь».
26. Введение звука в связную речь. Составление предложений с несколькими определениями и объединение их в рассказ. Отработка проиносительного навыка на материале текста. Составлять предложения с несколькими определениями, строить из этих предложений небольшой рассказ. 1 Самооценка – осознание что усвоено и что нужно усвоить Подбирать к объекту несколько определений.
Составить и рассказать рассказ, звук произносить правильно. Упр – е «Составь рассказ».
27. Введение звука в связную речь. Составление рассказа по сюжетной картинке. Составлять рассказ по сюжетной картинке, события на которой-конечный результат действия; отвечать на вопросы со словами «почему?», правильно строить длинные фразы с включением определения. 1 Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Составлять точные, полные рассказы по сюжетной картинке, использовать распространённые предложения с включением слов – признаков предметов.
Следить за произношением. Составление рассказов.
28. Введение звука в связную речь. Пересказ текста по картинкам. Пересказать текст по картинкам, отображающим последовательность событий, являющимся зрительным планом изложения. 1 Построение логической цепи рассуждений Следить за произношением звука в пересказе. Выделять начало, середину, конец события в сюжетных картинках. Составить по ним последовательный рассказ. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
29. Введение звука в связную речь. Составление рассказа (с элементами творчества) по сюжетным картинкам. Учить детей логичности, связности, последовательности высказывания, развивать творческие способности. 1 Прогнозирование – предвосхищение результата Следить за произношением звука. Составлять рассказы, придумывать события до и после изображённого на картинке. Игра «Фантазёры».
30. Итоговый урок правильной и красивой речи. Закрепление правильного произношения в бытовой речи. Обыгрывание речевых ситуаций (в школе, в магазине, на почте, во дворе.) Формирование навыков самоконтроля. Расширение активного словаря детей. 1 .Контроль в форме сличения способа действия с заданным эталоном Свободно артикулировать, правильно произносить звук и исправлять в речи свои ошибки и ошибки своих товарищей Сюжетно – ролевые игры «В магазине», «На почте», «В зоопарке» и т.д.
4 этап - Дифференциация звуков
(до 10 ч)
31-32 Дифференциация изолированных звуков. Уточнить и закрепить правильную артикуляцию. Развивать фонематический слух, слуховое внимание. 2 .Контроль в форме сличения способа действия с заданным эталоном Уметь определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце). Замечать и исправлять ошибки. Игры «Слоговые домики», « Найди звук в слове».
33. Дифференциация звуков в слогах. Уточнить и закрепить правильную артикуляцию дифференцируемых звуков в слогах. Развивать фонематический слух, слуховое внимание. 1 .Контроль в форме сличения способа действия с заданным эталоном Различать звуки в слогах. Замечать и исправлять ошибки. Игры «Лифт»,
«Светофор».
34-35 Дифференциация звуков в словах. Закрепить навыки произношения и различения звуков в словах. Развивать фонематические представления, фонематический слух. 2 моделирование Уметь определять позицию дифференцируемого звука в словах с помощью числового ряда. Упр – е «Парные слова»,
Игра «Эхо» (повторы)
36-37 Дифференциация звуков в словосочетаниях и предложениях. Закрепить навыки произношения и различения звуков в словосочетаниях и предложениях. Развивать активный словарь детей, фонематический слух, память, внимание, мышление. 2 моделирование Уметь дифференцировать звуки в словосочетаниях и предложениях. Владеть правильной артикуляцией на уровне автоматизированного навыка. Упр – я «Чем похожи, а чем различаются?» «Измени слово», «Сравни пару слов».
38-39 Дифференциация звуков в предложениях, тексте. Дифференцировать Звуки в предложениях, в текстах. Развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление. 2 Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях Определять сходство и различие дифференцируемого звука в предложениях, текстах. Читать предложения, загадки, скороговорки. Речевые игры «Собери букет», «Имена»,
Упр-я «Речевые зарядки».
40. Итоговое занятие по дифференциации звуков. Дифференцировать звук в коротких рассказах, упражнять в пересказе небольшого рассказа. Развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление. 1 .Смысловое чтение Определять сходство и различие дифференцируемых звуков в текстах. Уметь дать характеристику звукам. Пересказывать небольшой текст. Чтение рассказов. Упр-е «Повтори предложение»,
Речевые игры «Магазин», «Что кому?».
Оснащение учебного процесса:
Нормативные документы Примечания
1. Закон РФ об образовании, статьи 8-19
2. Конвенция о правах ребенка
3. Письмо Министерства Образования РФ об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения
4.Должностная инструкция учителя-логопеда Документация Примечания
1.В период обследования детей логопед ведёт журнал регистрации обратившихся за логопедической помощью
2. Речевые карты на каждого ребёнка
3.Журнал посещаемости занятий
4.Перспективные планы работы
5.Общий план методической работы на год
6.Индивидуальные планы коррекционной работы
7.Тетради для индивидуальных домашних занятий по коррекции звукопроизношения
8.Расписание занятий групп, индивидуальных занятий
9.Паспорт логопедического кабинета
10.Отчёт о проделанной работе за год
11. Статистический отчёт за каждую четверть Обследуются: грамматический строй речи, состояние словаря, звукопроизношение, фонематический анализ и синтез, связная речь.
Методическая литература учителя - логопеда 1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.-СПб.: Детство-Пресс, 2009.
2.Будённая Т.В «Логопедическая гимнастика», СПб, «Детство-Пресс» 2001г.,
3. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
4.Залмаева Р.А. «Сам себе логопед», СПб, «XXI век» 1997 г.
5.Каше Г.А. « Подготовка к школе детей с недостатками речи», М., «Просвещение», 1985г.,
6. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практическое пособие. – СПб.: КОРОНА, 2004.
7.Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок», М., «Просвещение» 1989 г.,
8. Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. – М.: Айрис-пресс, 2010.
9.Нищева Н.В. « Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
Демонстрационные материалы Примечания
1.Таблицы с изображением артикуляционных профилей для постановки звуков
2.Картинки – символы артикуляционных упражнений
3.Фотографии правильных артикуляционных укладов
4.Кукла – игрушка «Лягушка» для автоматизации исправленных звуков
5. Рабочие тетради с упражнениями для постановки разных групп звуков
6.Мнемотаблицы В одном экземпляре на каждую группу звуков ( используются при составлении индивидуальных домашних заданий)
В сопровождении речевого материала (считалки, чистоговорки)
Дидактические пособия Примечания
1.Картотека предметных картинок
2.Картотека упражнений для развития общей моторики, координации речи с движением
3. Дидактическая игра «Волшебные цветы»
4.Речемыслительный тренажёр
5.Дидактические игры для автоматизации звуков («Улитка», «Счёты», «Пирамидка», «Жёлуди для кабанчика», «Лото-мозаика», «Счётные палочки»)
6. Игры для развития мелкой моторики ( пазлы, шнуровки, штриховки, игры с крупами, с бусинами, с пуговицами, с прищепками, суджок)
7. Игры для развития дыхания (бабочки, пушинки, осенние листья, снежинки, мыльные пузыри)
8. Диски с мультимедийными презентациями по программе На каждый звук (речевой материал подобран таким образом, чтобы данный звук находился в разных позициях в слове: начало, середина, конец)
Специальное оборудование Примечания
1.Зеркало большое, настенное
2.Зеркала индивидуальные
3.Комплект логопедических шпателей
4.Ватные палочки
5.Бумажные салфетки