Урок по учебной дисциплине История Донского края: Донцы в войнах России XVI века
9 (1.9.)
Тема урока: Донцы в войнах России XVI века.
Цели урока:
образовательные – познакомить учащихся с жизнью и боевыми подвигами казаков XVI века;
развивающие – развивать речь, умение оценивать;
воспитательные – воспитывать чувство гордости за боевое прошлое предков;
МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА:
Тип урока: комбинированный;
Вид урока:
Методы урока: словесный, наглядный;
Межпредметные связи: История. Урок № 30 Внешняя политика Ивана Грозного. Православная культура. Святые РПЦ.
Оснащение урока: учебник История Донского казачества. Наглядный иллюстративный материал. Карточки – задания (4 варианта).
Литература: В.П.Водолацкий. Казачий Дон: очерки истории и культуры. Ростов-на-Дону, 2005.
ХОД УРОКА:
Организационный момент: принятие рапорта дежурного, объявление темы урока, постановка цели урока.
Актуализация опорных знаний.
Индивидуальная работа:
Задание у доски. Выбрать знаки атаманской власти, расположить на доске, дать определение.
Насека Скипетр Держава Трость Булава Шест Шестопер Пернач Палица Бунчук
Работа по карточкам (4 варианта)
Вариант 1
Составь предложения со следующими словами: майдан, насека, толмач, зимовая станица, дьяк, расходник.
Вариант 2
Составь предложения со следующими словами: подтолмач, походный атаман, лёгкая станица, базарный, старшина, булава.
Вариант 3
Составь предложения со следующими словами: пернач, есаул, войсковой Круг, войсковой атаман, пернач, Войсковая канцелярия
Вариант 4
Составь кроссворд со следующими словами: майдан, насека, толмач, зимовая станица, дьяк, расходник, пернач, есаул, войсковой Круг, войсковой атаман, пернач, Войсковая канцелярия.
Работа с группой:
Вопросы и задания
Что такое Войско Донское?
Каковы были предпосылки возникновения Войска Донского? Почему в его возникновении были заинтересованы самиказаки и русское правительство?
Почему низовые донские казаки к концу XVI в. оказалисьболее подготовлены к объединению в Войско, чем верховые?
Как Войско Донское защищало в XVII в. свою власть наДону?
Формирование новых понятий и способов действий
1.Походы казаков.
Казаки охраняли границы России от ногаев, турок, татар, персов. Нередко сами нападали и в основном ночью или в плохую погоду. За успешные сухопутные походы получили прозвище «сухопутные рыцари». Совершали морские походы (поиски). Собирался отряд 2-3 тысячи, служили обедню в церкви, пили прощальный ковш вина и мёда. После отправлялись на пристань. Садились на струги- лодку, без палубы, с одной мачтой. Длина струги от 10 до 15 метров. Вмещала 50 -100 человек. Снаружи обмазана смолой, обвязана верёвками. Нос и корма – острые. Струга имела 2 руля, с носа и кормы. Вёсел от 16 до 40. Струги – быстрые и лёгкие.
Строили суда для плавания в северных широтах (освоение Сибири). Называли их суда-кочи. Судно-коч мореходное парусное судно северных и сибирских промышленников; деревянное, одномачтовое, однопалубное промысловое, парусно-гребное XIXIX веков. Кочи первоначально строились без применения металлов. Оснащался мачтой, навесным рулём и вёслами. Также известны и двухмачтовые судна.
Корпус судна противостоял сжатию во льдах. Название «Коч» связано со словом «коца» шуба ледяная, то есть вторая ледовая обшивка судна. Был распространён на Русском Севере и в Сибири. Изначально кочи строились поморами. Позднее строительство кочей началось за Уралом. В XVII веке кочи начали строить в Енисейске.
Существует мнение, что корпус судна имел яйцеобразную форму для выжимания на поверхность льда. Однако скорее всего речь идет о возможности вытащить коч на лед неповрежденным, чему способствовала его легкость и конструктивные особенности.
Длина судна от 16 до 24 метров, ширина от 5 до 8 метров, команда от 10 до 15 человек, осадка 11,5 метра, скорость при попутном ветре 67 узлов, грузоподъемность от 15 до 24 тонн. Использовались большие и малые кочи. Большие суда вмещали 3542 человек. Малые кочи применялись для плаваний в устьях рек.
Запас продуктов – пресная вода, сухари, бурсака (сухая лепёшка), просо, солёная рыба, сушёное мясо. Спитные напитки запрещено употреблять в походах. Применяли в бою тактику: стремительную атаку.
2.Участие в войнах Российского государства.
Покорение Казани 1552 г.
Остаток Золотой Орды – Казанское ханство. ( Показать на карте). Иван IV поставил задачу - покорить Казань и присоединить к России. Русские (150 тыс.) начали осаду Казани, которая продолжалась с июля по октябрь. Татар в городе 30 тысяч. В лесу ещё 25 тысяч. Донские казаки вошли в состав полка правой руки (командующий А.Курбский). Заслуга казаков состояла в том, они заметили подкоп из Города к речке Казанке, из которой татары брали воду. Казаки взорвали подкоп и лишили татар воды. Начался второй штурм. Казаки сделали подкоп у Арских ворот и первыми ворвались в город. Казань пала. Территория Казанского ханства вошла в состав России. В честь взятия Казани в Москве Иван построил храм Василия Блаженного (рассказ о Василии Блаженном).
Покорение Астрахани 1556 г.
Казаки были в этом сражении в авангарде. Во главе отрядов стояли атаманы Федор Павлов, Андрей Щадра, Ляпун Филимонов (Портреты атаманов). Все казачьи отряды вошли в отряд русского командующего князя Вяземского.
Ливонская война 1558-1583 гг.
Иван сделал попытку завоевать выход в Балтийское море. Донские казаки под командованием атаманов Янова, Черкашина, Ермака Тимофеевича приняли участие в боях. Несмотря на то, что Ливонская война была проиграна, казаки сражались храбро вместе с русскими.
Покорение Сибирского ханства. 1581-1585- походы Ермака, поход казачьих отрядов продолжались до середины XVII века (1650 – е годы). (Отметить на карте).
Рассказ о походах Ермака. В Новочеркасске в 1904 году поставлен памятник Ермаку работы академиков М.О. Микешина и В.А. Беклемишева. (Просмотр иллюстаций).
Формирование умений и навыков
Возврат к цели урока. Мы сегодня познакомились с участием донских казаков в войнах России в XVI в.
Предлагаю учащимся дать определение понятиям: суда-кочи, бурсака, струги, поиски, Золотая орда.
Работа по карте. Показать по карте, где происходили войны в 17 веке, какие территории были завоёваны и какой вклад внесли донские казаки.
Задание на дом:
§ 7. Доклады: Донские атаманы XVI века.
Итог урока
Сегодня мы с вами познакомились с участием Войска Донского в XVI веке в войнах Российского государства.
Оценки за урок.
Вариант 1
Составь предложения со следующими словами: майдан, насека, толмач, зимовая станица, дьяк, расходник.
Вариант 2
Составь предложения со следующими словами: подтолмач, походный атаман, лёгкая станица, базарный, старшина, булава.
Вариант 3
Составь предложения со следующими словами: пернач, есаул, войсковой Круг, войсковой атаман, пернач, Войсковая канцелярия.
Вариант 4
Составь кроссворд со следующими словами: майдан, насека, толмач, дьяк, расходник, пернач, есаул, Круг, атаман, пернач, канцелярия.
Вариант 1
Составь предложения со следующими словами: майдан, насека, толмач, зимовая станица, дьяк, расходник.
Вариант 2
Составь предложения со следующими словами: подтолмач, походный атаман, лёгкая станица, базарный, старшина, булава.
Вариант 3
Составь предложения со следующими словами: пернач, есаул, войсковой Круг, войсковой атаман, пернач, Войсковая канцелярия.
Вариант 4
Составь кроссворд со следующими словами: майдан, насека, толмач, дьяк, расходник, пернач, есаул, Круг, атаман, пернач, канцелярия.
Вариант 1
Составь предложения со следующими словами: майдан, насека, толмач, зимовая станица, дьяк, расходник.
Вариант 2
Составь предложения со следующими словами: подтолмач, походный атаман, лёгкая станица, базарный, старшина, булава.
Вариант 3
Составь предложения со следующими словами: пернач, есаул, войсковой Круг, войсковой атаман, пернач, Войсковая канцелярия.
Вариант 4
Составь кроссворд со следующими словами: майдан, насека, толмач, дьяк, расходник, пернач, есаул, Круг, атаман, пернач, канцелярия.
Вариант 4
Составь кроссворд со следующими словами: майдан, насека, толмач, зимовая станица, дьяк, расходник, пернач, есаул, войсковой Круг, войсковой атаман, пернач, Войсковая канцелярия.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515