Олимпиада по русскому языку в 8-10 классах


ОЛИМПИАДА
Русскому языку
8-10 классы
Прочитайте текст.
Русский лес
left0имою и летом, осенью и весною хорош русский лес.
В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С весёлым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся лёгкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется перед вами вся чудесная красота спящего зимнего леса.
Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нём сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берёз. Всё больше и больше слышится в лесу птичьих голосов. Начинают петь первые прилётные птицы, токуют в глухих местах тяжёлые глухари. Опавшей хвоею осыпан под елями ноздрястый снег. На лесных полянах первые появились проталины. На обнажившихся кочках видны зелёные крепкие листочки брусники. Кое-где на пригреве начинают зацветать, ковром разрастаются подснежники-перелески. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев. Поют дрозды. На вершине высокого дерева, весь в лучах восходящего солнца, воркует дикий голубь-витютень.
Придёт радостный день — зелёною дымкой покроется опушка берёзового леса. Кукуют кукушки. По утрам перед рассветом слетаются на ток краснобровые красавцы тетерева-косачи. Вечером над вершинами леса тянут, хоркая и цвиркая, длинноносые вальдшнепы. Крякают над рекой дикие утки. На краю лесного болота высоко в небе токует баранчик-бекас.
Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над жёлтыми золотистыми пуховками цветущей ивы жужжат пчёлы. А в кустах на берегу реки защёлкал, звонко запел первый соловей.
Кто из вас не побывал знойным летом в прохладном тёмном лесу? Примолкли самые голосистые птицы, уже не поют по закрайкам леса звонкоголосые соловьи.
Идёшь по лесу, хорошенько приглядываясь, — нужно уметь находить грибные места, знать, где какой растёт гриб. Вот под деревьями смешанного леса краснеет шляпка подосиновика. Нагнёшься, срежешь ножом толстый корешок гриба, аккуратно положишь находку в корзинку. Кое-где попадаются крепкие боровики, приятно взять в руки холодноватый гриб. Вот широким хороводом рассеялись на поляне красивые красные мухоморы. В сосновом бору попадаются рыжики. В молодом берёзовом лесу густо сидят грибы подберёзовики.
На лесных открытых полянах зреет душистая вкусная земляника. В середине лета поспевает лесная малина. А по закрайкам болот созревает черника, краснеют на зелёных ветках ягоды брусники.
Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных клёнов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз пожелтевшие лёгкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины. Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая сухая листва. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличут высоко в небе пролетающие косяком журавли.
Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время. Прозрачен осенью и чист воздух, прозрачна вода в лесных ручьях. Каждый виден на дне камешек. Ещё цветут поздние осенние цветы. Готовятся к отлёту певчие птицы. Нет-нет затрещит в лесу дрозд, застучит на сухом дереве труженик дятел. Ещё зелёный, роняя спелые жёлуди, стоит на краю леса старый развесистый дуб. Но уже оголились вершины берёз. На тёмном фоне сплошного елового леса отчётливо видны яркие краски клёнов и осин. Уже облетели, плавают на воде лёгкие пожелтевшие листья ив. Хорошо в осеннем цветистом лесу, долго не хочется уходить из него, прощаться с золотыми осенними днями.
Иван Соколов-Микитов
Задания.
Определите тему текста (1 балл).
Определите тип связи предложений в одном выбранном вами самостоятельно абзаце текста (3 балла).
Выпишите из текста те средства художественной выразительности, которые, по вашему мнению, создают особенно удачные образы. Прокомментируйте свой выбор по каждому выписанному вами случаю (по 1 баллу за каждое средство художественной выразительности и комментарий к нему).
Выпишите из текста такое предложение, в котором поставлено автором более одной запятой. Сделайте пунктуационный анализ этого предложения. Сочините свое предложение такой же структуры, как и то, что вы выписали, в котором роль подлежащего будет выполнять любое слово, но не уже употребленное подлежащее. Тема сочиненного вами предложения должна быть созвучна теме предложенного текста (6 баллов)
Составьте словарный диктант из слов, употреблённых в тексте, на тему «Правописание безударных гласных в корне слова» (за каждое слово с верно выделенной орфограммой 1 балл)
Какие связи слов в словосочетании можно продемонстрировать при помощи предложения : «На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных клёнов, осин». Выпишите эти словосочетания и укажите вид связи в них (за каждое верно выписанное и прокомментированное словосочетание – 1 балл).
Какие виды осложнений простого предложения можно прокомментировать при помощи предложений текста? Выпишите эти предложения и прокомментируйте виды осложнений в них. Виды осложнений не должны повторяться (за каждое указанное и прокомментированное осложнение – 1 балл)
Напишите сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем:
«Зимою и летом, осенью и весною хорош русский лес»,
«…красив и печален русский лес в ранние осенние дни»,
«Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу».
В процессе написания сочинения используйте цитаты из рассказа И.Соколова-Микитова, введенные в ваш текст разными способами. (5 баллов за содержание, 5 баллов за грамотность)
Работу составила учитель Лаптева С.А.