ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья младшего и среднего школьного возраста через внеклассные занятия»
Казённое образовательное учреждение Омской области
«Шербакульская адаптивная школа-интернат»
«Рассмотрено»
Заседание методического совета
КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
Протокол № ___ от «__»
__________________20___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат» Шведкова Т.С.
«__»________________20___г.
«Утверждаю»
Директор
КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
Сазонов С.М. «__»_________________20___г.
ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«Экологическое воспитание детей
с ограниченными возможностями здоровья
младшего и среднего школьного возраста
через внеклассные занятия»
(Сроки реализации 2015-2019 гг)
Составила
воспитатель 1 кв. категории
Литвиненко Г.И.
Шербакуль 2015 г.
Пояснительная записка
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности сберегать природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического воспитания, направленного на формирование ответственного отношения к окружающей природной среде. Экологическое воспитание и образование подрастающего поколения является одной из главных общественных задач. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.
Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей. Учитывая тот факт, что учащиеся КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат» в большинстве проживают в интернате, ответственность за организацию и осуществление внеурочной воспитательной деятельности ложится в основном на воспитателя. Этот факт обусловил необходимость составления данной программы. Кроме этого, приоритетной задачей современного образования является личностное развитие ребенка. А полноценное становление личности невозможно без воспитания экологической культуры школьников.
Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяют три фактора:
непосредственное познание природы;
школьное экологическое воспитание и образование;
средства массовой информации.
Школьное экологическое воспитание и образование обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.
Цель и задачи программы:
Цель: способствовать формированию у учащихся экологической культуры: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
Обучающие:
- дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностям
и;
- научиться применять на практике полученные знания.
Развивающие:
- развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
- формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
- воспитывать потребность в общении с природой;
- способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
- способствовать укреплению здоровья ребят посредством общения с природой и проведения массовых мероприятий на свежем воздухе.
Коррекционные:
- способствовать коррекции эмоционально – волевой сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Программа рассчитана на 4 года. В месяц проводится 2 занятия.
Принципы организации экологического воспитания и образования:
Процесс формирования гармоничных отношений с окружающей средой является составной частью общей системы воспитания и образования, актуальным ее направлением.
Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем на принципе непрерывности.
В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению на основе права на субъективность и субъектность каждого ученика по отношению к учебно – воспитательному процессу (свобода выбора учеником сфер приложения сил в организации биологической деятельности школы)
Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования и воспитания.
Формы, методы и средства организации экологического воспитания:
а) традиционные;
б) активные, инновационные.
Внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы: тематические занятия, мероприятия;
межпредметная - экологическое содержание занятий – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, математики, чтения и др.;
исследовательская работа (проектная деятельность) – элементарные исследования воспитанников под руководством педагога;
экологические праздники и мероприятия;
лекторская работа - педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;
участие в экологических конкурсах;
практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники и др. акции.
Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.
Реализация целей и задач экологического воспитания по данной программе возможна при создании целостной системы, включающей в себя два этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-IV классы) и основной (V-IX классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования и воспитания на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического воспитания на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.
На первом этапе у младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль на данном этапе играет формирование понятий о своей малой Родине (родное село, улица, школа) и семье, первичных навыков охраны и защиты родной природы.
Основные формы, используемые в работе с учащимися в это время - наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.
Второй этап. Работа с учащимися основной школы. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.
Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акция «Чистая роща», походы), элементарная исследовательская деятельность воспитанников совместно с педагогом.
Формы экологической работы соответствуют возрасту и знаниям ребят, организация и координация проведения мероприятий, праздников и акций в большей степени принадлежит педагогу. Исследовательские работы носят элементарный анализирующий характер, должны иметь практическую направленность.
Вся воспитательная программа реализуется по тематическим подразделам. На первом этапе: 1) Наука « Экология”; 2) "Соседи по планете”;
3) "Пернатые друзья”; 4) "О чем шепчет зелёная планета!”; 5) "Оранжерея на окне”; 6) "Охрана природы”; 7) "Досуговые мероприятия”; 8) «Поведение в природе». На втором этапе: 1) "Секреты неживой природы”; 2) "Секреты живой природы”; 3) «Взаимосвязи живой и неживой природы»; 4) «Красная книга России»; 5) «Природа и человек»; 6) «Поведение в природе»; 7) «Экологические проблемы».
Содержание программы:
Возраст Задачи Проводимая работа
Младший школьник
Обогащать представления об окружающем мире. Научить правилам обращения с растительным и животным миром. Обучение азам экологической безопасности.
Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека.
Воспитывать умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
Воспитывать потребность в об-щении с природой.
Пробудить у детей чувство любви к природе.
1. Наука « Экология”
Формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы; первоначальное понимание взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, как часть природы.
2. "Соседи по планете”
Наблюдения за братьями меньшими. Рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: травоядных и хищниках, насекомых, о водяных обитателях. Чтение книг о природе, использование детских энциклопедий. Экскурсии в лес и «фотоохота» помогают узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.
3. "Пернатые друзья”
На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц в природе, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. У ребенка формируется психологический контакт с птицами, существами привлекательными и подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями "зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия "птичьей столовой”.
4."О чем шепчет зелёная планета!”
Наблюдения за изменениями, происходящими с растительным миром планеты: деревьями, кустами, цветами; их разнообразие; различные дидактические игры, викторины.
5. "Оранжерея на окне”
Комнатные растения успешно развиваются только там, где мир и добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в классе, букеты цветов в горшочках – говорит о хорошей атмосфере в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
6. "Охрана природы”
В этом разделе дети знакомятся с понятием "Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.
7. "Досуговые мероприятия”
Праздники, просмотр мультфильмов и обсуждение их позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.
8. Поведение в природе
Элементарные знания по поведению детей в природе. Экскурсии.
Подросток
(5-7 классы) Формировать представления о месте человека в природе и единстве всего живого.
Учить детей быть ответственными за свои поступки.
Способствовать развитию основных процессов мышле-ния (анализ, синтез, сравнение).
Формировать потребность про-являть активность в решении эколо-гических проблем.
Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об эколо-гических пробле-мах современности и возможности устойчивого развития совре-менной цивилиза-ции, оценке состо-яния и улучшения окружающей среды своей местности; развитие стремле-ния к активной деятельности по охране окружа-ющей среды; 1. "Секреты неживой природы”
Много интересного происходит с явлениями неживой природы. Расширение знаний о различных природных явлениях: заволакивающий туман, круглые бисеринки росы, снег и лед, тяжелые, слоистые облака, небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди, куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в этом разделе.
2. « Секреты живой природы»
Повадки и интересные факты из жизни животного мира Земли. Своеобразие растительного мира планеты. Связи между животными и растениями. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе.
3. Взаимосвязи живой и неживой природы
Объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Знание экологических связей помогает объяснить явление детям. Связи между живой и неживой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, являются условиями необходимости для жизни живых организмов. Живые организмы тоже оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения растительности и животного мира окружающей местности, выявления их особенностей.
4. « Красная книга России»
Дети знакомятся с редкими видами растительного и животного мира, занесенными в Красную книгу своей страны, о заповедниках и природоохранных территориях.
5. «Природа и человек» Влияние человека на жизнь растений и животных
Связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека. Школьники осознают необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.
6. Поведение в природе.
Формирование знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе, разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером являются упражнения в применении этих правил на практике. Необходим собственный опыт общения с природой. Поэтому важное место занимают экскурсии, прогулки, походы. Они могут носить краеведческий характер, могут быть посвящены знакомству с природой.
7. Экологические проблемы.
Знание экологических проблем в стране, в своём населённом пункте. Пути их решения. Возможности человечества и каждого гражданина России в отдельности.
Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.
Охранять природу - значит охранять Родину.
Связь понятий: Родина и природа. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи - все это с детства знакомые картины природы. Чувство ответственности за свою страну, за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.
Сохранение и приумножение природных богатств.
( Участие в практической деятельности).
Ожидаемые конечные результаты:
Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.
Осознание учащимися важной роли экологии в решении глобальных проблем современности.
Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей.
Улучшение экологической ситуации вокруг школы и в поселке.
Превращение школы в центр экологического просвещения и воспитания.
С целью изучения эффективности экологического воспитания и образования проводится диагностика уровня воспитанности через анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.
Предлагаемые материалы помогут в определении уровня воспитанности и саморазвития своих воспитанников.
Календарно – тематическое планирование занятий.
2015-2016 учебный год
№ Тема занятия Месяц
1. Что нас окружает. Живая и неживая природа. Сентябрь
Экскурсия в осенний парк. 2. 4 октября - День защиты животных. Октябрь
Осень – золотая пора. 3. Путешествие по стране экологии. Ноябрь
Праздник – «Подарки осени». 4. Как помочь зимующим птицам
(изготовление кормушек). Декабрь
Лесные загадки зимушки – зимы. 5. Откуда берутся снег и лёд? Январь
Экскурсия в зимний парк. 6. Как звери в лесу зимуют. Февраль
Зимой в лесу (практическая работа). 7. 22 марта - Всемирный день воды Март
Изменения в природе весной. 8. Путешествие в космос. Апрель
22 апреля – День Земли. 9. Викторина «Загадки природы». Май
Весенние секреты. Акция «Чистая роща». 2016-2017 учебный год
№ Тема занятия Месяц
1. Лесной дом и его обитатели (Кто живет в лесу?). Сентябрь
Путешествие в город «Огород». 2. Экскурсия «Удивительный лес» Октябрь
Дети леса: грибы, ягоды. 3. Домашние животные – друзья человека. Ноябрь
Кто главный в лесу. Живые цепочки. 4. Как вести себя в природе. Декабрь
Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений. 5. Путешествие в город «Экоград». Январь
Жизнь в море и океане. Охрана морей. 6. Оформление фотовыставки
«Природа Родины моей» Февраль
Час чтения рассказов о природе и животных. 7. Комнатные растения. Уход за ними. Март
Угроза исчезновения животных.
Создание красной книги. 8. Акция «Чистый двор». Апрель
Посадка цветочной рассады. 9. Акция «Чистая роща». Май
Кто на земле самый большой и самый маленький? Каких животных следует опасаться в лесу? 2017-2018 учебный год
№ Тема занятия Месяц
1. Судьба природы – наша судьба. Сентябрь
Мы – гости леса, а не хозяева. 2. Лес в жизни человека. Октябрь
Почему белые медведи не живут в лесу?
За что белого мишку выгнали в Красную книжку? 3. Береги лес от пожара
(конкурс рисунков, плакатов). Ноябрь
«По лесным тропинкам» (викторина о лесе). 4. Луг – царство трав. Декабрь
Путешествие в «Зеленую аптеку». Тайны царства насекомых. 5. «Рада скатерть хлебушку, он на ней,
как солнышко». Январь
«Поле и человек», знакомство с трудом
людей и их профессиями. 6. Могут ли овощи нанести вред нашему здоровью? Февраль
Чтение книг о природе и животных
(Экологическая энциклопедия). 7. Вода и жизнь. Охрана воды. Март
Природа – наш дом. 8. Охрана растений и животных водоёмов. Апрель
Путешествие по лесу. 9. Благоустройство школьной территории, участие в
выращивании рассады для школьной клумбы. Май
Акция «Чистый парк». Растения Омской области. 2017-2018 учебный год
№ Тема занятия Месяц
1. Царь ли природы человек. Сентябрь
Планета Земля – наш общий дом. Исчезающая красота – путешествие
по страницам Красной книги. 2. Почему мы часто слышим слово «Экология»? Октябрь
Воздух и его охрана. 3. Солнечные лучики (роль Солнца в жизни
растений, животных, человека). Ноябрь
«Голубая рубашка» планеты Земля. Красавец Иртыш. Выставка творческих работ
«Подарки щедрой осени» 4. «Зимой и летом одним цветом»
(ель в жизни человека). Декабрь
В царстве Берендея. 5. Все растения важны, все растения нужны. Январь
Конкурс чтецов «Экологический колокол». 6. Огонь – спутник и помощник человека. Февраль
Пожар – стихийное бедствие. 7. Жалобная книга природы. Март
Заочное путешествие по заповедникам
нашей страны. 8. Игра «Экологическое ассорти». Апрель
Акция «Чистый двор». Экологический субботник. Акция «Посади цветок». 9. Экскурсия в краеведческий музей. Май
Помощь взрослым в выращивании рассады
для пришкольной территории Красное лето – яркая пора природы. Использованная литература:
Адам А.М. Глоссарий по экологии, экологической безопасности техносферы, природопользованию и охрана окружающей среды. - Томск: «ТГАСУ» 2008.
Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. М:«Вентана-Граф», 2007.
Воронцов А.И. Охрана природы. - М: «Агропромиздат», 1989.
Вишнякова С.М. Экология и охрана окружающей среды. Толковый термилогический словарь. - М: «Всемирный следопыт», 1998.
Дежникова Н.С., Иванова Л. Ю. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
Зверев А.Т. Экология. - М: «ОНИКС», 2005.
Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека. - М: «Армпресс», 2003.
Домило Ж. Социальная экология. - М: «Просвещение», 1991.
Ердаков Л.Н. Экология. Учебное пособие для 5-8 классов. - Томск: «Агрос» 2007.
Иванова Г. В судьбе природы – наша судьба. - М: «Художественная литература», 1990.
Криволап Н.С. Планета здоровья. - Минск: «Красико-Принт», 2005.
Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. Экология. М: «Устойчивый мир», 2000.
Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. Волгоград: - изд. «Учитель», 2007.
Ошмарин А.П. Школьный справочник. Экология. - Ярославль: «Академия развития», 1998.
Митрошкин К.П. Прогресс и природа. - М: «Лесная промышленность», 2003.
Маркин В. А. Я познаю мир. - М: 2000.
Пахомов А. П. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями. // «Начальная школа». - 1998. №6. С. 26-28.
Сомкова В. Экологический бумеранг. - М: «Новая школа», 2006
Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Методическое пособие для учителя. - М: «Новая школа», 2014.
Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2000.