Образовательный материал
ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат
I вида г. Кызыла»
Технология проектного обучения в формировании коммуникативной компетенции в коррекционной школе I вида
(из опыта работы)
Учитель истории:
Хертек Роланда
Дадар-ооловнаКызыл 2015г.
“Скажи мне – и я забуду.Покажи мне – и я запомню.Вовлеки меня – и я научусь”.
Технология проектного обучения в формировании коммуникативной компетенции в коррекционной школе I вида
Главная сила человека в возможности его общения с другими людьми. Слепо-глухая Ольга Ивановна Скороходова на вопрос, что более необходимо человеку - зрение или слух, - не задумываясь, ответила: "Конечно, слух. Ведь, прежде всего надо слышать, что говорят другие. Человек живёт в обществе…"
Известный французский философ, гуманист Мишель Мотель, в XVI веке писал: "Глухота - более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества - способности быстрого и свободного общения. Глухота - недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности".
Какими бы, ни были причины и сроки наступления глухоты, основной её итог один и тот же - утрата возможности общения с людьми, что напрямую влияет на протекание процессов социализации глухого ребенка.
Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определенные ценности и формы поведения. При этом человек сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций.
Чтобы успешно социализироваться, быть конкурентоспособным на рынке труда наши выпускники должны овладеть не только суммой знаний, но и специфическими умениями и навыками: зрительного и слухо-зрительного восприятия устной речи, произносительными навыками для достаточно внятной речи, навыками пользования остаточным слухом.
Одно из условий социализации детей с недостатками слуха является формирование и развитие коммуникативной компетенции.
Коммуникативные компетенции – это способность вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, вести дискуссию. Это готовность решать коммуникативные задачи, адекватно вести себя в различных социальных ситуациях; владение устным и письменным общением.
В 1950 – 60-е гг. целая плеяда выдающихся ученых сурдопедагогов разработала теоретические и методические основы оригинальной системы воспитания и обучения глухих детей. Исследования проводились в НИИ дефектологии АПН СССР, где работали ученые-сурдопедагоги — С.А. Зыков, Р.М. Боскис, А.И. Дьячков, Ф.Ф. Рау, и др.
Новаторство системы состоит, прежде всего, в том, что во главу угла в процессе обучения языку С.А. Зыков поставил решение проблемы потребности глухого ученика в словесной речи.
В результате исследований С.А. Зыкова и его сотрудников были разработаны основы обучения языку глухих детей в его ведущей – коммуникативной функции. Таким образом, С.А. Зыков рассматривал процесс усвоения глухими школьниками языка как овладение им, прежде всего для общения с людьми.
Помимо применения специфических приемов и средств обучения детей с недостатками слуха на своей практике применяю новые инновационные технологи. Одной, из которых является метод проектной деятельности.
Метод проектов, как педагогическая технология, является эффективным способом достижения дидактической (обучающей) цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, и оформлена тем или иным наглядным способом. В методе проектов присутствуют все этапы построения учебного занятия в системе компетентностного образования: целеполагание, проектирование, выбор формы учебно-познавательной деятельности, самоанализ. При работе над проектом появляется исключительная возможность освоения способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности. Поисково-исследовательская деятельность решает целый ряд коррекционных задач:
во-первых, расширяет активный словарный запас учащихся;
во-вторых, при работе над проектом, так же как и при предметно-практической деятельности, строго соблюдаются три этапа: планирование работы, её выполнение и отчёт;
в-третьих, в ходе сбора информации при общении со слышащими людьми ребята вынуждены стараться говорить разборчиво.
Метод проектной деятельности эффективен в ходе развития разговорной речи глухих учащихся на фронтальных уроках, на занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи и во внеурочной деятельности. Этот метод позволяет повышать уровень самостоятельности учащихся, вести обучение на активной основе, через деятельность ученика, повышать учебную мотивацию.
Существуют разные формы реализации проектов: индивидуальные и групповые, локальные и телекоммуникационные, долгосрочные и краткосрочные.
Чтобы учитель смог управлять активностью учащихся на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него, таким образом, необходимые предметные знания и умения, общенаучные умения и навыки, необходимые компетентности важно правильно подобрать тип проекта, исходя из которого, будут разрабатываться цели, тип деятельности, формируемая компетентность (см. Таблица 1. Из «Положение о конкурсе защиты исследовательских и творческих
проектов учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ Сибирского региона «Шаг в науку и творчество»).
Рекомендации по организации работы над проектом
Выбрать форму организации проектной деятельности учителем.
Подобрать определённый тип проекта (Таблица 1), что бы учитель смог управлять активностью учащихся на протяжении всего периода работы над проектом, формирую у него таким образом необходимые предметные знания и умения, общенаучные умения и навыки, необходимые компетентности.
Таблица 1.
Тип
проекта Цель
проекта Проектный
продукт Тип
деятельности
учащегося Формируемая
компетентность
Практико-ориентированный проект Решение практических задач заказчика проекта Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации Практическая деятельность в определённой учебно-предметной области ДеятельностнаяИсследовательский проект Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы Результат исследования, оформленный установленным способом Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями Мыслительная
Информационный проект Сбор информации о каком-либо объекте или явлении Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми, как источниками информации Информационная
Творческий проект Привлечение интереса публики к проблеме проекта Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики Коммуникативная
Игровой или ролевой проект Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное) Деятельность, связанная с групповой коммуникацией Коммуникативная
На уроках истории и во внеурочной детальности в коррекционной школе I вида реализованы все типы проектов.
- 2012 г. исследовательский проект «Железная дорога Кызыл – Курагино» (II место) в виде диалога (спора) поколений был продемонстрирован в г. Куйбышеве в конкурсе защиты исследовательских и творческих проектов учащихся I-II вида Сибирского региона Актуальность темы проекта: Отношение населения Тувы к строительству железной дороги, изучение общественных настроений и ожиданий.
Цель проекта: Формирование адекватного отношения населения к крупным инвестиционным проектам.
Структура изложения проекта: Полемика между разными поколениями населения республики по вопросу строительства железной дороги «Курагино-Кызыл». (Учитель выступает от имени старшего поколения, ученик – от имени современника грядущих перемен).
- 2014г. информационный проект «Россия и Тува вместе 100 лет» (сертификат участников);
- 2015г. групповой творческий проект «Бессмертный полк – связь поколений).В рамках плана общешкольных мероприятий посвящённых 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне проведено Проектное мероприятие «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК – связь поколений» (с 21-25 апреля 2015г.)
Цель проектного мероприятия - собрать участников своего Бессмертного полка, рассказать о подвиге каждого из них.
Задачи: 1. Сбор материала учащимися об участниках Великой Отечественной войны (фотографии, письма, воспоминания, рассказы), которые являются родственниками работников нашей школы и родственниками учащихся школы; 2. Оформление стенда «Бессмертный полк»; 3. Публикация работ учащихся в проекте для одаренных детей «Алые паруса» http://nsportal.ru/ap/.
Итоги проектной деятельности учащихся:
Результаты работы по реализации метода проектов, показали, что учащиеся на занятиях и внеклассных мероприятиях чувствуют себя уверенно, могут высказать свою точку зрения, с удовольствием вступают в диалог и умеют договариваться, плодотворно взаимодействовать друг с другом. Но необходимо больше внимания уделять самостоятельности при подготовке презентаций. Так как самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции знаний из различных предметных областей способствует развитию критического мышления.
Чтобы повысить мотивацию обучающихся с нарушением слуха к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности, и сформировать у них универсальные компетентности, а также развить способность пользоваться инвентарём языковых средств, необходимо использовать метод проектной деятельности не только во внеклассной работе, но и на общеобразовательных уроках. Считаю, что в дальнейшем следует активизировать работу школы по реализации проектной деятельности как технологии обучения. Так, например, учащиеся предвыпускных и выпускных классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ для лиц с нарушениями слуха могут осуществлять проектную деятельность, разрабатывая, а затем защищая свои проекты как индивидуально, так и в парах (группах) по различным предметам и темам. На защите проекта учащиеся должны выступить с докладами (учитывается, что доклад − это образец монологической речи), представить устную защиту проекта с помощью презентации. Хорошей мотивацией для учащихся может явиться конкурс защиты проектов.
Метод проектов являясь инновационной технологией образования, побуждает к саморазвитию. По своей дидактической сущности он нацелен на формирование способностей, обладая которыми, глухие ученики оказываются более приспособленными к жизни, умеют адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. А главное учащиеся начинают осознавать для чего им все это нужно, где и как они могут это применить.
Современная школа должна не столько обеспечить ребенка знаниями, сколько подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, делать осознанный выбор и нести за него ответственность. Поэтому своей главной задачей я ставлю формирование у каждого ребенка умения учиться и учить себя.