Подготовка к инклюзивному образованию как основа социализации детей с особыми образовательными потребностями

Стадниченко С.В.,
методист
КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции
Костанайского района»
Управления образования акимата Костанайской области
Костанайский район, п.Затобольск
Республика Казахстан

Подготовка к инклюзивному образованию как основа социализации детей с особыми образовательными потребностями.
Продолжая разговор по теме семинара, мне бы хотелось отметить то, что применение различных средств и форм коммуникации в обучении и воспитании школьников должно быть направлено в том числе и на социализацию ребенка.
К примеру, более половины детей, приходящих к нам на занятия, не могут говорить вследствие медицинского диагноза и неразвитости мыслительных и речевых процессов. Поэтому коррекционно-развивающее обучение таких детей крайне затруднено.
В настоящее время наше образование уже законодательно пришло к понятию «дети с особыми образовательными потребностями», а не с ограниченными возможностями здоровья.
То есть предполается, что любой ребенок должен получить то или иное образование, исходя из своих возможностей и способностей.
Возникает вопрос, что же можно сделать в данной ситуации?
Во-1, это создание комфортной доброжелательной психологической среды для ребенка и его родителей, основанной на доверии к педагогическому коллективу.
Во-2, это создание определенных условий для ребенка в плане обучения и общения: отдельные кабинеты, стендовое оборудование, индивидуальные занятия, сюжетно-ролевые игры, комплексы специальных упражнений, программ.
В-3, это тесный контакт и обучение родителей.
В-4, это педагогическое сотрудничество.
Реализация первых трех условий помогает нам научить детей общаться любыми средствами и способами и подойти непосредственно к процессу обучения и воспитания, научить быть в обществе.
Практически все дети, имеющие медицинские диагнозы, общаются только с членами семьи, в нашей практике – все гиперопекаемы. Поэтому мы ставим цель расширить их круг общения, постепенно таким образом социализируя ребенка.
Учим родителей общаться со своим ребенком в таком плане, что, если у здоровых детей посредством чувственного опыта достаточно быстро формируется полноценное восприятие окружающей действительности, то у ребенка, имеющего медицинский диагноз, оно зависит от того, насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее.
Его следует целенаправленно научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т.п. Чем богаче будут ощущения, тем шире и многограннее будет получение ребенком сведений об окружающем мире. Только просто обследовать предмет недостаточно, необходимо определить отношения вы
·явленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.  И только тогда уровень развития у детей ощущений и восприятия будет важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
Педагогическое сотрудничество.
Подготовка к инклюзивному образованию – одно из косвенных направлений нашей деятельности. Так как у нас в Казахстане оно стало быстро развиваться, то инклюзивное обучение вызывает у педагогов много вопросов. Естественно, что они постоянно обращаются за помощью к нам. В настоящее время мы уже сами определяем актуальные для школ темы и проводим мастер-классы.
В начале учебного года мы проводим их для специальных педагогов школ – психологов, логопедов, социальных педагогов. Знакомим с изменениями в нормативной базе, новыми программами, определяем направления работы с детьми, имеющими медицинские диагнозы, показываем систему работы специальных педагогов в школе.
В течение учебного года работаем с учителями и родителями. В конце апреля мы проводили мастер-классы для учителей начальных классов «Методические рекомендации по организации работы учителя в условиях инклюзивного образования». Речь шла об обучении детей с задержкой психического развития.
Прежде всего, обращаем внимание на то, что дети с особыми образовательными потребностями нуждаются точно в таком же опыте, что и нормально развивающиеся дети. Нарушение не должно выступать на первый план и закрывать собой ребенка. Они, несмотря на свой диагноз, растут так же, как все другие дети, и им так же (или даже больше) необходимо набирать как можно больше опыта. И отношение педагога к ребенку должно быть такое же, как к обычному ребенку.
Наши специалисты показали и разучили вместе с учителями практические упражнения, направленные на развитие мелкой моторики и пространственных представлений у младших школьников, а также методы коррекции обучения и оздоровления, один из блоков мы посвятили способам сохранения психоэмоционального состояния и жизненной энергии педагогов.
Таким образом мы на практике с педагогами отрабатываем различные формы и методы, приемы, необходимые для обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Кроме этого, у нас есть авторские методические разработки по вопросам специального образования, участвуем во всех региональных и республиканских конкурсах. Сотрудничаем с коллегами на всех уровнях.
К сожалению, наше время ограничено. Хотелось отметить, что проблемы, которые вы сегодня затронули в рамках семинара, не имеют государственных границ, и также актуальны и для нас.