ПРОГРАММА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)


ПРОГРАММА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)
Пояснительная записка
Категория обучающихся: 5-8 класс
Цель: создание условий предоставления детям с ОВЗ гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного общего образования, возможности получения качественного образования по индивидуальной программе обучения
Задачи:
1.Комплексное развитие ученика с ограниченными возможностями здоровья.
2. Организация дополнительного образования обучающегося.
3. Реализация образовательных программ средствами применения дистанционных технологий
4. Формирование положительной мотивации к обучению у детей с ОВЗ.
5. Создание инновационной образовательной среды для сохранения и обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся.
Ожидаемые конечные результаты:
Обеспечение доступности качественного образования для всех категорий учащихся.
Создание равноценных условий для организации образовательного процесса обучения детей с ОВЗ.
Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
Повышение положительной мотивации к обучению у обучающегося с ОВЗ.
Создание условий для обеспечения охраны здоровья детей с ОВЗ.
    В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации данного требования является внедрение новых моделей содержания образования и его организации, в том числе развитие дистанционного образования.
    Системное использование информационно-коммуникационных технологий, технологий дистанционного обучения – эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цели и принципы индивидуального обучения
    Целью индивидуального обучения является создание условий предоставления детям с ОВЗ гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного общего образования, возможности получения качественного образования по индивидуальной программе обучения.
Актуальность программы.
         Программа создана с учётом особенностей и традиций ГБОУ «Школа №2017» г. Москвы, предоставляющей  возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.
    В программе выделены 5 направлений коррекционной работы в обучении учащихся 5-8 классов русскому языку и литературе: 1) повышение  учебной мотивации детей; 2) работа с агрессивными детьми (в каждом классе указанных групп учащихся имеются от 1 до 4 учеников с признаками агрессии); 3) работа с гиперактивными детьми; 4) работа  со слабоуспевающими учащимися; 5) работа с детьми с ОВЗ.
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на:
преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;
развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.
          
Направления работы
Программа содержания обучения русскому языку и литературе учащихся 5-8 классов включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— консультативная работа обеспечивает актуальность, системность и гибкость работы с  детьми с умеренно ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
— информационно-просветительская работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. 
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития  обучающегося с умеренно ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с умеренно ограниченными возможностями здоровья;
— анализ успешности коррекционно-развивающей работы. 
Коррекционно-развивающая работа включает:
— выбор оптимальных для развития ребёнка с умеренно ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными возможностями;
— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления дезадаптации и трудностей обучения;
— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию дезадаптивных проявлений;
— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка;
— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах в рамках правовых возможностей образовательного учреждения.
Условия повышения качества коррекционной работы:
- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
- побуждение к активной творческой речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью  учащихся 5-8 классов;
- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
-  использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
- максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
- разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия;
- организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.