Статья Игровые педагогические технологии как средство развития познавательной активности у детей с ограниченными возможностями здоровья
МБОУ «Замишевская СОШ»
Игровые педагогические технологии как средство развития познавательной активности у детей с ограниченными возможностями здоровья
Кухтина Зоя Михайловна,
учитель начальных классов
«Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский
В дошкольном возрасте основным видом деятельности детей является игра. С приходом в школу меняется их деятельность – ведущей становится учебная. Однако не должно быть резкой границы в деятельности ребенка при переходе в школу. Учебная деятельность должна строится из игровой. Поэтому на этапе школьного обучения игра должна занимать определяющее место.
В связи с особенностями развития дети с ограниченными возможностями здоровья в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанное усвоение общественного опыта, у них практически не происходит. Для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию их познавательной деятельности.
Основной формой воздействия на ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит коррекционно-развивающим играм.
Использование игр в учебном процессе способствует:
формированию уверенности в себе, заинтересованность в учении;
повышению самостоятельности;
развитию внимания, снятию напряжения, особенно при изучении нового и проверке знаний.
Таким образом, коррекционно-развивающая игра имеет две цели: одна из них коррекционно-развивающая, которую преследует учитель, а другая - игровая, ради которой действует ребенок.
Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали коррекцию и развитие познавательных процессов.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательное воздействие и нормальных условий жизнедеятельности.
Применение игровых технологий позволяет добиться решения не только образовательных задач, но сохранить работоспособность и повышать познавательную активность детей, кроме того дает возможность даже самым слабым обучающимся принимать участие в коллективной деятельности и чувствовать себя комфортно.
Мною на всех уроках используются игры и различные развивающие задания. Дети легко вовлекаются в игровую деятельность. “Игра для них учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться не заставляют, а увлекают”. Проводить игру можно на разных этапах урока.
Каждый учебный день начинаем с зарядки, эта форма проведения дает хороший эмоциональный настрой на весь день. Дети приветствуют друг друга, желают хорошего дня, по очереди показывают упражнения, проводятся игры на внимание, на развитие координации движений и т.д.
На уроках письма и математики провожу пальчиковые игры, которые способствуют развитию мелкой моторики. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. У детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание. Лучше ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. В играх используем шарики, кубики, кольца, пальчиковый театр.
На уроках чтения артикуляционные игры помогают выработке качественных, полноценных движений органов артикуляции и правильному произношению фонем.
Цепной текст. Дети, опираясь на выстроенные цепочки картинок, пересказывают текст, сказки и т.д. Эти игры помогают воображение, формирует пространственное представление, правильный грамматический строй речи, учат развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие и составлять распространенное связное высказывание.
Настольные игры-пособия. Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.
Компьютерные технологии. Использование компьютера с его огромными возможностями на различных уроках при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет разнообразить процесс обучения. Компьютерные технологии существенно изменяют способы управления учебной деятельностью, погружая в игровую ситуацию, излагая учебный материал с иллюстрациями, что также способствует повышению мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В учебной деятельности используются обучающие и развивающие компьютерные игры, служащие для усвоения и закрепления учебной программы. Особенно важно применение компьютера после объяснения нового материала, чтобы снять усталость. С этой целью можно использовать игровые программы, где, например, детям предлагается разложить в определенной последовательности репродукции картин с изображением разных времен года. Но важно помнить о соблюдении при этом санитарно-гигиенических норм. Таким образом, использование компьютера способствует не только повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявления учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений, что позитивно сказывается на мотивации.
Исходя, из выше перечисленного можно заключить, что усвоение знаний происходит гораздо легче и продуктивнее, если в учебном процессе использовать педагогические игровые технологии. Школьники гораздо меньше устают на уроке. При проведении игр школьники начинают чувствовать свою значимость, они принимают серьезные решения. Это подготавливает учеников к дальнейшей жизни в обществе.
Макаренко А.С. говорил, что «хорошая игра похожа на хорошую работу, каждому учителю необходимо научиться правильно использовать игру на уроке».
Литература:
Волина В. Учимся играя. Москва «Новая школа» 1994г.
Логические игры и задачи на уроках математики. Ярославль «Академия развития» 1997г.
Мамедов Н А. Копанчук С.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе. Томск «Социальная интеграция 2009 -2011гг.»
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. Москва «ВЛАДОС» 1994г.
15