Статья Формирование толерантности детей – как одно из необходимых условий перехода к инклюзивному образованию
Формирование толерантности детей – как одно из необходимых условий
перехода к инклюзивному образованию.
Батрак Яна Александровна,
педагог-психолог МБОУ «СОШ № 26»
г. Братска Иркутской области.
В статье раскрывается проблема социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования и опыт развития толерантности у детей с ограниченными возможностями и детей, их окружающих в общеобразовательной школе.
Перед нашим обществом стоит острейшая проблема вовлечения наших сограждан, имеющих некоторые особенности развития в социум, проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамках общества и на благо общества. Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» предполагает, что в любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В ходе инклюзивного образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
В этом аспекте толерантность является одной из ключевых компетентностей современного человека, поскольку от его готовности и способности жить и конструктивно действовать в многообразном мире зависит будущее человека.
Восемь принципов инклюзивного образования раскрывают суть толерантных взаимоотношений:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Под толерантностью в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность». Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира.
Практическая подготовленность ребенка к толерантному взаимодействию состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в формировании запаса творческих решений реальных социально-психологических задач, выработке потребности в нравственном поведении, уверенности в своих возможностях.
Ребенку с ограниченными возможностями свойственно искажение субъективного образа мира – представлений об отношении к себе и окружающему миру в целом. В качестве психологической защиты у него появляется отчуждение и нарушается адаптация к жизни. К наиболее часто встречающимся деформациям образа мира и нарушениям адаптации относят «комплекс жертвы» и «комплекс отверженности». Ребенок становится апатичным, беспомощным, отказывается от ответственности за себя и других, у него снижается самооценка, появляется привычка рассчитывать только на себя. В обоих случаях дети часто имеют пониженное настроение, полны предчувствия неудач. Это сочетается с интолерантностью и экстернальностью, то есть склонностью объяснять основную часть жизненных неудач внешними обстоятельствами. Подобное эмоциональное самочувствие оказывает негативное влияние на душевное благополучие детей, на их отношения с окружающими и усиливает социально-психологические и личностные конфликты. Как следствие – появляется непродуктивная адаптация к жизни. Именно такой тип адаптации провоцирует действие психологического механизма сопротивления изменениям, который активизирует глубинные психологические защиты. Позитивная адаптация к жизни – это процесс сознательного построения, упорядочивания или достижения человеком относительно устойчивых равновесных отношений между собой, другими людьми и миром в целом. На наш взгляд, именно этот процесс ставится во главу угла инклюзивного образования. Его основой является специально организованный процесс – социально-психологическое сопровождение семьи и личности ребенка.
На базе МБОУ «СОШ № 26» города Братска Иркутской области проводится экспериментальная работа по развитию толерантного поведения младших школьников. На основе результатов теоретического и эмпирического исследования проблемы толерантности определена структура толерантности личности, включающая следующие компоненты:ценностные ориентации, эмоциональную устойчивость, коммуникативную компетентность, эмпатию, ассертивность. Данная структура толерантности позволяет лучше понять психологические составляющие развития толерантного поведения ребенка.
Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий "толерантность" и "толерантная личность". Необходимо развивать все компоненты толерантности. Из этого следует, что воспитание толерантности – это, прежде всего воспитание внутренних качеств ребёнка, нравственных представлений, развитие их души. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Сформировать систему знаний школьника о самом себе и побуждать его к самопознанию;
2. Способствовать формированию у учащихся потребности в нравственном поведении;
3. Развивать эмоциональную децентрацию младших школьников;
4. Способствовать развитию умения адекватно воспринимать окружающий мир, людей, себя, разумно реагировать и управлять собой в процессе социального взаимодействия;
5. Научить детей осознанно действовать в ситуации выбора, быть уверенным в себе, ощущать свою «самость» и значимость.
6. Способствовать совершенствованию коммуникативных навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Решение этих задач отражено в моей коррекционно-развивающей программе «Я в Мире людей». Цель данной программы – развитие толерантности младших школьников. Программа является коррекционно-развивающей, так как направлена на преодоление проблем в общении, компенсацию недостатков в личностном развитии детей.
Программа состоит из четырех самостоятельных и одновременно дополняющих друг друга разделов:
«Выбираю ориентиры» - развитие ценностных ориентаций и коммуникативной компетентности;
«Управляю собой» - развитие эмоциональной устойчивости и коммуникативной компетентности;
«Сопереживаю» - развитие эмпатии и коммуникативной компетентности;
«Уверенно общаюсь» - развитие ассертивности и коммуникативной компетентности.
Программа обращена как к нормально развивающимся детям, так и к детям с ограниченными возможностями. Важнейшая идея программы - ценность каждой личности.
Данная программа была апробирована на базе МОУ «СОШ № 26» города Братска Иркутской области на группах детей, в которые были включены дети с ограниченными возможностями здоровья.
Также для оценки уровня развития толерантности в ходе эксперимента мной был разработан диагностический инструментарий: «Анкета самооценки навыков толерантного поведения младших школьников», «Анкета экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника».
После проведения коррекционно-развивающей работы у всех учащихся, посещавших занятия, по всем компонентам толерантности выявлена положительная динамика.
Результаты диагностики учащихся по «Анкете самооценки навыков толерантного поведения младших школьников» до и после проведения коррекционно-развивающей работы:
Как видно из гистограммы:
Показатель Коммуникативной компетентности учащихся увеличился с 4 баллов до 4,5 баллов.Показатель Ценностных ориентаций учащихся увеличился с 3,7 баллов до 4,6 баллов.Показатель Эмоциональной устойчивости учащихся увеличился с 1,2 балла до 3,3 балла.Показатель Эмпатии учащихся увеличился с 3,1 балла до 4,5 балла.Показатель Ассертивности учащихся увеличился с 3,2 балла до 4,2 балла
Результаты диагностики учащихся по «Анкете экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника»:
Показатель Коммуникативной компетентности учащихся увеличился с 3,4 балла до 4,5 балла;Показатель Ценностных ориентаций учащихся увеличился с 2,9 до 4,3 балла;Показатель Эмоциональной устойчивости увеличился с 1,2 балла до 2,9 балла;Показатель Эмпатии учащихся увеличился с 3,4 балла до 4,8 балла;Показатель Ассертивности учащихся увеличился с 2,8 балла до 4,1 балла.
Результаты диагностики до и после проведения коррекционно-развивающей работы:
После проведения коррекционно-развивающей работы показатель толерантности по «Анкете самооценки навыков толерантного поведения младших школьников» вырос на 4,3 балла и соответствует теперь показателю высокого уровня. По «Анкете экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника» показатель толерантности вырос на 3,9 балла и также соответствует показателю высокого уровня.
Наш опыт показывает, что совместное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся способствует более полной адаптации обеих категорий в социуме. Результатом эффективного психологического сопровождения становится адаптивная и толерантная личность, способная самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. Список литературы:
1. Алексеева Л. С. и др. Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе - комплексе Детская личность. Президентская программа Дети России. М.: Литера, 2006.
2. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. 2003. 4-5. с.159-165
3. Левченко Е.Г. Открытие школы Элиаса // Всероссийский Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004/2005 учебного года.- М., 2005. Интернет ресурс.
4. Левченко Е.Г. Формирование толерантности личности: Методическое пособие – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2005.
5. Моисеева Л.Г. Педагогические средства комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями./Самарский государственный университет. 2007-25 с.
6. Философскийэнциклопедическийсловарь / подред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: Инфра-М, 2011. — 576 с.