Система работы учителя математики по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
Система работы учителя математики по инклюзивному образованию
детей с ОВЗ
«Каждый ребенок уникален и он имеет право быть таковым».
Т.А. МонтлевичВ основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей. Она обеспечивает равное отношение ко всем детям и создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
В настоящее время большинство детей, обучающихся в нашей школе, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Они испытывает трудности при обучении по общеобразовательной программе. Дети терпят неудачу потому, что методы преподавания не учитывают индивидуальные потребности ребенка и не дают возможности успешного усвоения материала.
Для успешного освоения общеобразовательной программы, учащимся с ОВЗ необходимо предоставление особых условий. В первую очередь, речь идет об индивидуализации подходов к обучению, в частности, о подборе условий организации обучения, об индивидуализации формы выполнения заданий, о выборе оптимальных способов и сроков представления результатов, о качественном подходе при оценивании результатов.
Отметим, что любое изменение подходов к обучению не должно отрицательно влиять на его уровень. Любая индивидуализация подходов происходит в рамках общеобразовательной программы и не влияет на качество и количество получаемых знаний. Остановимся подробнее на возможных изменениях подходов к обучению.
Подбор условий организации обучения
Детей, страдающих трудностями переключения внимания необходимо заранее предупреждать о предстоящем окончании выполнения задания. При этом ребенку требуется разъяснить, в какое время он сможет закончить начатое. В качестве альтернативы, можно разрешить закончить задание дома, после уроков или на групповых занятиях.
Предоставление дополнительного времени напрямую зависит от цели выполнения задания. Если для получения полноценного результата требуется закончить задание, то необходимо предоставить ребенку данную возможность, переориентировав других учеников класса на новый вид деятельности.
Для учеников с трудностями усвоения математики возможно разрешить использование визуального ряда чисел (использование измерительной линейки и таблиц умножения, квадратов и кубов чисел при выполнении арифметических действий), а также использование калькулятора в случаях, когда целью задания не является выполнение арифметических действий. Рекомендовано научить ребенка самостоятельному использованию визуальных пособий (схем, графиков, таблиц справочной информации).
Для оценки понимания задания требуется получение обратной связи от ученика. При преподнесении нового материала или сложного задания необходимо удостовериться, что каждый ребенок правильно понял задание и готов к самостоятельному его выполнению. Для этого рекомендуется использовать уточняющие вопросы: «Что ты сделаешь, после того как прочитаешь?» и т.п.
Индивидуализация формы выполнения заданий
Среди детей встречаются те, чье понимание прочитанного текста на порядок выше, чем понимание устной информации. Поэтому, необходимо использовать письменную инструкцию, дублируя ее на доске или на индивидуальной карточке.
Детям с трудностями понимания речи и удержания инструкции необходимо поэтапное ее разъяснение: расчленение задания на этапы, прописывание алгоритма деятельности, повторение инструкции в упрощенном виде.
Для детей с трудностями понимания прочитанного необходимо дополнительное выделение ключевых слов в вопросе, задаче, инструкции.
Для повышения продуктивности деятельности некоторых детей необходимо дополнительное акцентирование внимания на цели задания. Ребенку важно четко осознавать, что он должен узнать из прочитанного текста, на что обратить внимание. При этом целесообразно постепенно научить самостоятельно выделять карандашом важные факты в параграфе. Проведя на уроке объяснение нового материала, выполнив некоторые упражнения на закрепление, задаю на дом или, если есть время, на уроке прочитать параграф, выделить главные мысли, найти в тексте параграфа о том, о чем я вообще не говорила на уроке. При рассмотрении материала по учебнику прошу учеников объяснить: как они понимают значение тех или иных слов, какие образы у них при этом возникают.
В дальнейшем ученики легко могут составить конспект предложенного материала, выделить главное из прочитанного, подобрать необходимую литературу для сообщения.
При работе с детьми со сниженным темпом письма целесообразно использовать листы с упражнениями, требующие минимального заполнения. На данный момент существуют рабочие тетради с готовыми заданиями, которые возможно использовать на уроке.
Предоставление краткого содержания параграфа поможет детям с трудностями концентрации внимания и низкой скоростью чтения успешно усвоить учебный материал. Всю дополнительную информацию, возможно, преподносить в виде подготовки сообщений, докладов, проектов и презентаций.
Очень часто для обеспечения успешности ученика необходимо заранее предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо будет ответить.
Выбор оптимальных способов и сроков представления результатов.
Предоставление возможности альтернативного ответа способствует успешности детей с ОВЗ. Детям с моторными трудностями и особенностями письменной речи целесообразно предоставить возможность устного сообщения. В тех же случаях, когда ребенку трудно отвечать перед всем классом или при своеобразии произношения рекомендованы письменные ответы.
Очень часто при выполнении тестовых заданий сложность представляет как понимание точного смысла самого теста, так и заполнение оценочных бланков. Мне кажется возможным оказание помощи на этом этапе.
В ряде случаев предоставление неограниченного времени для выполнения работы повышает ее качество. На мой взгляд, необходимо сделать акцент на достижении результата, а не на тренировке быстроты выполнения.
Встречаются ситуации, при которых для достижения оптимального результата необходимо предоставить возможность выполнения работы дома или индивидуально в специально отведенное время. Так же рекомендовано предоставить ребенку возможность переделать работу.
Качественный подход при оценивании результатов
В первую очередь хочется сказать, что похвала, как положительная оценка учителя, является более мотивирующей, чем полученная отметка в дневник.
Для повышения самооценки и создания ситуации успеха рекомендуется использовать индивидуальную шкалу оценок, ориентированную не только на непосредственный результат, но и на уровень затраченных усилий, усердие и индивидуальный «рост» ребенка.
С целью выведения более объективной итоговой отметки необходимо ежедневное оценивание работы ребенка, для того, чтобы единичная отметка за итоговый тест не стала решающей.
Возможно использование меньшего количества заданий для получения оценки.
При оценивании прочитанного материала рекомендуется обращать особое внимание на понимание прочитанного, не делая акцент на выразительности и скорости чтения.
. При индивидуальном обучении учитываются уникальные потребности всех учащихся и в первую очередь тех, у кого имеются затруднения в учебе. Необходимо развивать у учащихся ответственное отношение к учебе и желание применять технологии для приобретения знаний и навыков. Информационные технологии расширяют возможности обучения детей и могут быть особенно эффективными при обучении детей с ОВЗ, позволяют учителю выстроить индивидуальную педагогическую линию для каждого конкретного ребенка, учитывая особенности его развития.
Использование компьютера даёт возможность доставлять детям необходимый практический материал в доли секунды, активизирует познавательный и коррекционный процессы не только во временном, но и в качественном плане, позволяет индивидуализировать процесс коррекции, способствует положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы учителя. Как показывает практика, компьютерные технологии выгодно использовать в различных ситуациях на разных этапах урока:
1. При совершенствовании вычислительных навыков у обучающихся 5 классов, а так же при подготовке к ГИА в 8-9 классах: изучая или повторяя действия с рациональными числами, демонстрировать правила с помощью цветовых выделений или анимации: «бегающая» запятая при умножении или делении десятичных дробей, «битва» «+» и «-» при умножении и делении положительных и отрицательных чисел, использование математических правил в стихотворной форме и т.п.
2. При решении устных задач по готовым чертежам на геометрии: фигуры можно раскрасить разными цветами.
Например, изобразив множество многоугольников, можно попросить найти параллелограммы. При правильном ответе – нажатии на фигуру можно добавить звуковой эффект аплодисментов или визуальный – довольную рожицу, при неправильном ответе - фигура может менять свой цвет на багровый, «стыдясь за ученика».
3. Изучение нового материала (презентации лекционного материала расширяют возможности школьников осмыслить и запомнить необходимую информацию на уроке); Например, при изучении темы «Трапеция», среди предложенных фигур увидеть «незнакомый» четырехугольник. После обсуждения с учащимися, чем этот четырехугольник не похож на остальные, ввести название и виды новой фигуры – трапеция.
4. Первичное закрепление приобретенных на уроке знаний и умений (обучающие программы позволяют ребятам изучать учебный материал в удобной для них последовательности, выбирая нужный темп с остановками внимания на вопросах, вызывающих у них затруднения).
а) Назвать все векторы, равные AD, C1C, AD1,АА1.
б) Назвать коллинеарные векторы.
в) Назвать сонаправленные векторы.
C1
D1
B
AСDА1В1
5. Отработка теории (обучающее тестирование включает задачи с пошаговым разбором, что помогает ликвидировать пробелы в знаниях). Комфортность в работе с такими тестовыми тренажерами обеспечивается отсутствием наказания за неправильный ответ, снижение оценки. Напротив, существует поощрение за правильный ответ. Отсюда школьник испытывает положительные эмоции, поддерживающие позитивное отношение к учению и его успешность.
6. Контроль и коррекция знаний (проверочное тестирование) развивает умения учащихся не бояться ошибок, а действовать: находить необходимую информацию в случае получения неверного ответа в решаемой задаче; вместо наказания за неверное действие; ему предлагается еще раз поработать с теорией (текст, формулы, образцы пошагового решения задач)).Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. В результате сложные геометрические фигуры не рассматриваются. Конечно, это существенно обедняет геометрическое образование учащихся. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему, дают метод получения изображений самых разнообразных геометрических фигур, расширяют геометрические представления учащихся.
Самостоятельность и активность учеников способствует возможности самоуправления учебной работой на экране. Учитель может моделировать задачи математики для «слабого» и «сильного» ученика в ходе самостоятельной работы, разделив задачи на варианты разные по сложности. Информационные технологии позволяют дать учащимся уникальную возможность самим в процессе независимо от преподавателя узнать новое понятие, подметить закономерность, выдвинуть собственную гипотезу, прочувствовать, как возникают математические вопросы.
Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики, дает возможность у учащихся развивать пространственное воображение, логическое мышление, овладеть практическими приемами геометрических измерений и построений, использование компьютера на уроках математики способствует активной деятельности учащихся, а также позволяет делать уроки, не похожими друг на друга, что способствует интересу к учению.
Работа над индивидуализацией подходов к обучению требует от педагога наблюдательности, терпения и внимания к ребенку с особыми образовательными потребностями. Однако единожды собранная «копилка» способов и методов индивидуализации обучения позволит с успешностью обучать любого ребенка в условиях общеобразовательной школы.
Все дети могут учиться – мы должны создать подходящие условия для их обучения.
Литература:
ГОНЧАРЕНКО М.С. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. г. Москва, Центр психолого-медико-социального сопровождения «Зеленая ветка»
Смирнова И.М., Смирнов В.А. Компьютер помогает геометрии: Дрофа- М., 2003г.
Третьяк Т.М., Егоренкова И.Д. Преподавание геометрии в 7-8 классах использованием информационных технологий: http://ito. bitpro.ru/1998-1999/firms.html.
Чашук И.В. Компьютерные технологии на уроках математики:http://ito. bitpro.ru/1998-1999/c.html