Формирование ИКТ компетенций на уроках информатики в соответствии с требованиями ФГОС


Распутина Ольга Валерьевна
Учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ № 23 пос.Золотинка Нерюнгринский район, Республика Саха (Якутия)
Формирование ИКТ компетенций на уроках информатики в соответствии с требованиями ФГОС.
Смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий...
Гербер Маршалл МаклюэнСегодня одним из направлений модернизации образования является его информатизация, под которой понимается процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания школьников, а также контроля и оценку уровня знаний обучаемых.
Для современного общества получение новых знаний, освоение новых технологий, методов управления общественными и научными процессами приобретает важное значение. Любой вид деятельности должен проходить определенные этапы, которые непосредственно связаны со сбором информации, ее анализом, выбором приоритетных задач, нахождением оптимальных вариантов решения данных задач, формированием подходов к осуществлению задуманных целей.
В этой связи резко возросли требования к информационной компетентности личности, как одного из важных структурных компонентов профессиональной компетентности. Человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой, умение использовать предоставляемые возможности, то есть определенны уровень информационной культуры и культуры поведения в информационной среде. Информационная среда побуждает пользователя постоянно оценивать свои знания, уметь соотносить модели знаний и информации. В свою очередь, это не может не стимулировать процессы, завершающиеся получением новых знаний.
Когда идет речь о роли какого-либо урока в формировании определенных компетенций, уроку информатики отводится роль, вязанная с развитием информационной компетенции. Под компетенцией в ФГОС понимается способность  применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для    успешной    деятельности    в   определенной области.
Прежде чем перейти к понятию "Информационная компетентность" необходимо рассмотреть основополагающее понятие "Информации".
Термин "информация" происходит от латинского слова "information", что означает сведения об окружающем нас мире, о протекающих в нем процессах, которые воспринимают живые организмы, управляющие машины и другие информационные системы.
Информационная компетенция  - это сформированные при помощи реальных объектов и информационных технологий умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учащегося с информацией из различных учебных предметов и образовательных областей, а также содержащейся в окружающем мире. В образовательном процессе определены различные группы компетенций. Необходимо так построить учебный процесс на уроке информатики, чтобы каждая группа заняла свое место.
Урок информатики отличается от других учебных предметов следующим:
1. Наличие специальных технических средств (персональный компьютер, мультимедийные устройства, оргтехника, выход в Internet и пр.);
2. У каждого ученика в компьютерном классе индивидуальное рабочее место и доступ к общим ресурсам; гораздо реже практикуются ответы у доски, чем на других уроках. Индивидуальные ответы учеников приветствуются с места, что создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей;
3. На уроках информатики активная самостоятельна деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта;
4. К предмету "Информатика" у учащихся изначально высокая мотивация, а это создает учителю информатики благоприятные условия для работы в классе, развивая компетентности целеполагания.
Рассмотрим, какую деятельность в рамках предмета информатики учитель может организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций.
Уроки информатики призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций, в разрезе которых можно выделить следующие виды деятельности:
знакомство с компьютером, как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами ввода и вывода, обработки информации;
владение способами работы с информацией;
поиск информации в различных каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;
извлечение информации с различных носителей;
систематизация, анализ и отбор информации;
овладение техническими навыками работы с информацией;
преобразование информации;
овладение навыками работы с различными устройствами;
умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.
Из коммуникационных компетенций можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики:
владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задавать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защиты проектов и т.д.);
ведение диалога "человек" - "техническая система" (понимание принципов построение интерфейса, работы с диалоговыми окнами, настройка параметров среды);
умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.д.);
владениями телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками;
понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе формальных языков, систем кодирования, языков программирования, владение ими на соответствующем уровне);
умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети);
толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов.
Общекультурная компетенция получает особое развитие в ходе реализации творческих проектов на уроке информатики:
владение элементами художественно-творческих компетенций слушателя, читателя, исполнителя (проектирование дизайна сайта, создание презентаций, макетов полиграфической продукции, оформление художественных произведений с помощью компьютерной графики, музыкальных треков и т.д.);
понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития.
Главенствующую роль отводят учебно-познавательной компетенции, т.к. в ходе учебного процесса степень ее сформированности иногда в значительной степени определяет качество результата.
Учебно-познавательная компетенция выделяет:
умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности;
умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат;
владение навыками использования вычислительной техники, специальными приборами, применение методов статистики и теории вероятностей (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.);
умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.);
умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, создание презентаций и т.д.).
Таким образом, при выполнение заданий любого типа и сложности на уроках информатики обучающийся попадает в ситуацию необходимости:
1. Поиска и получения информации (ресурсы Internet, работа с поисковыми системами, открытыми мультимедийными энциклопедиями, электронными библиотечными системами и др.).
2. Обработки информации (анализ поисковой задачи, определение необходимых источников, проверка достоверности полученного материала).
3. Представление информации (работа с графическими и текстовыми редакторами, публикация результатов в Internetзадание на разработку мультимедийной презентации).
4. Передача и сохранение информации (защита рефератов, использование различных носителей информации и компьютерных телекоммуникаций).
На современном этапе именно информационная компетентность становится показателем нового качества образования, что соответствует требованиям ФГОС.
Список литературы:
1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / АГ. Асмолов. - М.: Просвещение, 2014.
2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. 
3. Зверева Ю. С. Информатизация образования // Молодой ученый. - 2016. - №6.3.
4. Костенко С. Л., Симаков М. А. Информационная компетентность как планируемый результат освоения ФГОС // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015.
5. Семенов А. Л. ИКТ-компетентности учащихся. ИКТ - как инструментарий универсальных учебных действий: подпрограмма формирования: http://ito.edu.ru/sp/publi/publi-0-Semenov.html